Рабочая программа по литературному чтению на родном (балкарском) языке 1 класс

ИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района
МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литературное чтение на родном» ( балкарском) языке
для обучающихся 1- 4 классов

с.п. Новая Балкария, 2023 год.

Пояснительная записка
105. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение
на родном (балкарском) языке».
105.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение
на родном (балкарском) языке» (предметная область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке») (далее соответственно – программа по литературному
чтению на родном (балкарском) языке, литературное чтение на родном (балкарском)
языке) разработана для обучающихся, владеющих родным (балкарским) языком, и
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по литературному чтению на родном (балкарском) языке.
105.2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения литературного чтения
на родном (балкарском) языке, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания, к определению планируемых результатов.
105.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования.
105.4. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на
родном (балкарском) языке включают личностные, метапредметные результаты за
весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные
результаты за каждый год обучения.
105.5. Пояснительная записка.
105.5.1. Программа по литературному чтению на родном (балкарском) языке на
уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической
помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету,
ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики
обучения.
105.5.2. Литература на балкарском языке является основой духовной культуры
балкарского народа, связывает поколения, обеспечивает преемственность и
постоянное обновление национальной культуры, участвует в формировании
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных и морально-этических традиций балкарского
народа.
105.5.3. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном
(балкарском) языке» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в
изучении культурного наследия своего народа как средства познания национальной
культуры и самореализации в ней.

105.5.4. Содержание курса призвано расширить сведения, имеющие отношение к
вопросам истории и культуры народа, поэтому Программа отражает
социокультурный контекст существования национальной литературы, в частности, те
аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность родной литературы.
105.5.5. В содержание программы по литературному чтению на родном (балкарском)
языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой и читательской
деятельности, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность
обучающихся, круг детского чтения.
105.5.6. Изучение литературного чтения на родном (балкарском) языке направлено на
достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования обучающихся;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение
работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие
художественно-творческих
и
познавательных
способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное
произведение;
обогащение нравственного опыта обучающихся средствами художественной
литературы, формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности, воспитание интереса и уважения к культуре народов России;
формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа, а также к
жизни и культуре народов России;
ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов,
формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.
105.5.7. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на
родном (балкарском) языке, – 112 часов: в 1 классе – 10 часов (1 час в неделю), во 2
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34
часа (1 час в неделю).
105.6. Содержание обучения в 1 классе.
105.6.1. Моя Родина, мой родной язык.

А. Созаев стихотворения «Ана тилим – малкъар тилим» («Мой родной язык –
балкарский язык»), «Минги тау» («Эльбрус»).
105.6.2. Добро – нам, плохое – прочь от нас.
К. Кулиев рассказ «Салам алейкум!» («Мир вам!»), диалоги «Тенглени
тюбешиулери» («Встреча друзей»), «Нюржанны кюню» («День Нюржана»), рассказ
«Шуёхла» («Друзья»).
105.6.3. Давайте беречь природу!
Карачаево- балкарская народная песня «Мамурашчыкъ» («Медвежонок»).
Стихотворение «Къон, къон, гёбелек!» («Садись, садись, бабочка!»).
С. Шахмузаев «Келигиз, ойнайыкъ!» («Давайте поиграем!»).
105.6.4. Народные игры.
«Бара-бара, баз тапдым» («Шёл-шёл и шерсть нашёл»). Считалочка «Санаучукъ».
Потешка «Сабий булжутуучукъ». Скороговорка «Тилбургъуч». Народные игры.
105.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на
родном (балкарском) языке на уровне начального общего образования.
105.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (балкарском) языке
на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через
изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и
культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при
работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с
использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления
и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной
окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (балкарском)
языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление
и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры
из художественных произведений).
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного
образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами балкарской литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений
фольклора и художественной литературы.
105.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (балкарском) языке
на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
105.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак
произведения по темам, жанрам;

для

классификации,

классифицировать

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные
связи в сюжете
фольклорногои
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев.
105.10.2.2. У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
105.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно
создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
105.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание,
(повествование) тексты;

рассуждение,

повествование)

и

письменные

подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный
выступления.

материал

(рисунки,

фото,

плакаты)

к

тексту

105.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
105.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.
105.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её
достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном
(балкарском) языке с использованием предложенного образца.
105.10.3. Предметные результаты литературного чтения на родном (балкарском)
языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
читать вслух по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
воспринимать на слух тексты на балкарском языке;
понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух и прочитанных
самостоятельно;
отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения;
определять последовательность событий в тексте;
целенаправленно пополнять активный словарный запас;
выразительно читать художественный текст.

