Рабочая программа по литературному чтению на родном (балкарском) языке 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино –Балкарской республики‌‌
‌Местная администрация Терского муниципального района‌
МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария

‌

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение на родном (балкарском) языке».

для обучающихся 4 классов

с.п. Новая Балкария‌2023

105. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное
чтение на родном (балкарском) языке».
105.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное
чтение на родном (балкарском) языке» (предметная область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке») (далее соответственно – программа по
литературному чтению на родном (балкарском) языке, литературное чтение на
родном (балкарском) языке) разработана для обучающихся, владеющих родным
(балкарским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном
(балкарском) языке.
105.2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения литературного
чтения на родном (балкарском) языке, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
105.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования.
105.4. Планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению на родном (балкарском) языке включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а
также предметные результаты за каждый год обучения.
105.5. Пояснительная записка.
105.5.1. Программа по литературному чтению на родном (балкарском) языке
на уровне начального общего образования разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные
методики обучения.
105.5.2. Литература на балкарском языке является основой духовной культуры
балкарского народа, связывает поколения, обеспечивает преемственность и
постоянное обновление национальной культуры, участвует в формировании

самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения
и передачи информации, культурных и морально-этических традиций балкарского
народа.
105.5.3. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном
(балкарском) языке» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в
изучении культурного наследия своего народа как средства познания национальной
культуры и самореализации в ней.
105.5.4. Содержание

курса

призвано

расширить

сведения,

имеющие

отношение к вопросам истории и культуры народа, поэтому Программа отражает
социокультурный контекст существования национальной литературы, в частности,
те аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность родной литературы.
105.5.5. В содержание программы по литературному чтению на родном
(балкарском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой и
читательской

деятельности,

литературоведческая

пропедевтика,

творческая

деятельность обучающихся, круг детского чтения.
105.5.6. Изучение литературного чтения на родном (балкарском) языке
направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым навыком в системе образования обучающихся;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих
умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие

художественно-творческих

эмоциональной

отзывчивости

формирование

эстетического

художественное произведение;

при

и

чтении

отношения

к

познавательных

способностей,

художественных

произведений,

слову

и

умения

понимать

обогащение нравственного опыта обучающихся средствами художественной
литературы, формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности, воспитание интереса и уважения к культуре народов России;
формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа, а
также к жизни и культуре народов России;
ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов,
формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.
105.5.7. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного
чтения на родном (балкарском) языке, – 112 часов: в 1 классе – 10 часов (1 час в
неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
105.6. Содержание обучения в 1 классе.
105.6.1. Моя Родина, мой родной язык.
А. Созаев стихотворения «Ана тилим – малкъар тилим» («Мой родной язык –
балкарский язык»), «Минги тау» («Эльбрус»).
105.6.2. Добро – нам, плохое – прочь от нас.
К. Кулиев рассказ «Салам алейкум!» («Мир вам!»), диалоги «Тенглени
тюбешиулери» («Встреча друзей»), «Нюржанны кюню» («День Нюржана»), рассказ
«Шуёхла» («Друзья»).
105.6.3. Давайте беречь природу!
Карачаево- балкарская народная песня «Мамурашчыкъ» («Медвежонок»).
Стихотворение «Къон, къон, гёбелек!» («Садись, садись, бабочка!»).
С. Шахмузаев «Келигиз, ойнайыкъ!» («Давайте поиграем!»).
105.6.4. Народные игры.
«Бара-бара, баз тапдым» («Шёл-шёл

и

шерсть нашёл»). Считалочка

«Санаучукъ». Потешка «Сабий булжутуучукъ». Скороговорка «Тилбургъуч».
Народные игры.
105.7. Содержание обучения во 2 классе.
105.7.1. Как ты сладок, как ты сладок, мой родной язык!
К. Мечиев стихотворение «Билим къаяны тешеди» («Знание пробивает гору»).

