Рабочие программы по родному (балкарскому) языку 10-11 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района
МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной ( балкарский) язык »
для обучающихся 10-11 классов

с.п. Новая Балкария 2023г.

27. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(балкарский) язык».
27.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(балкарский) язык» (предметная область «Родной язык и родная литература»)
(далее соответственно – программа по родному (балкарскому) языку, родной
(балкарский) язык, балкарский язык) разработана для обучающихся,
владеющих родным (балкарским) языком, и включает пояснительную
записку,

содержание

обучения,

планируемые

результаты

освоения

программы по родному (балкарскому) языку.
27.2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного
(балкарского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания, к определению планируемых результатов.
27.3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне среднего общего образования.
27.4. Планируемые результаты освоения программы по родному
(балкарскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за
весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также
предметные результаты за каждый год обучения.
27.5. Пояснительная записка.
27.5.1. Программа по родному (балкарскому) языку на уровне среднего
общего образования разработана с целью оказания методической помощи
учителю
в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной
на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
27.5.2. Родной (балкарский) язык,

обеспечивая

коммуникативное

развитие обучающихся, направлен в большей степени на совершенствование
умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения, на
повышение речевой культуры обучающихся и совершенствование их опыта

речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах
функционирования языка.
Программа по родному (балкарскому) языку предусматривает изучение
балкарского языка на основе литературных произведений. При изучении
каждого раздела курса обучающиеся не только получают соответствующие
знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и
совершенствуют

виды

деятельностной

речевой

направленности

деятельности.
курса

Усиление

родного

системно-

(балкарского)

языка,

нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются
важнейшими

условиями

формирования

функциональной

грамотности,

способности человека максимально быстро адаптироваться к условиям
внешней среды.
27.5.3. В содержании программы по родному (балкарскому) языку
выделяются следующие содержательные линии: «Тематические блоки» («В
мире сказок», «Толерантность – основа жизни общества», «Любовь к миру
начинается с дома», «Природа и мы», «Вежливость – основа морали»,
«Родное гнездо каждому дорого», «Уроки жизни», «Раздумья о жизни», «Из
жизни горца», «Люда и мир», «Искусство», «Время и технологии»,
«Удивительно»), «Языковой материал». В учебном процессе указанные
блоки интегрированы.
27.5.4. Изучение

родного

(балкарского)

языка

направлено

на

способности

и

достижение следующих цели и задач:
формирование

коммуникативной

компетенции,

готовности учащихся общаться на балкарском языке, использовать его как
инструмент межкультурного общения в современном поликультурном мире;
развитие мотивации к дальнейшему овладению балкарским языком
как

государственным

ознакомление

с

языком

доступными

Кабардино-Балкарской
учащимся

способами

Республики,
и

приёмами

самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием
новых информационных технологий;

расширение знаний о специфике балкарского языка, основных
языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке;
приобщение обучающихся к культуре и национальным традициям
кабардино-черкесского

народа,

создание

необходимых

условий

для

формирования таких личностных качеств, как доброжелательное отношение,
уважение

и

толерантность

к

другим

народам,

компетентность

в

межкультурном диалоге.
27.5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного
(балкарского) языка, – 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
27.6. Содержание обучения в 10 классе.
27.6.1. В мире сказок.
27.6.1.1. Житейская мудрость. Не нужен учёный, а нужен смышлёный.
Река, которая спешит, до океана не дойдет. Кто не работает, тот не ест.
27.6.1.2. Языковой материал.
Гласные звуки балкарского языка. Мягкие, твердые гласные звуки.
Правильное произношение звуков. Классификация согласных звуков.
Правильное произношение специфических звуков [къ], [гъ], [нг], [жʼ], [у].
27.6.2. Толерантность – основа жизни общества.
27.6.2.1. Чтобы в мире интересно было жить. Истинная красота
человека. Настоящие друзья. От сердца к сердцу. Язык – золотой ключ к
замку. Дорога дружбы. Большое начинается с малого.
27.6.2.2. Языковой материал.
Состав

слова.

