Рабочая программа по литературному чтению на родном (балкарском) языке 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино- Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района
МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературное чтение на родном (балкарском) языке»
для обучающихся 2 класса

с.п. Новая Балкария 2023

105. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное
чтение на родном (балкарском) языке».
105.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное
чтение на родном (балкарском) языке» (предметная область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке») (далее соответственно – программа по
литературному чтению на родном (балкарском) языке, литературное чтение на
родном (балкарском) языке) разработана для обучающихся, владеющих родным
(балкарским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном
(балкарском) языке.
105.2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения литературного
чтения на родном (балкарском) языке, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
105.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования.
105.4. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
на родном (балкарском) языке включают личностные, метапредметные результаты за
весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные
результаты за каждый год обучения.
105.5. Пояснительная записка.
105.5.1. Программа по литературному чтению на родном (балкарском) языке на
уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической
помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету,
ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики
обучения.
105.5.2. Литература на балкарском языке является основой духовной культуры
балкарского

народа,

связывает

поколения,

обеспечивает

преемственность

и

постоянное обновление национальной культуры, участвует в формировании
самосознания и мировоззрения личности,является важнейшим средством хранения и

передачи информации,культурных и морально-этических традиций балкарского
народа.
105.5.3. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном
(балкарском) языке» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в
изучении культурного наследия своего народа как средства познания национальной
культуры и самореализации в ней.
105.5.4. Содержание курса призвано расширить сведения, имеющие отношение
к

вопросам

истории

и

культуры народа,поэтому Программа

отражает

социокультурный контекст существования национальной литературы,в частности, те
аспекты,

которые

обнаруживают

прямую,

непосредственную

культурно-

историческую обусловленность родной литературы.
105.5.5. В содержание программы по литературному чтению на родном
(балкарском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой и
читательской

деятельности,

литературоведческая

пропедевтика,

творческая

деятельность обучающихся, круг детского чтения.
105.5.6. Изучение литературного чтения на родном (балкарском) языке
направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым навыком в системе образования обучающихся;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение
работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие
эмоциональной

художественно-творческих
отзывчивости

при

и

познавательных

способностей,

чтении

художественных

произведений,

формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное
произведение;
обогащение нравственного опыта обучающихся средствами художественной
литературы, формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности, воспитание интереса и уважения к культуре народов России;

формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа, а также
к жизни и культуре народов России;
ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов,
формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.
105.5.7. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного
чтения на родном (балкарском) языке, – 112 часов: в 1 классе – 10 часов (1 час в
неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
105.6. Содержание обучения в 1 классе.
105.6.1. МояРодина,мойродной язык.
А. Созаев стихотворения «Ана тилим – малкъартилим» («Мой роднойязык –
балкарский язык»), «Мингитау» («Эльбрус»).
105.6.2. Добро – нам,плохое – прочь отнас.
К. Кулиев

рассказ

«Салам

алейкум!»

(«Мир

вам!»),

диалоги

«Тенгленитюбешиулери»(«Встречадрузей»),
«Нюржанныкюню»(«ДеньНюржана»),рассказ«Шуёхла»(«Друзья»).
105.6.3. Давайтеберечьприроду!
Карачаевобалкарскаянароднаяпесня«Мамурашчыкъ»(«Медвежонок»).Стихотворение«Къон,къо
н,гёбелек!»(«Садись,садись,бабочка!»).
С. Шахмузаев«Келигиз, ойнайыкъ!»(«Давайтепоиграем!»).
105.6.4. Народныеигры.
«Бара-бара,базтапдым»(«Шёлшёлишерстьнашёл»).Считалочка«Санаучукъ».Потешка«Сабийбулжутуучукъ».Скорог
оворка«Тилбургъуч».Народныеигры.
105.7. Содержание обучения во 2 классе.
105.7.1. Как ты сладок,как ты сладок, мой родной язык!
К. Мечиев стихотворение «Билим къаяны тешеди» («Знание пробивает гору»).
И. Абдуллаев стихотворение«Биринчи сентябрь»(«Первое сентября»).