И. Абдуллаев стихотворение «Биринчи сентябрь» («Первое сентября»).
К. Кулиев стихотворение «Къайсы къолладыла бек огъурлу?» («Какие руки
самые добрые?»).
105.7.2. Устное народное творчество.
Детская песня «Эртте биреу бар эди» («Давным-давно жил да был кто-то»).
Скороговорки «Жетегейле – жети жулдуз» («Большая медведица»),
«Жанкъоз чыкъды тотур айда» («В марте расцвели подснежники»).
А. Семенов стихотворение «Къалай игиди элде!» («Как хорошо в селе!»), А. Бегиев
стихотворение «Ой, бир жашчыкъ, бир жашчыкъ» («Ой, один мальчик, один
мальчик»). А. Борчаев Стихотворение «Иги бла аман» («Хорошо и плохо»). Загадки
(Элберле). Пословицы (Нарт сёзле).
105.7.3. Балкарские народные сказки:
«Отунчу бла балтасы» («Дровосек и топор»), «Чыгырчыкъ бла багъыр
къазан» («Чыгырчык и Медный казан»), «Шыбырт бла Хыбырт» («Шыбырт и
Хыбырт»).
105.7.4. Родина – золотая колыбель.
А. Бегиев рассказ «Ата журтубуз» («Наша Родина»). «Къойчу къоюн тас этсе»
(«Если пастух потеряет овцу»). А. Мамаев рассказ «Таулу жашла – дуния
тенгизинде» («Сыны Балкарии в океане жизни»).
105.7.5. Язык природы.
А. Бегиев, рассказ «Кюз келди – тюз келди» («Осень вовремя пришла»).
К. Кулиев, стихотворение «Агъачла болуп сары» («Леса пожелтели»). Л. Ахматова,
стихотворение «Кёргенмисе къарны жаугъанын» («Ты видел, как снег идёт»).
Т. Алтуев,

стихотворение

«Жанкъозчукъму

чыкъгъанды?»

(«Подснежник

распустился?»), рассказ «Жыл кезиулери» («Времена года»).
105.7.6. В мире животных.
Балкарские народные сказки «Къаз бла Зурнук» («Гусь и Журавль»), «Чаука
бла къойчу» («Грач и чабан»), «Бёрю бла байтал» («Волк и кобыла»), Л. Толстой
«Ётюрюкчю» («Лжец») (перевод А. Борчаева), А. Бегиев сказка «Тюе бла Тюлкюню
жомагъы» («Сказка про Верблюда и Лису»).

105.7.7. Горский обычай.
А. Бегиев, рассказ «Тау адетни биринчи сёзю» («Первое слово горского
обычая»). Т. Алтуев, стихотворение «Анам» («Мама»), рассказ «Тау Адет
юйретеди» («Горский обычай так учит»). К. Кулиев, стихотворение «Салам,
эрттенлик!» («Привет, утро!»). Ш. Каппушев, рассказ «Адеплик жорукълары»
(«Правила поведения»).
105.7.8. Горы и балкарцы.
М. Кудаев стихотворение «Жамычы» («Бурка»), «Таулу таусуз болалмайды»
(«Горец не может жить без гор»), «Таулу атын айтдыргъан жашчыкъ» («Мальчик,
прославивший балкарцев»), «Эсинге ал!» («Обрати внимание!»).
105.8. Содержание обучения в 3 классе.
105.8.1. Устное народное творчество.
Жомакьла бла ойберле (Сказки и притчи)
«Намыс» («Воспитанность»), «Суу бла От» («Вода и Огонь»), «Жубуран бла
Жилян» («Суслик и Мышка»), «Аслан бла Чычхан» («Лев и Мышка»), «Акъыллы
къызчыкъ» («Умная девочка»), «Ана къыйыны» («Заботы матери»). Из нартского
эпоса: Нарт таурухла (Нартские сказания), «Минги тау» («Эльбрус»), Колыбельные
песни

(Бёлляула):

«Бёлляу»

(«Колыбельная»),

«Бёлляу,

бёлляу,

бёлейим»

(«Колыбельная песня»). Скороговорки (Тилбургъучла). Нарт сёзле (Пословицы).
Загадки (Элберле).
105.8.2. Литературные сказки.
Ж. Токумаев сказка «Батыр» хораз («Отважный петух»). М. Ёлмезов сказка
«Ишлерге сюйген Гутчачыкъ бла ойнаргъа сюйген Кишиучукъ» («Щенок, который
хотел работать, и Котёнок, который любил играть»).
105.8.3. Балкарский язык, язык матери!
«Таулу тилим, ана тилим, татлы тилим…» («Балкарский, родной, любимый
язык»). А. Созаев стихотворение «Анама къор болайым» («Быть достойным
матери»). Б. Гуртуев стихотворение «Ана тилим» («Родной язык»). М. Беппаев
стихотворение «Тау жырчыкъ» («Горная песенка»).
105.8.4. Обычай, поведение, нравственность, воспитание.

