Аннотации к рабочим программам по русскому языку 10-11 класс

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Русский язык» в 10 классе.
Рабочая программа по русскому языку 10 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Закон об образовании в
Российской Федерации» (п.22 ст.2, ч.1,5 ст.12, ч.7 ст.28, ст.30, п.5 ч.3 ст.47,
п.1 ч.1 ст. 48);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №
1897;
- Приказом № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- «Примерной основной образовательной программой основного общего
образования», одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. №1/15)
- ООП основного общего образования МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария (в
соответствии с ФГОС ООО);
- Учебным планом МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария на 2023-2024 уч.г.
- «Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных
предметов, курсов по ФГОС НОО, ООО МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария
Рабочая программа реализуется по УМК:
Программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)
общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой (учебник: Н. Г.
Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Просвещение»,
2021г.) Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и
науки Российской Федерации». обеспечивающий программу, входит в
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в
образовательных учреждениях.
Место предмета в учебном плане:
Количество часов по учебному плану - 68
в неделю- 2 часа.
Количество часов совпадает с количеством часов, предусмотренных
Федеральным базисным учебным планом.

Изучение русского языка направленно на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения;
-развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков
самоорганизации и саморазвития;
- готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего
гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как
многофункциональной развивающейся системе;
- взаимосвязи основных единиц и уровней языка;
языковой норме, и её функциях;
– стилистической системе русского языка; нормах речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных
интерпретаций;
-в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым
явлениям;
-оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности,
соответствие в сфере и ситуации общения;
- разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике,
в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
Задачи:
- повысить качество обучения учащихся через использование новых
образовательных технологий на уроках русского языка.
- Создать систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, а
также общей среды для проявления и развития способностей каждого
ребёнка, его потенциальных возможностей, стимулирование и выявление
достижений одарённых детей.
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях
языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике,
правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике
речевого общения основных норм современного
русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность
учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с
одновременным расширением знаний, учащихся о стилях, их признаках,

правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и
письменные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в разных сферах общения;
-осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и
навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей
и жанров, работа с различными информационными источниками.
Разделы программы:
Общие сведения о языке. (2 часа)
Фонетика, орфоэпия, орфография (5 ч)
Лексика и фразеология (10 ч)
Морфемика и словообразование (6 ч)
Морфология и орфография (17 ч)
Синтаксис и пунктуация (15 ч)
Речь, функциональные стили речи (9 ч)
Научный стиль речи(4 ч)
Содержание разделов и тем:
ВВЕДЕНИЕ Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке.
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и
уровней языка.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Формы существования русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур. Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.
Изобразительно выразительные средства русского языка. Омонимы и их
употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление.
Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного
русского языка. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы.
Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных
и согласных звуков. Ударение.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы

корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и
непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование.
Морфологические способы словообразования. Понятие
словообразовательной цепочки. Неморфологические способы
словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы
формообразования в современном русском языке.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и
орфографии. Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые
безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких и глухих
согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ,
ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание удвоенных согласных. Правописание
гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы
после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных
букв. Правила переноса слов.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Имя существительное Имя существительное как часть речи. Лексикограмматические разряды имен существительных. Род имен существительных.
Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имен
существительных и аббревиатуры. Число имен существительных. Падеж и
склонение имен существительных. Морфологический разбор имен
существительных. Правописание падежных окончаний имен
существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах
имен существительных. Правописание сложных имен существительных.
Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Лексикограмматические разряды имен прилагательных. Качественные
прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных
прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы
степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм
степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных
прилагательных. Особенности образования и употребления кратких
прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого;
их семантические и стилистические особенности. Прилагательные
относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления
притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного
разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и
относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных
прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание
сложных имен прилагательных.
Имя числительное Имя числительное как часть речи. Лексико-

грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные
числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности
склонения имен числительных. Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления
собирательных числительных.
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение,
стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы
глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского
глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное,
сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола. Морфологический разбор
глагола. Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и признаки
прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.
Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в
причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в
прилагательные и существительные.
Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и
предлоги. Наречие Наречие как часть речи. Разряды наречий.
Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце
наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное,
раздельное и дефисное написание наречий. Слова категории состояния
Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов
категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Классификация союзов по значению, употреблению, структуре.
Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов.
Правописание союзов.
Частицы Частица как служебная часть речи. Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и
дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление.
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова Междометие как особый разряд
слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий.
Правописание междометий. Функционально стилистические особенности
употребления междометий.
РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ Речь как деятельность. Виды речевой

деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Речевое общение и
его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации
речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Монологическая и
диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической
речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и
деловой сферах общения.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации:
- Предусмотрены разнообразные виды (стартовый, текущий,
промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля:
- диктанты с грамматическим заданием;
- тест;
- комплексный анализ текста;
- устные рассказы по плану на лингвистические темы;
- сочинения.
Виды контроля:
- предварительный
- текущий;
- тематический;
- итоговый.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Русский язык» в 11классе.
Рабочая программа по русскому языку 11 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Закон об образовании в
Российской Федерации» (п.22 ст.2, ч.1,5 ст.12, ч.7 ст.28, ст.30, п.5 ч.3 ст.47,
п.1 ч.1 ст. 48);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №
1897;
- Приказом № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- «Примерной основной образовательной программой основного общего
образования», одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. №1/15)
- ООП основного общего образования МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария (в
соответствии с ФГОС ООО);
- Учебным планом МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария на 2023-2024 уч.г.
- «Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных
предметов, курсов по ФГОС НОО, ООО МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария
Рабочая программа реализуется по УМК:
Программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)
общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой (учебник: Н. Г.
Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово»,
2021г.) Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и
науки Российской Федерации». обеспечивающий программу, входит в
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в
образовательных учреждениях.
Место предмета в учебном плане:
Количество часов по учебному плану - 68
в неделю- 2 часа.
Количество часов совпадает с количеством часов, предусмотренных
Федеральным базисным учебным планом.

Цели программы: осознание и проявление общероссийской
гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как
государственному языку Российской Федерации и языку межнационального
общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в
России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и
культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке
традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование
ценностного отношения к русскому языку;
- овладение русским языком как инструментом личностного развития и
формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского
языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной
самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и
социализации;
- совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе
овладения основными понятиями культуры речи и функциональной
стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых
единиц и расширение круга используемых языковых средств;
совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения,
способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
- развитие функциональной грамотности: совершенствование умений
текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой
(подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и
пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка;
совершенствование умений анализировать языковые единицы разных
уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений
определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
- обеспечение поддержки русского языка как государственного языка
Российской Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и
иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют
общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых
содержится в нормативных словарях.
Задачи программы: воспитание духовно богатой, нравственно
ориентированной личности с развитым чувством самосознания и
общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину,
знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как
явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство
общения, средство получения знаний;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании,
овладение важнейшими общеучебными умениями;

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, расширение
объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование
орфографической и пунктуационной грамотности, обогащения активного и
потенциального словарного запаса, развитие умений стилистически
корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования
языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, осознание
эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование
готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умение вести
диалог, искать и находить содержательные компромиссы
Разделы:
- Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфографии
и орфоэпии (6 ч)
- Синтаксис, пунктуация. Словосочетание (3 ч)
- Простое двусоставное предложение (2 ч)
-Простое осложнённое предложение (18 ч)
- Сложное предложение (12 ч)
-Предложения с чужой речью (2 ч)
- Стилистика (9 ч)
- Подготовка к написанию части сочинения на ЕГЭ (6 ч)
- Повторение изученного в 10-11 классах (10 ч)
Содержание программы:
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ Язык как система. Нормы современного
русского литературного языка, их описание в словарях и справочниках. Роль
мастеров художественного слова в совершенствовании языковых норм.
Выдающиеся учёные-русисты.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 10 КЛАССЕ Фонетика и графика.
Орфография, орфоэпия. Обобщение, систематизация и углубление ранее
приобретённых учащимися знаний и умений. Основные нормы современного
литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные
средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как
изобразительное средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому,
фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Лексика и
фразеология. Лексическая система русского языка. Многозначность слова.
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения
ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы,
заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее
употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы,

термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная.
Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы,
историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование
их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы
и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом
соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и
стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов,
антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы.
Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексикофразеологический анализ текста. Морфемика и словообразование.
Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и
словообразовании. Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Обобщающее
повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части
речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и
синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм
слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического
разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
ФУКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ
СТИЛЬ РЕЧИ. Официально-деловой стиль, сферы его использования,
назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность,
неличный характер, стереотипность построения текстов и их
предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические
особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля:
заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме,
автобиография. Форма делового документа.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. Обобщающее повторение синтаксиса.
Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы
сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления
чужой речи, цитирование. Нормативное построение словосочетаний и
предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков
препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и
альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков
препинания. Синтаксическая синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи. Синтаксический разбор словосочетания,
простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
ФУКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ
СТИЛЬ РЕЧИ. Назначение публицистического стиля. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой

дискуссии, с требованиями к ее участникам. Использование учащимися
средств публицистического стиля в собственной речи. РАЗГОВОРНАЯ
РЕЧЬ. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные
признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность,
неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания,
преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные,
лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной
речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения.
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Общая характеристика
художественного стиля (языка художественной литературы): образность,
широкое использование изобразительно-выразительных средств,
использование языковых средств других стилей, выражение в нем
эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент
художественной литературы, один из основных элементов структуры
художественного произведения. Языковая личность автора в произведении.
Подтекст. Источники богатства и выразительности русской речи.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и
синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. .
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации:
- Предусмотрены разнообразные виды (стартовый, текущий,
промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля:
- диктанты с грамматическим заданием;
- тест;
- комплексный анализ текста;
- устные рассказы по плану на лингвистические темы;
- сочинения.
Виды контроля:
- предварительный
- текущий;
- тематический;
- итоговый.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

404802855474637294615845180588164683728956522366
Боташева Шарипа Магамудовна
С 08.12.2022 по 08.12.2023

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».