Олимпийские игры в Древней Греции.pdf

Конспект открытого урока по истории Древнего мира (5 класс)
Учитель: Киштыкова Елена Ахмедовна
Тема урока: Олимпийские игры в Древней Греции
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: формирование исторического сознания и исторического стиля
мышления школьников через осмысление истории зарождения Олимпийских
игр в древности и их значения для современности
Программное содержание: Зарождение и значение Олимпийских игр, их
общегреческий характер. Подготовка атлетов к Играм. Порядок проведения.
Виды состязаний. Награждение победителей. Олимпийские игры в древности
и современности. Материал об олимпийских чемпионах КабардиноБалкарии.
Основная идея урока: Спорт – это вестник мира. Именно спорт объединяет
людей всех стран на современных Олимпийских играх.
Основные образовательные результаты:
В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они
были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;
Формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные
1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую,
концептуальную информацию).
2. Выявлять причинно-следственные связи.
3. Делать выводы.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и
использовать.
5. Доказывать.
6. Сравнивать.
7. Анализировать – выделять главное.
8. Представлять информацию в разных формах (текст).
Личностные
1.Оценивать свои и чужие поступки.
2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.
Коммуникативные
1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
2. Создавать устные и письменные тексты.
Технология обучения: объяснительно-иллюстративная

Форма урока: традиционная
Основные понятия: стадий, стадион, атлет, ипподром
Основные даты: 776 г. до н.э. – начало Олимпийских игр
Имена исторических деятелей: Пьер де Кубертен
План изучения нового материала:
1. История возникновения Олимпийских игр.
2. Организация и проведение олимпиады.
3. Знаменитые атлеты.
4. Современные Олимпийские игры.
Оборудование урока:
Тип урока: работа в группах.
Оформление доски: на доске дата, тема и главный вопрос урока, основные
даты и понятия, в правом верхнем углу Д/З (§41, написать рассказ от имени
участника или зрителя Олимпийских игр)

Ход урока
Деятельность учителя
I.Организационный момент
Приветствие, отметка отсутствующих, проверка
готовности к уроку.
Учитель: Ребята, посмотрите пожалуйста на
свои руки, обратите внимание, какая эта
удивительная часть нашего тела, руки помогают
по-особенному выражать наши эмоции, иногда
даже самое легкое прикосновение, значит больше
чем слова. Давайте возьмемся за руки и
почувствуем тепло дружеских рук, поддержка нам
сегодня пригодится обязательно т.к. работать мы
будем в группах.
Учитель: Ребята, я сегодня приглашаю вас в
путешествие, но только оно виртуальное, его
особенность, в том, что мы будем перемещаться
во времени и в пространстве, не покидая стен
этого кабинета, используя для этого источники
информации и наше воображение.
II. Мотивирование к учебной деятельности
Тему нашего урока...а впрочем, постарайтесь
сформулировать её сами. Она спрятана в этом
сундучке. Итак, "Заморочки из сундучка". Есть
предположение? Молодцы!

Деятельность учащихся
На столах: учебник,
тетрадь, письменные
принадлежности

венок, амфора,
олимпийские кольца
Играет
музыка
греческого композитора
Самараса,
автора
олимпийского гимна.

Тема нашего урока «Олимпийские игры в Древней Слайд.1
Формулировка темы:
Греции»
«Олимпийские игры
Древней Греции»
Запись в тетрадь
-Запишите число и тему урока в тетрадь.
III. Постановка цели и задач урока.
Слайд 2.
- Тему мы сформулировали. А теперь попробуем
определить цель урока. О чем сегодня мы должны - предположения
получить общее представление?
обучающихся
Для этого мы поставим перед собой задачи, т.е.
подробнее попробуем назвать, о чем мы должны
узнать сегодня. Как вы думаете, о чем?
1. Где и когда зародились Олимпийские игры
2. Кто мог участвовать?
3. По каким видам спорта проводились

в

соревнования?
4.Чем награждали победителей?
Кроме того, в конце урока, нам нужно будет Запись главного вопроса в
ответить ещё на один вопрос:
тетрадь
- Что общего и различного между Олимпийскими
играми древности и современности?
Слайд 3
-Занимала юг Балканского
полуострова, соседние
острова, а также
побережье Малой Азии.)
-Элладой, эллинами.
-Как сами греки называли себя и свою родину?
- Зевса, Посейдона, Аида,
- Каких богов древние греки особенно почитали и Деметру, Афину, Диониса
и т.д.Греки считали, что
почему?
боги помогали во всех их
занятиях).
-А вы знаете, почему игры Древней Греции
Предположения
называются Олимпийскими?
учащихся.

IV. Первичное усвоение новых знаний.
1.
-Прежде чем начать путешествие давайте
вспомним?
. -Где находится Древняя Греция?

