Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Новая Балкария» Принято на заседании педагогического совета МКОУ СОШ с.п.Новая Балкария Протокол от 16.04.2023г Утверждено Приказом директора МКОУ СОШ с.п.Новая Балкария от 16.04.2023г.№36/1 ПОЛОЖЕНИЕ о постановке на внутришкольный учет и снятия с внутришкольного учета I. Общие положения: Положение о внутришкольном учете (далее - Положение) подготовлено на основании следующих нормативных правовых актов: • Конституцией РФ; • Семейным кодексом РФ • Федеральными законами: • от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". • от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» в ред от 24.04.2020г • письмом Минобрнауки России от 28.04.2016 № АК-923/07; • локальными нормативными актами и уставом организации. Положение регламентирует порядок постановки на учет, снятия с учета и ведения учета отдельных категорий несовершеннолетних обучающихся, подлежащих учету, в МКОУ СОШ с.п.Новая Балкария (далее - Школа). 1.2 Основные цели и задачи по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются Целью данного документа является: формирование полной и достоверной информации о несовершеннолетних, подлежащих учету, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а также анализ и использование данной информации для принятия управленческих решений, направленных на организацию защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики совершения ими правонарушений, устранение причин и условий, способствующих их безнадзорности и правонарушениям. Задачи: • обеспечение выявления несовершеннолетних, нуждающихся в оказании помощи, социально-педагогической реабилитации, организации с ними работы по предупреждению совершения ими правонарушений и (или) антиобщественных действий; • систематизация информации о несовершеннолетних, подлежащих учету, необходимой для организации индивидуальной профилактической работы, деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - профилактика); • обеспечение анализа информации о несовершеннолетних, подлежащих учету; • определение оснований и приоритетных направлений плановой работы по профилактике и индивидуальной профилактической работе; • обеспечение контроля и оценки эффективности деятельности по профилактике и индивидуальной профилактической работе; • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. • принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. 1.3 Внутришкольный учёт. Внутришкольный учет - совокупность действий организации, совершаемых с использованием средств автоматизации или без таковых, по учету информации о несовершеннолетних обучающихся, имеющих основания для постановки на такой учет, установленные настоящим положением. Учет может вестись в форме банка данных или журналов учета с оформлением дел на каждого обучающегося. В формах учета отражается в том числе информация о дате и основании постановки на учет, динамике индивидуальной профилактической работы, дате и основании снятия с учета. 1.4 В Положении применяются следующие понятия: • несовершеннолетний обучающийся с девиантным поведением - физическое лицо, не достигшее возраста 18 лет, осваивающее образовательную программу, в отношении которого в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" проводится или может проводиться индивидуальная профилактическая работа; • девиантное поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией; • персонифицированный учет несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением - совокупность действий (операций), совершаемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с данными о несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение. • безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или)содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; • беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или)места пребывания; • несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ) • антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц; (абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111- ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.04.2005 N 39-ФЗ, от 29.06.2015 N 179-ФЗ) • семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ) • индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении; • куратор-лицо, которому будет поручено приказом директора или Советом профилактики вести профилактическую работу с несовершеннолетним. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к коррекции несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних , обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. II Категории несовершеннолетних, подлежащих учету в образовательной организации 2.1 В образовательных организациях учету подлежат следующие категории несовершеннолетних. отнесенные к категориям лиц, предусмотренным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ, п. 14 Федерального закона № 120-ФЗ поставленные на учет с согласия директора, нуждающиеся в социально -педагогической реабилитации, оказании иных видов помощи, организации с ними работы по предупреждению совершения ими правонарушений и (или) антиобщественных действий (п.2ст. 5 Федерального закона от 24.06.1999г№ 120-Ф) в отношении которых органы и учреждения системы профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу: • контроль за поведением, которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц (безнадзорные), в том числе, если данные несовершеннолетние не имеют места жительства и (или) места пребывания (беспризорные); • занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; • употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; • совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; • совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, то есть до 16-летнего возраста; • освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; • совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; • обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовнопроцессуальным кодексом Российской Федерации (например, подписка о невыезде, личное поручительство, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог); • условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; • которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора; • освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации; • осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; • осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. организации индивидуальной профилактической • При работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением следует учитывать положения пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, который