рабочая программа ОРКСЭ 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки КБР
Местная администрация Терского муниципального района
МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2597181)
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 4 класса

с.п. Новая Балкария 2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает
содержательную составляющую ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты
по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых
результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены
в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений,
которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого
модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях
религиозных и светских традиций народов России, формированию
ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма,
православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей
страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ
предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности,
принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить адекватные вербальные средства передачи информации и
рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе
диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия
обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в
начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие
авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость
детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на
окружающую
действительность,
остро
реагировать
как
на
доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на
проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это
становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и
принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в
процессе обу­чения необходимо учитывать, что младшие школьники с
трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные
поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной

стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением
или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных
жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
 знакомство
обучающихся с основами православной,
мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами
мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
 развитие
представлений
обучающихся
о
значении
нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи,
общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной
культуре и морали, ранее полученных в начальной школе,
формирование ценностно-смысловой сферы личности с
учётом мировоззренческих и культурных особенностей и
потребностей семьи;
 развитие
способностей обучающихся к общению в
полиэтничной,
разномировоззренческой
и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения
и диалога. Основной методологический принцип реализации
ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий
формированию у младших школьников первоначальных
представлений о культуре традиционных религий народов
России (православия,
ислама,
буддизма,
иудаизма),
российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в Российской Федерации.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и
религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в
исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в
исламкой традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего
построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и
календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию.
Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и
бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России.
Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские
ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения.
Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию.
Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты
иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской
культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции
иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности.
Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в
иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ
РОССИИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их
основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях
мира. Человек в религиозных традициях мира. Добро и зло. Священные
сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной
культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в
религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве.
Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных
религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни
человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль
гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая
мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть
нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы,
принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы
морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы
нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
 понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
 формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и
национальную принадлежность;
 понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность
человеческой жизни;
 понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
 осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать
никакой ре­лигии;
 строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться,
мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к
религии или к атеизму;
 соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять
уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
 строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту,
справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;
 понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться
анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорб­ляющих других людей;
 понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска
оптимальных средств их достижения;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы
достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки
и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
 совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для
решения различных коммуникативных и познавательных задач;
 совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для
выполнения учебных заданий;
 овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения
речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
 овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
 формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять
общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
 ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика, этикет,
справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах
изученного);
 использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение,
чтение, сравнение, вычисление);


применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать,
обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
 признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить
убедительные доказательства;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
 воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к
определённой религии и/или к гражданской этике;
 использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей
(текстовую, графическую, видео);
 находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных
источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
 анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя,
оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
 использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний,
произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение;
проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
 создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки
нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
 проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности
и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального
благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;


проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и
нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в
поведении;
 анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к
окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
 выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные
нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
 проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о
других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
 выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать
свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
 владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и
спокойно разрешать возникающие конфликты;
 готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с
иллюстративным материалом и видеопрезентацией.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных культур
народов России» должны отражать сформированность умений:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и
усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом
личных усилий человека, приводить примеры;


















выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных
ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие,
ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми;
раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие,
забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме,
иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях;
соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных
религиях народов России;
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении
православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий;
рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака
(Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы,
раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера);
рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов
России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими;
рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции);
раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм,
иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России;
понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;
распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама,
буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в
религиозной культуре;
рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы,
исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных особенностях религиозного искусства

православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика
религиозных текстов, музыки или звуковой среды);
 излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов
России, российского общества, российской государственности;
 первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного
наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
 приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной
культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
 выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в
обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
 называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
 выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в
традиционных религиях народов России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ"
№
п/п

1

Наименование разделов и тем
программы

Россия — наша Родина

Количество часов
Всего

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов

(schoolcollection.edu.ru).
Культура и религия.
Возникновение религий.
Мировые религии и иудаизм.
Основатели религий мира

4

3

Священные книги
христианства, ислама, иудаизма
и буддизма

2

4

Хранители предания в религиях
мира

2

5

Добро и зло

2

6

Человек в религиозных
традициях народов России

2

7

Священные сооружения

2

8

Искусство в религиозной
культуре

2

http://experimentopk.pravolimp.ru/lessons
http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-

11112-70096
https://easyen.ru/load/orkseh/294
http://orkce.apkpro.ru/doc/religiya/orkce1.pdf

https://media.prosv.ru/

https://media.prosv.ru/
http://experimentopk.pravolimp.ru/lessons
http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-

2

11112-70096/
https://easyen.ru/load/orkseh/294

9

Творческие работы учащихся

10

Религиозная культура народов
России

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).

11

Религиозные ритуалы. Обычаи
и обряды

4

https://media.prosv.ru/

2

1

12

Праздники и календари

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).

13

Религия и мораль.