Учитель: Олимпия была местом проведения
Олимпийских игр, т.к. до нее было легко
добираться из всех греческих городов. Олимпия
была расположена: на северо-западе,
полуострова Пелопонес.
Ученые смогли реконструировать (восстановить)
вид этого древнегреческого городка.
Учитель: Олимпийские игры являются одной из
особенностей греческой культуры. В год
Олимпийских игр разносили по городам Эллады
радостную весть: «Все в Олимпию! Священный
мир объявлен! Дороги безопасны! ». На время
игр запрещались войны между враждующими
Греческими полисами. Нарушителей отстраняли
от игр, наказывали штрафами – 2 мины серебра
(54 кг). Кроме того, греки считали, что боги
насылают на нарушителей проклятья.
И так переносимся в Олимпию!
Учитель:
-А более подробно об Олимпийских играх мы
узнаем работая в группах.

Учебник, с.202.

Напомню главное правило успешной работы в
группах:
Понапрасну не болтай
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты решай задачи сам,
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придет на помощь друг!

Слайд
Запись в тетрадь:
776 г. до н.э. – первые
Олимпийские игры

Каждая группа, изучив текст учебника, материал,
который у вас предложен, иллюстрации должна
ответить на вопросы, а свой ответ представить в
виде ментальной карты и рассказа, это 1и 2
группа, а 3 группа в виде таблицы и рассказа.

Слайд 6.: Ментальная
карта-представление
информации в виде схем

А ответ на проблемный вопрос дать устно.
Первая группа вы освещаете историю
возникновения Олимпийских игр.
Вторая группа, вы готовите программу
олимпийских игр.
Третья группа Олимпийские игры в
современности.
Учитель: Будьте внимательны, слушайте ответы
других групп, так как нам нужно ответить на
главный вопрос: «Что общего и различного между
Олимпийскими играми древности и
современности?»
Вопросы 1 группе:
1. Где и когда зародились олимпийские игры?
2. В какое время проходили?
3. Кому посвящались Олимпийские игры?
4. Кто мог участвовать?
Проблемный вопрос:
1.Предположите, могли ли проводиться такие
состязания для женщин, если да, кому они могли
быть посвящены?
Девы могли соревноваться в своих играх,
называвшихся Гереями в честь Геры, жены Зевса.
Гереи состояли из трех забегов: для девочек,
девушек-подростков и молодых женщин длиной
в одну дорожку на олимпийском стадионе,

Работа с линией времени
в тетради

укороченную на одну шестую соразмерно
женскому шагу.
Учитель : Почти за год до начала игр все
участники обязаны были приступить к
тренировкам в своем родном городе. День за
днем десять месяцев подряд неустанно
упражнялись атлеты (участники состязаний,
люди крепкого телосложения, силачи) . А ровно
за месяц до открытия игр им надлежало прибыть
в Южную Грецию и там поблизости от Олимпии
продолжить подготовку.
Вопросы 2 группе:
1. Сколько дней продолжалась программа
Олимпийских игр?
2. Какова была программа игр?
Проблемный вопрос:
1.Предположите, для чего во время церемонии
награждения победителя, называли его имя и
родной город.
Учитель:
Победитель Олимпийских игр в Древней Греции
назывался олимпиоником. В 5-й день Игр
проходило награждение победителей. Перед
храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой
кости. На нём лежали венки из ветвей священного
оливкового дерева храма Зевса. Победители один
за другим подходили к главному судье, который
возлагал на их головы венки. Глашатай в это
время объявлял имя атлета и называл его родной
город. Зрители кричали: «Слава, слава
победителям!». Награды, которых удостаивались
олимпионики, не ограничивались только венками.
Они получали амфоры с маслом, быков. Списки
олимпиоников высекали на мраморных плитах в
Олимпии и в родном городе. От родного города
победителю полагались: пурпурная одежда,
деньги, пожизненная пенсия, почётное кресло в
театре, пожизненное питание, прижизненная
статуя (для победивших 3 раза), мраморная стела с

Словарная работа
Атлет
Ипподром
Стадион

Слайд 13. пустой

хвалебной надписью, освобождение от налогов и
повинностей.
Учитель:
Представим себя участниками
древнегреческой Олимпиады, проведем разминку.
Физминутка
Физкультминутка
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание
рук)
Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)
Будь атлет всегда готов!
Учитель: Ребята нам рассказали, как проходили
олимпийские игры в древности, а 3 группа нам
расскажет о современных олимпийских играх.
Вопросы 3 группе:
Заполните таблицу: Олимпийские игры в
современности
Вопросы

Современные
игры

С какого момента
современные
олимпийские игры
ведут свой отчет?
Периодичность
проведения
Время проведения
Место проведения
Участники
Продолжительность
Количество
состязаний
Символ
олимпийских игр
Проблемный вопрос: «Как вы думаете,
современные олимпийские игры, проходят ради
прославления страны, или ради собственной

Работа в группах
Слайд с заданием
Представление
результатов работы групп

славы».