дает право органам, осуществляющим управление в сфере образования, и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, с согласия их руководителя, проводить индивидуальную профилактическую работу с лицами, не указанными в пунктах 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120ФЗ. • вовлеченные в криминальные субкультуры, объединения антиобщественной направленности; • проявляющие признаки девиантного, деструктивного, маргинального поведения, аутоагрессии; • вовлеченные в экстремистскую деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. • систематически пропускающие по неуважительным причинам занятия в Школе; • систематически (неоднократно в течение шести месяцев) допускающие неисполнение или нарушение устава Школы, Правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов Школы; • совершившие самовольные уходы из семей и иные. III Основания для учета несовершеннолетних в ОО. 3.1. Основания для постановки на внутришкольный учёт учащегося: Основания для постановки на внутришкольный учёт несовершеннолетних исходят из статьи 5, Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: • Учет включает осуществление обработки (получение, сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение)), использования, передачи (распространение, предоставление, доступ), обезличивания, блокирования, удаления, уничтожения данных о несовершеннолетнем и организации индивидуальной профилактической работы в его отношении, в том числе с использованием информационных систем. • Основаниями для постановки на учет несовершеннолетних, являются сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, об отнесении их к категориям лиц, установленным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120- ФЗ, и (или) постановление территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с поручением об организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего. • Основанием для учета несовершеннолетних, является решение Совета профилактики Школы, утвержденное директором. • Общим основанием для учета несовершеннолетних, указанных в пункте 2.1 Положения, в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ, является утвержденное директором заключение по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений. IV Основания для постановки на внутришкольный учёт семьи, в которойродители (законные представители) не исполняют обязанности В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. - не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей. - злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками; -отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков т.д.). - допускают в отношении своих детей жестокое обращение. V Порядок учета несовершеннолетних в образовательных организациях профилактической работы Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением при наличии одного из следующих документов: 5.1 заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики; 5.2 приговор, определение или постановление суда; 5.3 постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; 5.4 документы, определенные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120ФЗ, как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики; 5.5 заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений. 5.6 документы поступившие в школу из органов и учреждений системы профилактики сведения об отнесении несовершеннолетних к категориям лиц, установленным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120- ФЗ, постановления территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с поручениями об организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних с резолюцией директора «Для постановки на учет» незамедлительно передаются социальному педагогу или лицу, ответственному за ведение учета. 5.7 В целях обеспечения коллегиальности выработки перечня эффективных и в профилактических реабилитационных мероприятий отношении несовершеннолетнего полученное представление о необходимости учета несовершеннолетнего рассматривается Советом профилактики Школы. 5.8 Социальный педагог в срок не более трех рабочих дней с момента регистрации информации в Школе: • вносит сведения об обучающемся в Журнал учета отдельных категорий в несовершеннолетних обучающихся, отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа в Школе (приложение ) (далее - Журнал учета); • направляет в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав предложения в рамках компетенции и имеющихся в Школе возможностей для включения в межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы, утверждаемые территориальной (муниципальной) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (в случае их разработки). 5.9 Ведение Журнала учета осуществляется на бумажном (электронном) носителе. Датой постановки несовершеннолетнего на учет в Школе является дата фиксации сведений в Журнале учета. 5.10 В случае поступления в Школу информации о выявлении несовершеннолетних, указанных в пункте 2.0 Положения, указанных несовершеннолетних социальный педагог, педагог-психолог Школы либо классный руководитель обучающегося несовершеннолетнего направляют директору или в Совет профилактики обоснованное представление о необходимости учета несовершеннолетнего (приложение ). 5.11 Представление о необходимости учета несовершеннолетних рассматривается директором или Советом профилактики не позднее 10 дней с момента его получения. 5.12 По результатам рассмотрения указанного представления может быть вынесено одно из следующих решений: • об учете несовершеннолетнего и организации с ним индивидуальной профилактической работы, направленной на устранение причин, послуживших его основанием; • о нецелесообразности учета несовершеннолетнего; • о нецелесообразности учета несовершеннолетнего и об организации контроля за его поведением со стороны классного руководителя, иного педагога образовательной организации. 5.13 В случае принятия решения о постановке несовершеннолетнего на учет и организации с ним индивидуальной профилактической работы, направленной на устранение причин, послуживших его основанием, информация о несовершеннолетнем, подлежащем учету, передается социальному педагогу или лицу, ответственному за ведение учета, для внесения в Журнал учета. 5.14. Решение директора Школы оформляется приказом, распоряжением либо наложением резолюции на представление о необходимости учета несовершеннолетнего. 5.15. Решение Совета профилактики оформляется в виде протокола заседания. 