К. Мечиев
стихотворение

стихотворение
«Къалай

насыпды

«Ишлеген»
ишлеген!»

(«Труженику»).
(«Какое

счастье

К. Кулиев
трудиться!»).

Ж. Занкишиев рассказ «Тас болгъан намыс» («Утерянная честь»). К. Отаров
стихотворение «Атасы бла жашы» («Отец и сын»). Т. Зумакулова стихотворение
«Билалсанг, ариу бала» («Если поймёшь, молодец»). А. Теппеев рассказ «Ким
чапды? Ким тапды? Ким жыгъылды?» («Кто побежал? Кто нашёл? Кто упал?»).
Ю. Жулабов рассказ «Ынна» («Бабушка»). С. Ахматова стихотворение «Эртте
турсанг» («Когда рано встаёшь»).
105.8.5. Человек и природа.
Л. Ахаева рассказ «Табийгъат бизни юйюбюздю» («Природа наш дом»),
К. Мечиев стихотворения «Игилик» («Добро»), Ю. Жулабов сказка «Кёгюрчюн бла
будай бюртюкле» («Голубь и зёрна пшеницы»). С. Макитов стихотворение «Тейри
къылыч»

(«Радуга»).

Ж. Текуев

рассказ

«Ырхы»

(«Сель»).

И. Боташев

стихотворение «Ийсагъан» («Дай Бог»). С. Бабаев рассказ «Агъачда» («В лесу»).
Ю. Каракетов

рассказ

«Ууда»

(«На

охоте»).

И. Маммеев

стихотворение

«Къарылгъачла» («Ласточки»). М. Мокаев стихотворение «Жангы къар» («Первый
снег»).

Т. Зумакулова стихотворение

«Къыш

чилледе»

(«Зимняя

стужа»).

С . Мусукаева рассказы «Къанатлыла» («Пернатые»).
105.8.6. Моя родина – зеница ока!
Л. Ахаева

рассказ

«Мени

Къабарты-Малкъарым»

(«Моя

Кабардино-

Балкария»). И. Мизиев рассказ «Малкъар ауузунда къалала» («Башни в Черекском
ущелье»). И. Семенов стихотворение «Минги тау» («Эльбрус»). Т. Зумакулова
стихотворение «Насып тангла» («Счастливые рассветы»).
105.8.7. Великая Отечественная война.
К. Кулиев стихотворение «Къара мени кёзлеримe – алада» («Посмотри в мои
глаза»). А Будаев стихотворение «Хорлау» («Победа»). К. Отаров стихотворение
«Урушну бир сураты» («Одна из зарисовок
«Халкъыны

ёхтемлиги»

(«Гордость

народа»).

(«Патрон»).
105.8.8. Мир и радость вам, живущие!

войны»). Л. Нёгерова рассказ
Б. Гуляев

рассказ

«Патрон»

М. Мокаев рассказ «Жырлайдыла сабийле» («Поют дети»). А. Бегиев рассказ
«Май» («Май»). А. Созаев рассказ «Аллах айтса!» («Даст Бог!»).
105.9. Содержание обучения в 4 классе.
105.9.1. Устное народное творчество.
Сказки и притчи (Жомакъла бла ойберле) «Жарлы бла жилян» («Бедный и
змея»), «Тюз адам» («Правдивый человек»), «Жюз гаккы» («Сто яиц»), «Бирликде –
тирлик» («В единстве – сила»).
Из нартского эпоса. Нарт таурухла (Нартские сказания): «Ёрюзмекни
туугъаны» («Рождение Ёрюзмек»).
Колыбельные песни (Бёлляула): «Бёлляу, бёлляу, бёлейим» («Колыбельная
песня»).
Скороговорки (Тилбургьучла), пословицы (нарт сёзле), загадки (элберле).
105.9.2. Литературные сказки.
Ж. Токумаев «Чингиз-Хан бла тюбешиу» («Встреча с Чингиз-Ханом»),
«Тенгизчи Алдарбек» («Моряк Алдарбек»).
105.9.3. Обычаи, традиции.
К. Мечиев

стихотворения

«Эл

адамы»

(«Сельчане»),

И. Семенов

стихотворения «Тенгими Кавказгъа чакъыра» («Приглашение друга на Кавказ»),
Т. Зумакулова стихотворение «Таулу адетле» («Горские обычаи»). О. Уянов
стихотворение «Иги бла аман» («Хорошо и плохо»). А. Байзуллаев рассказ «Рифма
оюн» («Игра в рифму»). А. Созаев стихотворение «Таулу хычин» («Балкарский
хычин»).