Учитель: Прославляя себя, спортсмены конечно
прославляют свою страны. А мне хотелось бы
добавить :
Рассказ учителя
Пьер де Кубертен предложил в 1894 г. проводить
Олимпийские игры. Первые современные
олимпийские игры состоялись в 1896 г. в Греции в
г. Афины. И с тех пор каждые 4 года зажигается
священный огонь в Олимпии, а затем по эстафете
передается на место проведения игр. - Таким
образом, слава об Олимпийских играх и
выдающихся атлетах пережила века.
Пьер де Кубертен написал «Оду спорту», т.е.
хвалебную песнь. Фраза из этой оды стала
знаменитой. Эта фраза: «О, спорт! Ты – мир!»
Именно эта фраза и раскрывает значение
Олимпийских игр.
Отдельно хотелось -бы сказать о победителях и
призерах
Олимпийских игр из
КабардиноБалкарии –Борис Шухов (велоспорт) – чемпион
Олимпиады-1972 в Мюнхене, Сергей Рогожин
(конный спорт) – командный - чемпион
Олимпиады-1980 в Москве, Елена Ахаминова
(волейбол) – чемпионка Олимпиады-1980 в
Москве, Мурат Карданов (греко-римская
борьба) – чемпион Олимпиады-2000 в Сиднее,
Хасанбий Таов (дзюдо) – бронзовый призер
Олимпиады-2004
в
Афинах,
Хаджимурат
Аккаев, бронзовый и серебряный призёр
Олимпийских игр и другие. Несомненно, их
заслуженные награды стали не только гордостью
республики, но и осветили путь к новым победам
будущим поколениям спортсменов. 1 сентября
2016 года рядом с дворцом спорта в центре
Нальчика заложили Аллею олимпийской славы из
голубых елей. Деревья посадили чемпионы и
призеры Олимпиад из Кабардино-Балкарии.

Фронтально высказывают
предположения

Слады с изображением
Пьера де Кубертена,
Олимпийских игр в
Афинах

Фронтально высказывают
предположения
Фронтально

-А теперь ребята посмотрите на все ли вопросы
мы с вами дали ответ?
А на последний вопрос мы ответили?
А теперь, самое время вернуться к нашему
главному вопросу:
«Что общего и различного между Олимпийскими
играми древности и современности?»
Учитель: Олимпийские игры, унаследовав
благородные традиции и ритуалы античного
праздника, и сегодня остаются событием мировой
важности, большой социальной значимости,
служат не только поводом к демонстрации
спортивных достижений, но и возможностью
людям разных взглядов и национальностей лучше
узнать друг друга, объединиться, пусть ненадолго,
в одном общем переживании.
Рефлексия
Учитель: Любой труд требует оценки .Оцените
работу своей группы используя "Олимпийский
огонь" и таким образом мы узнаем ещё об одной
традиции:
Слайд 16. Красный –« Победитель» (активно
работал, все понял, всё получалось)
Жёлтый-«Близок к победе» (активно работал,
иногда испытывал затруднения)
Синий- «Стремлюсь к победе» (я старался быть
активным, были трудности, есть над чем
поработать)
Итоги урока.
Ребята, я благодарю вас за активную работу на
уроке, умение слушать, рассуждать, делать
предположения, выводы.
И в заключении я хочу вас призвать к тому,
чтобы вы стремились к здоровому образу жизни,
любили спорт, так как он развивает точность,
быстроту реакции, силу, выносливость и массу
других качеств. И я надеюсь, что среди вас
будущий
олимпийский
чемпион,
который

принесёт славу нашей стране.
Ребята, а вы для меня все победители, поэтому я
награждаю вас вот такими золотыми медалями
Вернёмся к нашей бочке, что же в ней находится
сейчас, есть предположения?
(шоколадные медальки)
А наш урок на этом наш закончен. Всем спасибо
за работу.

1. Где и когда зародились Олимпийские
игры?
2. Кто мог участвовать?
3. По каким видам спорта проводились
соревнования?
4.Чем награждали победителей?
5. Что общего и различного между
Олимпийскими играми древности и
современности?

Ментальная картапредставление
информации в виде
схем

Вопросы 1 группе:
1. Где и когда зародились олимпийские
игры?
2. В какое время проходили?
3. Кому посвящались Олимпийские игры?
4. Кто мог участвовать?
Предположите, могли ли проводиться
такие состязания для женщин, если да,
кому они могли быть посвящены?

Вопросы 2 группе:
1. Сколько дней продолжалась программа
Олимпийских игр?
2. Какова была программа игр?

Предположите, для чего во время
церемонии награждения победителя,
называли его имя и родной город.

Вопросы 3 группе.
Современные олимпийские игры
Вопросы
С какого момента современные олимпийские
игры ведут свой отчет?
Периодичность проведения
Время проведения
Место проведения
Участники
Продолжительность
Количество состязаний
Символ олимпийских игр

Современные игры

«Как вы думаете, современные
олимпийские игры, проходят
ради прославления страны, или
ради собственной славы».

«Что общего и
различного между
Олимпийскими
играми древности и
современности?»

Красный –« Победитель» (активно работал,
все понял, всё получалось)
Жёлтый-«Близок к победе» (активно
работал, иногда испытывал затруднения)
Синий- «Стремлюсь к победе» (я старался
быть активным, были трудности, есть над
чем поработать
)

Д/З (§41, написать
рассказ от имени
участника или зрителя
Олимпийских игр)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».