К. Кулиев стихотворение «Къайсы къолладыла бек огъурлу?» («Какие руки
самые добрые?»).
105.7.2. Устное народное творчество.
Детская песня «Эртте биреу бар эди» («Давным-давно жил да был ктото»).Скороговорки«Жетегейле – жетижулдуз»(«Большая медведица»),
«Жанкъоз чыкъды тотур айда» («В марте расцвели подснежники»). А. Семенов
стихотворение«Къалай игиди элде!»(«Как хорошо в селе!»), А. Бегиев стихотворение
«Ой, бир жашчыкъ, бир жашчыкъ» («Ой, один мальчик, один мальчик»). А. Борчаев
Стихотворение «Иги бла аман» («Хорошо и плохо»).Загадки (Элберле).Пословицы
(Нартсёзле).
105.7.3. Балкарские народные сказки:
«Отунчу бла балтасы» («Дровосек и топор»),«Чыгырчыкъ бла багъыр
къазан»(«Чыгырчыкь и Медный казан»), «Шыбырт бла Хыбырт»(«Шыбырт и
Хыбырт»).
105.7.4. Родина–золотая колыбель.
А. Бегиев рассказ «Ата журтубуз»(«Наша Родина»).«Къойчу кьоюн тас этсе»
(«Если пастух потеряет овцу»). А. Мамаев рассказ «Таулу жашла – дуния
тенгизинде» («Сыны Балкарии в океане жизни»).
105.7.5. Язык природы.
А. Бегиев, рассказ «Кюз келди – ТЮЗ келди» («Осень вовремя пришла»).
К. Кулиев, стихотворение«Агъачла болуп сары»(«Леса пожелтели»). Л. Ахматова,
стихотворение «Кёргенмисе къарны жаугъанын» («Ты видел,как снег идёт»).
Т. Алтуев,

стихотворение

«Жанкъозчукъм

чыкъгъанды?»(«Подснежник

распустился?»), рассказ «Жыл кезиулери» («Времена года»).
105.7.6. В мире животных.
Балкарские народныес казки «Къаз бла Зурнук»(«Гусь и Журавль»),«Чаука бла
къойчу»(«Грач и чабан»), «Бёрю бла байтал» («Волк и кобыла»), Л. Толстой
«Ётюрюкчю» («Лжец») (перевод А. Борчаева), А. Бегиев сказка«Тюе блаТюлкюню
жомагъы»(«Сказка про Верблюда и Лису»).
105.7.7. Горский обычай.

А. Бегиев, рассказ «Тау адетни биринчи сёзю» («Первое слово горского
обычая»). Т. Алтуев, стихотворение«Анам» («Мама»), рассказ «ТауАдет юйретеди»
(«Горский

обычай

так

учит»).

эрттенлик!»(«Привет,утро!»).

К. Кулиев,

стихотворение

Ш. Каппушев,

«Салам,

рассказ«Адеплик

жорукълары»(«Правила поведения»).
105.7.8. Горы и балкарцы.
М. Кудаев стихотворение«Жамычы»(«Бурка»), «Таулу таусу зболалмайды»
(«Горец

не

может

жить

без

гор»),

«Таулу

атын

айтдыргъан

жашчыкъ»

(«Мальчик,прославивший балкарцев»),«Эсинге ал!»(«Обрати внимание!»).
105.8. Содержание обучения в 3 классе.
105.8.1. Устное народное творчество.
Жомакьла бла ойберле (Сказки и притчи)
«Намыс» («Воспитанность»), «Суу бла От» («Вода и Огонь»), «Жубуран бла
Жилян» («Суслик и Мышка»), «Аслан бла Чычхан»(«Лев и Мышка»),«Акъыллы
къызчыкъ»(«Умная девочка»),«Ана къыйыны» («Заботы матери»). Из нартского
эпоса: Нарт таурухла (Нартские сказания), «Минги тау» («Эльбрус»),Колыбельные
песни

(Бёлляула):

бёлейим»(«Колыбельная

«Бёлляу»

(«Колыбельная»),

песня»).Скороговорки

«Бёлляу,

бёлляу,

(Тилбургъучла).Нартсёзле

(Пословицы).Загадки (Элберле).
105.8.2. Литературные сказки.
Ж. Токумаев

сказка

«Батыр»

хораз

(«Отважный

петух»).