И. Мизиев

рассказ

«Жауурун

къалакъ»

(«Лопатка»).

С. Отаров

стихотворение «Адамлыкъны сакъла» («Сохрани человеческое достоинство»).
105.9.4. Моя Родина – моя зеница ока!
Т. Зумакулова стихотворение «Жырчы Омар» («Певец Омар»). И. Бабаев
стихотворение «Туугъан жер эсингде эсе» («Если помнишь Родину»). К. Отаров
стихотворение «Сенсе жапсарыу» («Ты – утешение»). И. Маммеев стихотворение
«Кюлмегиз таула бла сёлешгеннге» («Не смейтесь над тем, кто говорит с горами»).
С. Моттаева стихотворение «Мен таулума» («Я балкарец»).
105.9.5. Человек и природа.

К. Кулиев стихотворение «Ыспас эм махтау бу жерге» («Благодарность и
слава этой земле»). А. Созаев стихотворение «Атамы тереклери» («Деревья моего
отца»). М. Мокаев стихотворение «Чум бутакъчыкъ» («Кизиловая веточка»).
З. Толгуров отрывок из повести «Акъ гыранча» («Белый платок»). А. Теппеев «Кёз
жашла жаргъан таш» («Слёзы, расколовшие камень») (отрывок из романа «Мост
Сират»). С. Мусукаева рассказ «Табийгъатда къонакъда» («В гостях у природы»),
стихотворение «Жауун» («Дождь»). Б . Гуляев рассказ «Назычыкъла» («Ёлочки»).
А. Додуев стихотворение «Назы» («Ёлка»). У. Жулабов рассказ «Къар юзюлсе»
(«Если сойдёт лавина»). А. Бегиев стихотворение «Къышны акъ жомагъы» («Белая
сказка зимы»). Л. Ахматова стихотворение «Терек тепсейди желде…» («Танец
дерева на ветру»). Л. Аппаева рассказ «Мудах терек» («Грустное дерево»).
105.9.6. Моя мать – моя душа.
К. Кулиев стихотворение «Адамла! Мен сизге жангыз игилик…» («Люди!
Если сделал я вам хоть какое-то добро…»). Т. Зумакулова стихотворение «Ана
тилимди жаным, диним да» («Мой родной язык – моя душа и вера). М. Мокаев
стихотворение «Анам» («Моя мать»). Х. Османов рассказ «Анамы урчугъу»
(«Веретено матери»).
105.9.7. Грозные годы Великой Отечественной войны.
К. Отаров стихотворения «Къуш» («Орёл»), «Къарла агъардыла» («Белеют
снега»). А. Сабанчиева рассказ «Байсолтанланы Алим анасына урушдан жазгъан
къагъыты» («Письмо Алима Байсултанова матери с фронта»). А. Кульбаев рассказ
«Биринчи таулу генерал» («Первый генарал балкарец»). М. Батчаев рассказ
«Кюмюш Акка» («Серебряный Акка»).
105.9.8. Голос мира.
К. Кулиев стихотворение «Биринчи тилек» («Первая просьба»). М. Табаксоев
стихотворения «Тилек» («Просьба»), «Бешик ишлейди аппа…» («Дедушка мастерит
люльку…»).
105.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению на родном (балкарском) языке на уровне начального общего образования.

105.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (балкарском)
языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе
через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и
культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в
процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов
России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том
числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с
использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:

уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4)

физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
соблюдение

правил

безопасного

поиска

в

информационной

среде

дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на
родном (балкарском) языке;
бережное

отношение

к

физическому

и

психическому

здоровью,

проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том
числе через примеры из художественных произведений).
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами балкарской литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений
фольклора и художественной литературы.