Корень

и

аффикс.

Аффиксы: словообразующие

и словоизменительные. Образование новых слов при помощи аффиксов.
Словообразовательный

аффикс

-лы

или

-ли,

-лу

или

-лю.

Словообразовательный аффикс -сыз или -сиз, -суз или -сюз. Основные
различия в строении слов в балкарском и русском языках. Тюркские языки
(ознакомление).
27.6.3. Любовь к миру начинается с дома.

27.6.3.1. Близкие люди – главное богатство. Отец и мать – два несущих
крыла. Золотая традиция. Тепло родного очага.
27.6.3.2. Языковой материал.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Понятие о фразеологии. Фразеологизмы и
свободные словосочетания.
27.6.4. Природа и мы.
27.6.4.1. Приметы погоды. Дерево – знак жизни. Традиции бережного
отношения к животным. Традиции, связанные с природой.
27.6.4.2. Языковой материал.
Повелительное

наклонение.

Условное

наклонение.

Желательное

наклонение. Неспрягаемые формы глагола.
27.6.5. Вежливость – основа морали
27.6.5.1. Уважение – главный обычай народов Кавказа. Труд – основа
жизни. Жемчужины мудрых мыслей.
27.6.5.2. Языковой материал.
Изменение местоимений по падежам и числам. Личные местоимения.
Текст. Озаглавливание текста, его отдельных частей.
27.6.6. Родное гнездо каждому дорого.
27.6.6.1. Наша Родина. Моя колыбель – Кабардино-Балкария. Кавказ –
страна высоких гор. Национальное достояние – Приэльбрусье. Экскурсия
по достопримечательностям Кабардино-Балкарии. Путешествие в горное
село. Наши выдающие земляки.
27.6.6.2. Языковой материал.
Словосочетания.

Лексико-семантические

группы

прилагательных.

Аффиксы, образующие прилагательные со значением времени. Аффиксы,
образующие имена прилагательные. Причастия и деепричастия: различение и
использование в речи.
27.6.7. Уроки жизни.

27.6.7.1. Все тайное становится явным. Благодарность – признак
благородства. В мире интересного. То, что нас радует. Современные средства
массовой информации.
27.6.7.2. Языковой материал.
Вспомогательные части речи. Самостоятельные и служебные части
речи.

Употребление

союзов

в

простых

и

сложных

предложениях.

Особенности союзов в балкарском языке по сравнению с русским языком.
27.6.8. Раздумья о жизни.
27.6.8.1. Дорогой подарок. Выбор профессии. Поэты, воспевшие
красоту. Становление таланта. Человек в большом мире. Человек среди
людей. Любовь к жизни. Пусть каждый будет достоин счастья. Слово в
нашей жизни.
27.6.8.2. Языковой материал.
Глагол.

Утвердительная

и

отрицательная

форма

глаголов.

Неспрягаемые формы глагола. Образование и употребление в речи
временных форм глаголов изъявительного наклонения в утвердительной и
отрицательной формах, в формах возможности и невозможности действия.
Изменение глаголов по лицам, числам. Образование утвердительной и
отрицательной формы глаголов настоящего, прошедшего, будущего времен.
27.7. Содержание обучения в 11 классе.
27.7.1. Из жизни горца.
27.7.1.1. Покоряя

горы.

Народные

обычаи.

Мастера

Балкарии.

Музыкальные инструменты. Архитектура Балкарии. Это было давно…
Богатея словами. Легенды давних времен. Пять горских сел.
27.7.1.2. Языковой материал.
Повторение

падежных

суффиксов.

Структура

предложений

в

балкарском языке. Ударение в глаголах. Вспомогательный глагол эди и
давнопрошедшее время. Суффикс -п, -ып или -ип, -уп или -юп.
27.7.2. Люди и мир.