М. Ёлмезов

сказка«Ишлерге сюйгенГутчачыкъ бла ойнаргъа сюйген Кишиучукъ» («Щенок,
который хотел работать, и Котёнок, который любил играть»).
105.8.3. Балкарский язык, язык матери!
«Таулутилим, анна тилим,татлы тилим…»(«Балкарский, родной, любимый
язык»). А. Созаев стихотворение «Анама къор болайым»(«Быть достойным матери»).
Б. Гуртуев стихотворение«Ана тилим»(«Родной язык»). М. Беппаев стихотворение
«Тау жырчыкъ»(«Горная песенка»).
105.8.4. Обычай,поведение,нравственность,воспитание.

К. Мечиев стихотворение«Ишлеген»(«Труженику»). К. Кулиев стихотворение
«Къалай насыпды ишлеген!» («Какое счастье трудиться!»). Ж. Занкишиев рассказ
«Тас болгъан намыс» («Утерянная честь»). К. Отаров стихотворение«Атасы бла
жашы»(«Отец и сын»). Т. Зумакулова стихотворение «Билалсанг,ариу бала»(«Если
поймёшь,молодец»). А. Теппеев рассказ «Ким чапды? Ким тапды? Ким жыгъылды?»
(«Кто побежал? Кто нашёл? Кто упал?»). Ю. Жулабов рассказ «Ынна» («Бабушка»).
С. Ахматова стихотворение«Эртте турсанг»(«Когда рано встаёшь»).
105.8.5. Человек и природа.
Л. Ахаева

рассказ«Табийгъат

бизни

юйюбюздю»(«Природа

наш

дом»),

К. Мечиев стихотворения«Игилик»(«Добро»), Ю. Жулабов сказка «Кёгюрчюн бла
будай

бюртюкле»(«Голубь

и

стихотворение«Тейрикъылыч»(«Радуга»).

ёрна

пшеницы»).

Ж. Текуев

С. Макитов

рассказ«Ырхы»(«Сель»).

И. Боташев стихотворение «Ийсагъан»(«Дай Бог»). С. Бабаев рассказ «Агъачда» («В
лесу»). Ю. Каракетов рассказ «Ууда» («На охоте»). И. Маммеев стихотворение
«Къарылгъачла» («Ласточки»). М. Мокаев стихотворение«Жангы къар»(«Первый
снег»).

Т. Зумакулова

стихотворение«Къыш

чилледе»(«Зимняя

стужа»).

С . Мусукаева рассказы «Къанатлыла»(«Пернатые»).
105.8.6. Моя родина –зеница ока!
Л. Ахаева рассказ«Мени Къабарты-Малкъарым» («Моя Кабардино-Балкария»).
И. Мизиев рассказ«Малкъар ауузунда къалала»(«Башни в Черекском ущелье»).
И. Семенов стихотворение «Минги тау» («Эльбрус»). Т. Зумакулова стихотворение
«Насыпт англа»(«Счастливые рассветы»).
105.8.7. ВеликаяОтечественнаявойна.
К. Кулиев стихотворение «Къараменикёзлеримe – алада» («Посмотрив мои
глаза»).

А Будаев

стихотворение«Хорлау»

(«Победа»).