2

http://orkce.apkpro.ru/doc/religiya/orkce1.pdf

Нравственные заповеди в
христианстве, исламе, буддизме
и иудаизме
14

15

Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь
Семья и семейные ценности

1

https://media.prosv.ru/

1

1

http://experimentopk.pravolimp.ru/lessons
http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-

11112-70096
https://easyen.ru/load/orkseh/294

16

Долг, свобода, ответственность,
труд

http://experimentopk.pravolimp.ru/lessons
http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-

1

11112-70096/
https://easyen.ru/load/orkseh/294

17

Любовь и уважение к
Отечеству

http://experimentopk.pravolimp.ru/lessons
http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-

1

11112-70096
https://easyen.ru/load/orkseh/294

Обобщающий урок.
Подведение итогов

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

18

0

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

1

2

Количество часов
Тема урока

Россия — наша
Родина

Культура и религия.

Всего

1

1

Контрольные
работы

0

0

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
http://experimentopk.pravolimp.ru/lessons
http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-

11112-70096
https://easyen.ru/load/orkseh/294

3

Культура и религия.

1

0

http://experimentopk.pravolimp.ru/lessons
http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-

11112-70096
https://easyen.ru/load/orkseh/294

4

Возникновение
религий. Древнейшие
верования.

1

0

http://experimentopk.pravolimp.ru/lessons
http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-

11112-70096
https://easyen.ru/load/orkseh/294
http://experimentopk.pravolimp.ru/lessons
http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-

Возникновение
религий Религии мира
и их основатели

1

6

Священные книги
религий мира. Веды.
Авеста. Трипитак

1

1

http://orkce.apkpro.ru/doc/religiya/orkce1.pdf

7

Священные книги

1

0

http://orkce.apkpro.ru/doc/religiya/orkce1.pdf

5

0

11112-70096
https://easyen.ru/load/orkseh/294

религий мира. Тора.
Библия, Коран
8

Хранители предания в
религиях мира

1

0

http://orkce.apkpro.ru/doc/religiya/orkce1.pdf

9

Добро и зло. Понятие
греха, раскаяния и
воздаяния

1

0

http://orkce.apkpro.ru/doc/religiya/orkce1.pdf

10

Добро и зло. Понятие
греха, раскаяния и
воздаяния

1

0

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).

11

Человек в
религиозных
традициях мира

1

0

http://experimentopk.pravolimp.ru/lessons

12

Священные
сооружения

1

0

https://media.prosv.ru/

13

Священные
сооружения

1

0

https://media.prosv.ru/

14

Искусство в
религиозной культуре

1

0

15

Искусство в
религиозной культуре

1

0

16

Творческие работы
учащихся

1

0

http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/111112-

70096/
http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/111112-

70096/
1

http://experimentopk.pravolimp.ru/lessons
http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-

11112-70096/
https://easyen.ru/load/orkseh/294

17

Творческие работы
учащихся

1

0

1

http://experimentopk.pravolimp.ru/lessons
http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-

11112-70096/
https://easyen.ru/load/orkseh/294

0

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).

1

0

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).

Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды.

1

0

https://media.prosv.ru/

21

Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды.

1

0

https://media.prosv.ru/

22

Паломничества и
святыни

1

0

https://media.prosv.ru/

23

Праздники и
календари

1

0

24

Праздники и
календари

1

0

25

Религия и мораль.
Нравственные
заповеди в религиях
мира

1

0

https://media.prosv.ru/

26

Религия и мораль.
Нравственные
заповеди в религиях
мира

1

0

https://media.prosv.ru/

27

Милосердие, забота о
слабых,
взаимопомощь

1

0

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).

28

Семья

1

0

18

История религий в
России

19

История религий в
России

20

1

1

https://media.prosv.ru/

29

30

Долг, свобода,
ответственность, труд
Любовь и уважение к
Отечеству

1

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).

0

http://experimentopk.pravolimp.ru/lessons
http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-

0

11112-70096/
https://easyen.ru/load/orkseh/294

31

Подготовка
творческих проектов

1

0

1

32

Подготовка
творческих проектов

1

0

1

33

Обобщающий урок.

34

Творческие проекты
Подведение итогов

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).

0

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).

1

0

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).

34

1

1

5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных
культур народов России: 4-й класс: учебник, 4 класс/ Беглов А.Л., Саплина
Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Религии народов современной России. А—Я: словарь. М., 2002.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы религиозных культур народов России: 4-й класс: учебник, 4 класс/
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.,
Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А. Тишкова. М., 1999.
Религии народов современной России. А—Я: словарь. М., 2002.
Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч. 1—2. М., 2002.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Коллекция познавательных материалов для детей
(http://www.deti.religiousbook.org.ua/ )
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
(http://www.sakhaohota.ru/ohotnichii
jivotnue/1page-ohot zhivot.him )
Образовательная система "Школа 2100": новые результаты и их проверка.
(1-4 кл.) Электронное приложение ISBN 978-5-85939-960-4
Электронные библиотеки
(http://www.gnpbu.ru )
сайт Загадки истории — http://zagadki.
dljavseh.ru/Zagadki_istorii/Vavilonskaja_bashnja.html).


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».