105.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (балкарском)
языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы

познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
105.10.2.1. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорногои
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев.
105.10.2.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов

проведённого

анализа

текста

(классификации,

сравнения,

исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
105.10.2.3. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

работать

с

информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать

информацию,

зафиксированную

в

виде

таблиц,

схем,

самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
105.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные
(повествование) тексты;
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
105.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
105.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.
105.10.2.7. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

совместной

деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия
по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на
родном (балкарском) языке с использованием предложенного образца.
105.10.3. Предметные

результаты

литературного

чтения

на

родном

(балкарском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
читать вслух по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;

воспринимать на слух тексты на балкарском языке;
понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух и
прочитанных самостоятельно;
отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения;
определять последовательность событий в тексте;
целенаправленно пополнять активный словарный запас;
выразительно читать художественный текст.
отличать прозаическое произведение от стихотворного;
различать художественные и дидактические тексты;
различать малые жанры фольклора: пословицу, загадку, считалку, поговорку,
игровую песню, народную песню;
определять тему и основную мысль произведения;
определять по интонации настроение героя произведения;
определять по интонации отношение автора к герою произведения.
читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям;
анализировать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим
фрагментом

текста,

с

основной

мыслью,

чувством

или

переживанием,

выраженными в тексте;
подготавливать проектную работу по национальным играм.
105.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(балкарском) языке». К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
читать целыми словами или выражениями вслух, постепенно увеличивая
скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
читать

про

себя

в

процессе

первичного

ознакомительного

чтения,

выборочного и смыслового чтения;
строить короткое монологическое высказывание, кратко или развёрнуто
отвечать на вопрос учителя;
дополнять ответ собеседника (учителя, одноклассника) новым содержанием;
работать в паре или малой группе над элементарным анализом прочитанного
произведения;

пополнять активный словарный запас;
определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью
учителя);
характеризовать героев произведения и оценивать их поступки;
выделять части текста по предложенному плану;
моделировать свою речь по типу сказки;
наблюдать за развитием сюжета в произведении;
выявлять авторское отношение к персонажам и их поступкам;
называть имена 2–3 классиков балкарской литературы;
называть имена современных балкарских детских писателей, поэтов;
иметь

представление

о

названии

изученных

произведений,

кратко

пересказывать их содержание;
читать наизусть 5–6 несложных стихотворений разных авторов (по выбору).
различать сказки о животных и волшебные, определять их особенности;
различать сказку и рассказ;
составлять характеристики персонажей по их портрету, характеру и речи;
определять прямое или переносное значение слова;
находить

в

произведении

изобразительно-выразительные

средства

литературного языка;
выделять сюжетную линию в рассказе;
определять замысел сказки;
устанавливать связь сказок и пословиц;
узнавать и отличать народные сказки от авторских;
определять особенности балкарских народных сказок.
осознанно выбирать интонацию и темп чтения, при чтении выполнять
необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
творчески, с соответствующей интонацией, пересказывать содержание
прочитанного или прослушанного текста, рассказывать сказки;
составлять текст по предложенному плану;
составлять словесные картины с элементами описания;

читать художественное произведение по ролям;
иллюстрировать понравившиеся сюжетные линии знакомых произведений;
выполнять проектную работу по временам года.
105.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(балкарском) языке». К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
читать

про

себя

в

процессе

первичного

ознакомительного

чтения,

повторного просмотрового чтения, выборочного и смыслового чтения;
давать развёрнутые, обоснованные ответы на вопросы по содержанию
прослушанного или прочитанного текста;
составлять самостоятельно вопросы по содержанию прослушанного или
прочитанного текста;
выявлять в тексте особенности балкарского речевого этикета;
называть имена писателей и поэтов – авторов изученных произведений,
перечислять названия их произведений и кратко пересказывать содержание текстов;
составлять план собственного монологического высказывания, соблюдать его
связность и логичность;
слушать

высказывания

собеседника,

отвечать

на

его

вопросы,

аргументировать свою точку зрения;
находить в прочитанном тексте нужную информацию;
читать наизусть 2–3 стихотворения разных авторов (по выбору).
делить тексты на части и озаглавливать каждую часть;
выделять рифмы и определять ритм стихотворения;
различать

жанры

прочитанных

художественных

текстов,

выявлять

особенности произведений разных жанров;
выявлять особенности сказок: о животных, волшебных, бытовых;
различать

пословицы,

поговорки,

загадки,

колыбельные песни;
сравнивать характеры героев разных произведений;
инсценировать фрагменты прозаических текстов;