К. Отаров

стихотворение«Урушнубирсураты»(«Однаиззарисовоквойны»). Л. Нёгерова рассказ
«Халкъыныёхтемлиги» («Гордость народа»). Б. Гуляев рассказ«Патрон»(«Патрон»).
105.8.8. Мирирадостьвам,живущие!
М. Мокаев

рассказ«Жырлайдыласабийле»(«Поютдети»).

«Май» («Май»). А. Созаев рассказ «Аллах айтса!» («ДастБог!»).

А. Бегиев

рассказ

105.9. Содержание обучения в 4 классе.
105.9.1. Устноенародноетворчество.
Сказкиипритчи(Жомакълаблаойберле)«Жарлыблажилян»(«Бедный
«Тюзадам»

(«Правдивый

человек»),

«Жюзгаккы»

и

змея»),

(«Стояиц»),«Бирликде

–

тирлик»(«Вединстве – сила»).
Из

нартского

эпоса.

Нарт

таурухла

(Нартские

сказания):

«Ёрюзмекнитуугъаны»(«РождениеЁрюзмек»).
Колыбельныепесни(Бёлляула):«Бёлляу,бёлляу,бёлейим»(«Колыбельнаяпесня»).
Скороговорки(Тилбургьучла),пословицы(нартсёзле),загадки(элберле).
105.9.2. Литературныесказки.
Ж. Токумаев«Чингиз-Ханблатюбешиу»(«ВстречасЧингизХаном»),«ТенгизчиАлдарбек»(«МорякАлдарбек»).
105.9.3. Обычаи,традиции.
К. Мечиев

стихотворения«Эладамы»(«Сельчане»),

И. Семеновстихотворения«ТенгимиКавказгъачакъыра»(«ПриглашениедруганаКавказ
»), Т. Зумакулова стихотворение «Таулуадетле» («Горские обычаи»). О. Уянов
стихотворение «Иги бла аман» («Хорошо и плохо»). А. Байзуллаев рассказ «Рифма
оюн»

(«Игра

в

рифму»).

А. Созаев

стихотворение

«Таулухычин»(«Балкарскийхычин»).

И. Мизиев

рассказ«Жауурункъалакъ»(«Лопатка»).

С. Отаров

стихотворение«Адамлыкънысакъла»(«Сохраничеловеческоедостоинство»).
105.9.4. МояРодина–моязеницаока!
Т. Зумакулова

стихотворение«ЖырчыОмар»(«ПевецОмар»).

стихотворение«Туугъанжерэсингдеэсе»(«ЕслипомнишьРодину»).

И. Бабаев
К. Отаров

стихотворение «Сенсежапсарыу» («Ты – утешение»). И. Маммеев стихотворение
«Кюлмегизтаула бла сёлешгеннге» («Не смейтесь над тем,ктоговоритсгорами»).
С. Моттаева стихотворение«Ментаулума»(«Ябалкарец»).
105.9.5. Человекиприрода.
К. Кулиев
стихотворение«Ыспасэммахтаубужерге»(«Благодарностьиславаэтойземле»).

А. Созаев

стихотворение«Атамытереклери»(«Деревьямоегоотца»).

М. Мокаев

стихотворение«Чумбутакъчыкъ» («Кизиловая веточка»). З. Толгуров отрывок из
повести «Акъгыранча» («Белый платок»). А. Теппеев «Кёзжашлажаргъанташ»
(«Слёзы,расколовшиекамень»)(отрывокизромана«МостСират»).

С. Мусукаева

рассказ«Табийгъатдакъонакъда»(«Вгостяхуприроды»),стихотворение
«Жауун»(«Дождь»).

Б . Гуляев

рассказ

«Назычыкъла»(«Ёлочки»).

стихотворение«Назы»(«Ёлка»).

У. Жулабов

рассказ«Къарюзюлсе»(«Еслисойдётлавина»).
«Къышныакъжомагъы»

(«Белая

А. Додуев

А. Бегиев
сказка

стихотворение«Теректепсейдижелде…»(«Танец

дерева

стихотворение

зимы»).
н

аветру»).