отличать прозаическое произведение от стихотворного;
различать художественные и дидактические тексты;
различать малые жанры фольклора: пословицу, загадку, считалку, поговорку,
игровую песню, народную песню;
определять тему и основную мысль произведения;
определять по интонации настроение героя произведения;
определять по интонации отношение автора к герою произведения.
читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям;
анализировать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом
текста, с основной мыслью, чувством или переживанием, выраженными в тексте;
подготавливать проектную работу по национальным играм.

Поурочное планирование литературное чтение на родном (балкарском) языке
(харфлыкъ) 1 класс
№
урока

Тема урока

Колво
часов
1

Дата
По
плану
08.09
15.09

1.

Танышыу.

2.
3.

Низам. Кёгетле. Сёзде бёлюм. Айтымланы къауумлай
билирге юйретиу.
Тахта кёгетле. Юй хайыуанла.

4

Сёзледе ачыкъ эм къысыкъ тауушланы юйретиу.

5

Юй къанатлыла. Тауушланы тинтиу.

6

Агъач жаныуарла эм къанатлыла. Басым.

13.10

Дерследе окъугъанларын юйреннгенлерин къайтарыу.
Алфавит. А, а харфланы тауушлары эм жазылыулары
бла танышыу. Тилбургъучла. Санаучукъла.

20.10

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

1
1

29.09
1

06.10

1

Н тауушну белгилеген Нн харфла
[ы] тауушну белгилеген, Ы,ы харфла. [ ы] тауушну
белгилеген Ы,ы харфла
[ м] тауушну белгилеген М.м харфла [м] тауушну
белгилеген М,м харфлары болгъан сёзле
[т] тауушну белгилеген Т,т харфла.[ ы] тауушну
белгилеген Ы, ы
Харфла [ш] тауушну белгилеген Ш,ш харфла. [ш]
тауушну белгилеген Ш,ш харфла
[л] тауушну белгилеген Л.л харфла. [л] тауушну
белгилеген л харфла
[у] тауушну белгилеген У.у харфла. [у] тауушну
белгилеген, У,у харфла
[р] тауушну белгилеген Р,р харфла. [д] тауушну
белгилеген Д.д харфла.
[х] тауушну белгилеген Х.х харфла. и тауушну
белгилеген И.и харфла
о тауушну белгилеген О.о харфла [Кь] тауушну
белгилеген Кь.кь харфла [й] тауушну белгилеген Й,й
харфла.

22.09

27.10
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10.11
17.11
24.11.
01.12
08.12
15.12
22.12
29.12
12.01

По
факту

18

19

Э тауушну белгилеген Э,э харфлаЙ,э тауушланы
белгилеген Е.е харфла
П тауушну белгилеген П.п харфлаК тауушну
белгилеген К,к харфла

19.01
1

1

20

Б тауушну белгилеген Б,б харфла.ч тауушну елгилеген
Ч, ч харфла

1

21

Ю таууш ,Юю харфла

1

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

33

Тунакы къысыкъ [с] тауушну белгилеген С, с харфла.
[з] тауушну белгилеген З, з харфла
[ж] тауушну белгилеген Ж, ж харфла. [г] тауушну
белгилеген Г,г харфла
[гъ] тауушну белгилеген, Гъ, гъ харфла. [ё] тауушну
белгилеген Ё, ё харфла. [йо] белгилеген Ё, ё харфла.
нг] тауушну белгилеген Нг, нг харфла. [а] тауушну
белгилеген Я, я харфла. [йа] тауушну белгилеген Я, я
харфла.
[ф] тауушну белгилеген, Ф, ф харфла. [ц] таушну
белгилеген Ц, ц харфла.
[щ] тауушну белгилеген Щ, щ харфла. [в] тауушну
белгилеген В, в харфла
Жумушакъ белги (ь). Къаты белги (ъ).
«Харфлыкъны» байрамы. Санаула.
Ана тилим - малкъар тилим. Созайланы Ахмат.
Айтым.
Ата журт. Бизни республикаТау адет. Зумакъулланы
Танзиля Тауушла бла харфла.

1
1
1

26.01
02.02
09.02
01.03
08.03.
15.03
22.03

1
1
1
1
1
1

05.04
12.04
05.04
12.04
19.04

1

10.05

«Кесинги тап жюрют». Тауушла бла харфла.«Салам
алейкум!» Къулийланы Къайсын.Ачыкъ тауушла.

1

17.05

Уялдыкъ. «Аланла»«Минги тау». Халкъ байрамла.

1

24.05


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».