считалки,

скороговорки,

создавать устные и письменные небольшие высказывания на основе
прочитанного или услышанного художественного текста;
выполнять проектные работы.
105.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(балкарском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
составлять план текста и использовать его для пересказа;
устанавливать причинно-следственные связи в художественном тексте;
воспроизводить текст с использованием ключевых слов;
иметь представление о содержании основных литературных произведений,
изученных в рамках программы, их авторов;
уместно и уверенно использовать в речи средства балкарского речевого
этикета;
самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения различных
задач (чтение согласно рекомендованному списку, подготовка устного сообщения
на определённую тему);
общаться в малых группах, высказывать оценочные суждения о героях
прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения других обучающихся;
рассказывать кратко о знаменитых балкарских писателях;
читать наизусть 3–4 стихотворений разных авторов (по выбору);
самостоятельно работать с разными источниками информации (включая
словари и справочники);
использовать изученные средства выразительности языка при характеристике
героев, персонажей;
выделять в тексте эпизоды, сопоставлять их;
в ходе групповой работы инсценировать отдельные произведения с помощью
выразительных средств – мимики, жестов, интонации;
создавать собственные небольшие сочинения на заданную тему и делиться
личными впечатлениями о прочитанном;
выполнять проектные работы.

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению на
родном (балкарском) языке в 4 классе
№ п/п

1
2

Тема урока

Кол-во
часов

Халкьны кёлден чыгьармачылыгьы

7

Дата
По плану

Жарлы бла жилян. Тюз адам

1

06.09

Жюз гаккы. Бирликде - тирлик

1

13.09

1

20.09

1

27.09

4

Нарт темирчи Дебетни туугьаны.
Ёрюзмекни туугьаны
Кьарашауайны кьара сууу

5

Бёлляу –бёлляу, бёлейим

1

04.10

6

Тилбургьучла. Нарт сёзле.

1

11.10

7

Элберле. Окьуй келдик, не билдик

1

18.10

Адабият жомакьла бла фантас хапарла

2

Кьулийланы Кь. Жомакьла

1

25.10

Токьумаланы Ж. Алдарбекни Чингиз – хан
бла тюбешиу

1

08.11

3

8
9

Адет, кьылыкь, намыс
10
11
12
13
14
15

Мёчюланы К. Эл адамды. Сабырлыкь

1

15.11

1

22.11

1

29.11

Уянланы О. Иги бла аман

1

06.12

Байзуллаланы А. Рифма оюн.
Созайланы А. Таулу хычин

1

13.12

Окьуй келдик, не билдик

1

20.12

Семенланы И. Тенгими Кавказгьа
чакьыра.Нек жашайма?
Зумакьулланы Т. Таулу адетле Бабаланы И.
Ассалам Холам тары!

Ата журтум кёз гинжим
16

17
18
19

6

Зумакулланы Т. Ата журтум-Малккьарым.
Жырчы Омар
Отарланы Керим. Сенсе жапсарыу.
Маммеланы И. «Кюлмегиз таула бла
сёлешгенге»
Моттайланы С. Мен таулума.
Окьуй келдик, не билдик

4
1

27.12

1

10.01

1

17.01
24.01

По факту

Адам бла табийгьат
20
21
22
23

Кьулийланы Кь. «Ыспас эм махтау бу
жерге»
Созайланы А. Атамы тереклери
Толгьурланы З. Ашырыу
Мокьаланы М. Чум бутакьчыкь.
Мусукаланы С. Табийгьатда кьонакьда

6
1

31.02

1

07.02

1

14.02

1

21.02

24

Аппайланы Л. Мудах терек. Уучу

1

28.02

25

Окьуй келдик, не билдик

1

06.03

Анам мени жанымда
26
27
28

Анам бла анамы тили
Зумакьулланы Т. Ана тилимди жаным ,
диним да
Османланы Х. Анамы урчугьу
Уллу Ата журт уруш

3
1

13.03

1

20.04

1

12.04

4

29

Кьулийланы Кь. 2Бюгюн назмум тюзюдю
урушну»

1

19.04

30

Сабанчыланы А. Тау кьушуАлим анасына
урушданжазгьан кьагьыты
Ёлмезланы М. Ётмекни багьасы

1

26.04

1

03.05

1

10.05

31
32

Маммеланы И. Белгисиз солдат
Мамырлыкь макьамы

2

33

Зумакулланы Т. Мамырлыкь макьамы
Жерни ёлмез макьамы

1

17.05

34

Табакьсойланы Кь. Тилек. «Бешик ишлейди
аппа»

1

24.05

Итого

34


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».