Л. Ахматова
Л. Аппаева

рассказ«Мудахт ерек»(«Грустное ерево»).
105.9.6. Моя мать–моя душа.
К. Кулиев стихотворение«Адамла! Менсизге жангы зигилик…»(«Люди!Если
делал я вам хоть какое-тодобро…»). Т. Зумакулова стихотворение «Ана тилимди
жаным, диним да» («Мой родной язык – моя душа и вера). М. Мокаев стихотворение
«Анам» («Моя мать»). Х. Османов рассказ«Анамы урчугъу»(«Веретено матери»).
105.9.7. Грозные годы Великой Отечественной войны.
К. Отаров стихотворения «Къуш»(«Орёл»), «Къарла агъардыла» («Белеют
снега»). А. Сабанчиева рассказ «Байсолтанланы Алим анасына урушдан жазгъан
къагъыты» («Письмо Алима Байсултанова матери с фронта»). А. Кульбаев рассказ
«Биринчи таулу генерал» («Первый генарал балкарец»). М. Батчаев рассказ«Кюмюш
Акка»(«СеребряныйАкка»).
105.9.8. Голос мира.
К. Кулиев стихотворение «Биринчи тилек»(«Первая просьба»). М. Табаксоев
стихотворения «Тилек» («Просьба»), «Бешик ишлейди аппа…» («Дедушка мастерит
люльку…»).
105.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению на родном (балкарском) языке на уровне начального общего образования.

105.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (балкарском)
языке

на

уровне

начального

общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе
через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью историии
культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народовв
процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов
России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том
числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с
использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:

уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4)

физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровьяи

эмоционального благополучия:
соблюдение

правил

безопасного

поиска

в

информационной

среде

дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном
(балкарском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся
в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том
числе через примеры из художественных произведений).
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами балкарской литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений
фольклора и художественной литературы.

105.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (балкарском)
языке

на

уровне

начального

общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
105.10.2.1. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма;
устанавливать

причинно-следственные

связи

в

сюжете

фольклорногои

художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев.
105.10.2.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать

несколько

вариантов

решения

задачи,

выбирать

наиболее

подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
105.10.2.3. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

работать

с

информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете;
анализировать

и

создавать

текстовую,

видео,

графическую,

звуковую,

информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно
создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
105.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные
(повествование) тексты;
подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
105.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
105.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.
105.10.2.7. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

совместной

деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия
по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном
(балкарском) языке с использованием предложенного образца.
105.10.3. Предметные

результаты

литературного

чтения

на

родном

(балкарском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
Читать вслух послогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
Воспринимать на слух тексты на балкарском языке;
Понимать содержание коротких произведений,воспринять их на слух и
прочитанных самостоятельно;

Отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения;
Определять по следовательность событий в тексте;
Целенаправленно пополнять активный словарный запас;
выразительночитатьхудожественныйтекст.
отличатьпрозаическоепроизведениеотстихотворного;
различатьхудожественныеидидактическиетексты;
различатьмалыежанрыфольклора:пословицу,загадку,считалку,
поговорку,игровуюпесню,народнуюпесню;
определятьтемуиосновнуюмысльпроизведения;
определятьпоинтонациинастроениегерояпроизведения;
определятьпоинтонацииотношениеавторакгероюпроизведения.
читатьхудожественноепроизведение(егофрагменты)поролям;
анализироватьиллюстрации,соотноситьихсюжетссоответствующимфрагментом
текста,сосновноймыслью,чувствомилипереживанием,выраженнымивтексте;
подготавливатьпроектнуюработупонациональнымиграм.
105.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(балкарском) языке». К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
Читать целыми словами или выражениями вслух,постепенно увеличивая
скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения,выборочного
исмысловогочтения;
строитькороткоемонологическоевысказывание,краткоилиразвёрнутоотвечатьна
вопросучителя;
дополнять ответ собеседника (учителя, одноклассника) новымсодержанием;
работать в паре или малой группе над элементарным анализом прочитанного
произведения;
пополнять активный словарный запас;
определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью
учителя);
характеризовать героев произведения и оценивать их поступки;