5.16. Решение об учете несовершеннолетнего в срок не более трех рабочих дней с момента осуществления учета доводится до сведения: • родителей (законных представителей) несовершеннолетнего; • директора Школы (в случае принятия решения Советом профилактики); • классного руководителя несовершеннолетнего обучающегося; • представителя органа или учреждения системы профилактики, представившего сведения в образовательную организацию; • территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; иных органов и учреждений системы профилактики (при выявлении необходимости организации взаимодействия). 5.17. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте пункта 2.0 Положения, индивидуальная профилактическая работа осуществляется Школой во взаимодействии с иными органами и учреждениями системы профилактики согласно межведомственным планам (программам) индивидуальной профилактической работы, утвержденным территориальной (муниципальной) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, или в рамках исполнения постановлений территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей. 5.18. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте пункта 2.0 Положения, индивидуальная профилактическая работа, направленная на устранение причин, послуживших основанием для их учета, проводится согласно плану воспитательной работы, индивидуальному плану профилактической работы, утвержденным директором. По инициативе Школы также в индивидуальной профилактической работе могут участвовать иные органы и учреждения системы профилактики. 5.19. В отношении всех категорий несовершеннолетних, подлежащих учету в образовательной организации, формируются наблюдательные дела. К наблюдательному делу несовершеннолетнего приобщаются: • документы, содержащие сведения, послужившие основанием для учета несовершеннолетнего (заявление); • сведения об информировании родителей (законных представителей) несовершеннолетнего о постановке его на учет; • справка об установочных данных несовершеннолетнего; • акт о закреплении куратора за обучающимся несовершеннолетним; • акты обследования условий жизни несовершеннолетнего; • характеристики несовершеннолетнего от классного руководителя, куратора (оформляются один раз в месяц с отражением динамики произошедших изменений в поведении, учебе сведения о пропусках учебных занятий обучающимся в течение учебного периода (с указанием причин отсутствия); сведения о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей; • планы, программы и иные документы индивидуального планирования работы в отношении несовершеннолетнего, ежеквартально актуализируемые; • результаты тестирования диагностик, анкетирования, несовершеннолетнего; • рекомендации педагога-психолога классному руководителю, социальному педагогу, педагогам по работе с несовершеннолетним, сведения об их реализации; • отчеты, служебные записки, докладные сотрудников образовательной организации и иные документы, свидетельствующие о проводимой с несовершеннолетним работе; • сведения об организации воспитательной работы, общественно-полезной, культурно-досуговой деятельности, кружковой занятости несовершеннолетнего в образовательной организации, организациях дополнительного образования и иных, участии в деятельности детских и молодежных общественных организаций, движений, ученическом самоуправлении; • сведения об оказании в рамках межведомственного взаимодействия различных видов помощи несовершеннолетнему органами и учреждениями системы профилактики; • сведения о принятых решениях, примененных мерах воздействия в отношении несовершеннолетнего по итогам рассмотрения материалов на заседаниях территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; • документы, свидетельствующие о возможности снятия обучающегося с учета в образовательной организации (ходатайства о снятии с учета); • иные документы, необходимые для организации работы с несовершеннолетним. VI. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы: Сроки проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающими с девиантным поведением определяются органами, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, следует обратить внимание, что в случае, если индивидуальная профилактическая работа проводится на основании заявления несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей, она может быть прекращена также на основании заявления указанных лиц VII Основания для снятия с внутришкольного учета учащегося. Решение о постановке на учет и снятии с учета в отношении несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением может приниматься как единолично руководителем образовательной организации, так и коллегиальным органом управления образовательной организации (например, советом профилактики, педагогическим советом), что обусловлено пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 • позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего, сохраняющиеся длительное время (например, в течение трех месяцев несовершеннолетний успевает по всем учебным предметам, либо не допускает нарушений устава и правил внутреннего распорядка образовательной организации); • окончание обучения в образовательной организации; • перевод в иную образовательную организацию; • достижение возраста 18 лет; • сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, о том, что отпали обстоятельства, вызывающие необходимость в дальнейшем проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним (например, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривающее прекращение нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении). VIII. Ответственность за организацию и ведение внутришкольного учета 8.1. Ответственность по ведению учета, а также формированию наблюдательных дел, несовершеннолетних, подлежащих учету (при их наличии), возлагается приказом директора на заместителя директора по воспитательной работе, а в случаях его отсутствия, иным лицом (социальным педагогом, классными руководителями), на которое руководителем образовательной организации возложены обязанности по ведению учета. 8.2. Ответственность за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается приказом директора на социального педагога. 8.3. Контроль за ведением учета, оценка эффективности деятельности по профилактике, индивидуальной профилактической работе осуществляется руководителем образовательной организации, а также лицом, на которое руководителем образовательной организации возложены указанные обязанности. 8.4. Ответственный за организацию ведения внутришкольного учета анализирует условия и причины возникновения негативных проявлений среди обучающихся и определяет меры по их устранению. 8.5. Контроль за качеством исполнения проводимой работы возлагается на директора образовательной организации.