выделять части текста по предложенному плану;
моделировать свою речь по типу сказки;
наблюдать за развитием сюжета в произведении;
выявлять авторское отношение к персонажам и их поступкам;
называть имена2–3 классиков балкарской литературы;
называть имена современных балкарских детских писателей, поэтов;
иметь

представление

о

названии

изученных

произведений,

кратко

пересказывать их содержание;
читать наизусть5–6 несложных стихотворений разных авторов(по выбору).
различать сказки о животных и волшебные, определять их особенности;
различать сказку и ассказ;
составлять характеристики персонажей по их портрету,характеру и речи;
определять прямое или переносное значение слова;
находить

в

произведении

изобразительно-выразительные

средства

литературного языка;
выделять сюжетную линию в рассказе;
определять замысел сказки;
устанавливать связь сказок и пословиц;
узнавать и отличать народные сказки от авторских;
определять особенности балкарских народных сказок.
Осознанно выбирать интонацию и темп чтения, при чтении выполнять
необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
творчески,

с

соответствующей

интонацией,

пересказывать

содержание

прочитанного или прослушанного текста, рассказывать сказки;
составлять текст по предложенному плану;
составлять словесные картины с элементами описания;
читать художественное произведение по ролям;
иллюстрировать понравившиеся сюжетные линии знакомых произведений;
выполнять проектную работу по временам года.

105.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(балкарском) языке». К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
Читать про себяв процессе первичного ознакомительного чтения,повторного
просмотрового чтения,выборочного и смыслового чтения;
давать

развёрнутые,

обоснованные

ответы

на

вопросы

посодержаниюпрослушанногоили прочитанного текста;
составлятьсамостоятельновопросыпосодержаниюпрослушанного

или

прочитанноготекста;
выявлятьвтекстеособенностибалкарского речевогоэтикета;
называтьименаписателейипоэтов

–

авторовизученныхпроизведений,перечислятьназванияихпроизведенийикраткопереска
зыватьсодержаниетекстов;
составлятьплансобственногомонологическоговысказывания,соблюдатьегосвязн
остьи логичность;
слушатьвысказываниясобеседника,отвечатьнаеговопросы,аргументироватьсво
ю точкузрения;
находитьвпрочитанномтекстенужнуюинформацию;
читатьнаизусть2–3стихотворенияразныхавторов(повыбору).
делитьтекстыначастииозаглавливатькаждуючасть;
выделятьрифмыиопределятьритмстихотворения;
различать жанры прочитанных художественных текстов, выявлятьособенности
произведенийразныхжанров;
выявлятьособенностисказок:оживотных,волшебных,бытовых;
различать

пословицы,

поговорки,

загадки,

считалки,

скороговорки,

колыбельные песни;
сравниватьхарактерыгероевразныхпроизведений;
инсценироватьфрагментыпрозаическихтекстов;
создаватьустныеиписьменныенебольшиевысказываниянаосновепрочитанногои
лиуслышанногохудожественного текста;
выполнятьпроектныеработы.

105.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(балкарском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
составлятьплантекстаииспользоватьегодляпересказа;
устанавливатьпричинно-следственныесвязивхудожественномтексте;
воспроизводитьтекст сиспользованиемключевыхслов;
иметь

представление

осодержанииосновныхлитературныхпроизведений,изученных
врамкахпрограммы,ихавторов;
уместноиуверенноиспользоватьвречисредствабалкарскогоречевого этикета;
самостоятельновыбиратькнигивбиблиотекесцельюрешенияразличныхзадач(чте
ниесогласнорекомендованномусписку,подготовкаустного
сообщениянаопределённуютему);
общатьсявмалыхгруппах,высказыватьоценочныесужденияогерояхпрочитанных
произведенийитактичновосприниматьмнениядругих обучающихся;
рассказыватькраткоознаменитыхбалкарскихписателях;
читатьнаизусть3–4стихотворенийразныхавторов(повыбору);
самостоятельно работать с разными источниками информации(включая словари
и справочники);
использовать

изученные

средства

выразительности

языка

прихарактеристикегероев,персонажей;
выделять в тексте эпизоды, сопоставлять их;
вход
групповойработыинсценироватьотдельныепроизведенияспомощьювыразительныхсре
дств – мимики,жестов,интонации;
создаватьсобственныенебольшиесочиненияназаданнуютемуиделитьсяличными
впечатлениямиопрочитанном;
выполнятьпроектныеработы.
Календарно- тематическое планирование

№

1

Окъуллукъ тематика

Биринчи сентябрь – Абдуллаланы Исмайыл

Сагь.

Дата

саны

по плану

1

05.09

Наныкъла. Борчаланы А. Бизни школ чакъырады.
КъулийланыХ.-М
Не татлысы, не татлы . анна тилим

4

2

Анангы кьойнундача. Къулийланы Кь.Кьудайланы М.Мен
таулума

1

12.09

3

1

19.09

4

Кьалай насыплы адамлабыз. Семенланы
Исмайыл.Кьулийланы Кь АХ, Чегемим
Мен айранчы жашчыкъма. Боташланы И.

1

26.09

5

Окьуй келдик . не билдик

1

03.10

Халкьны келден чыгьармачылыгьы

4

6

Сабий жырчыкьла бла тилбургьучла,элберле, нарт сезле.

1

10.10

7

Жомакьла.Керти етюрюк.

1

24.10

8

Шыбырт бла Хыбырт

1

07.11

9

Байлыкь неди?

1

Нарт таурухла

3

10

Ариу Сатанай

1

21.11

11

Ай, Гемуда

1

05.12

12

Окьуй келдик не билдик

1

12.12

Ата Журт – алтын бешик

14.11

4

13

Ата Журтубуз.

1

19.12

14

Кьулийланы Кь. Малкьарны жери.

1

26.12

15

Барды аллай усталыкь.

1

16

Мамайланы Алий. Таулу жашла – дуния тенгизинде.

1

Табийгьатны тили
17

Кюз келди – тюз келди. Кьулийланы Кь.Агьачла
болуп сары.

09.01
16.01

9
1

23.01

по факту

18

Алтууланы Т. Жанкьозчукь.

1

30.01

19

Жылны кезиулери.

1

06.02

20

Сабанчиланы Арипа .Жашчыкь бла кьарылгьашчыкь

1

13.02

21

Ахматланы И. Жауун келтирген тюлкючюк.

1

20.02

22

Мокьаланы М.Кьызчыкь айтхан жырчыкь.

1

27.02

Отарланы К. Кюн бла мен.
23

Хубий улу Галладеб Адамны ариу этген

1

05.03

24

Бегийланы А. Жашчыкь айтхан жырчыкь.

1

12.03

25

Проект иш. Жылны кезиулери. Окьуй келдик не
билдик.
Жаныуарланы дуниясы.

1

19.03

26

Даулаш.Кьаз бла зурнук.

27

Чаука бла Кьойчу.Етюрюкчю.Бегийланы А. Тюе бла
тюлкюню жомагьы.
Берю бла кьойчу.Окьуй келдик не билдик?

28

Тау адет.

3
02.04
1

09.04

1

16.04

8

29

Тау адетни биринчи сезю.Алтууланы Т. Анам.

1

23.04

30

Кьарындашны кьачын кермек.

1

30.04

31

Тау адет юйретеди.Кьулийланы Кь.Салам эрттенлик

1

07.05

32

Тау адетде есген жашчыкь.Адепли сабий.

1

14.05

33

Таула бла таулула.Кьудайланы М. Жамычы.

1

21.05

34

Шахмырзаланы С. Малкьар таула.Таулу таусуз
болмайды.

1

28.05


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».