27.7.2.1. Удивительные обычаи. Балкарские пословицы. Стремиться
к достижениям. Люди с необычными способностями. Новости. Кухни
народов мира. Экология.
27.7.2.2. Языковой материал.
Инфинитив в балкарском языке. Сочетание слов в словосочетаниях.
Формы будущего времени Формы прошедшего времени. Формы настоящего
времени. Правильное построение сложных предложений. Словообразование
существительных от глаголов -у, -ыу. Расширение знаний о специфике
балкарского языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами
науки о языке. Формы возможности и невозможности.
27.7.3. Искусство.
27.7.3.1. Для чего нужно кино? Музеи мира. Художники, их работы.
Фотографы. Мелодия. Книга.
27.7.3.2. Языковой материал.
Суффикс -а, -е, -й и вспомогательный глагол тур. Суффикс -п, -ып или ип, -уп или-юп и вспомогательный глагол тур. Использование суффикса гъан, -ген, -хан, -нган или -нген в значении «тот, который». Прилагательные
в сравнительнойи превосходной степени.
27.7.4. Время и технологии.
27.7.4.1. Новые

технологии

в

нашей

жизни.

Развитие

новых

возможностей в городах. Профессии будущего. Наука и жизнь.
27.7.4.2. Языковой материал.
Местоимение кеси. Будущее длительное время. Длительное настоящее
время. Порядок слов в предложениях.
27.7.5. Удивительно.
27.7.5.1. Изучая себя. Интроверт. Экстраверт. Роль труда в жизни
человека. Время. Вещи вокруг нас. Вопросы и ответы. Спорт.
27.7.5.2. Языковой материал.
Суффиксы:

-саили

-се,

эсе.

Предложения

вопросительные,

вопросительно-отрицательные. Союзы: да, не…не, бир…бир. Суффикс -ча.

Сравнительная и превосходная степень наречия. Послелоги дери, ючюн,
кибик. Модальные формулы с частицей ушайды.
27.8. Планируемые результаты освоения программы по родному
(балкарскому) языку на уровне среднего общего образования.
27.8.1. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие

традиционных

национальных,

общечеловеческих

гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии,

дискриминации по социальным,

религиозным,

расовым,

национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность

российской

гражданской

идентичности,

патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости

за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,

прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому
и

природному

наследию,

памятникам,

традициям

народов

достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

России,

идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам
семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни
в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том
числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по родному (балкарскому) языку;
5) физического воспитания:
сформированность

здорового

и

безопасного

образа

жизни,

ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного
(балкарского) языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;
умение

совершать

осознанный

выбор

будущей

профессии

и

реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность

экологической

культуры,

понимание

влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по
родному (балкарскому) языку, индивидуально и в группе.
27.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения
обучающимися программы по родному (балкарскому) языку у обучающихся
совершенствуется

эмоциональный

интеллект,

включающего

способность

предполагающий

сформированность:
самосознания,

понимать

своё

эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения
своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной
сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость
и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать,
понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
социальных

навыков,

включающих

способность

выстраивать

отношения
с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
27.8.3. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.

27.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
самостоятельно

формулировать

и

актуализировать

проблему,

рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных
в наблюдении;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
учётом собственного речевого и читательского опыта.
27.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
владеть

навыками

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового
знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;
владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией,
общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать

новые

идеи,

оригинальные

подходы,

предлагать

альтернативные способы решения проблем.
27.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть

навыками

получения

информации,

в

том

числе

лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать
технологий

при

средства
решении

информационных
когнитивных,

и

коммуникационных

коммуникативных

и

организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
27.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою
точку зрения с использованием языковых средств.
27.8.3.5. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно

составлять

план

решения

проблемы

с

учётом

имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать

осознанный

выбор,

уметь

аргументировать

его,

брать

ответственность за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
27.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля
как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть

навыками

познавательной

рефлексии

как

осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;

оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
27.8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя
и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
27.8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать

цели

совместной

деятельности,

организовывать

и

координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
координировать

и

выполнять

работу

в

условиях

реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по родному (балкарскому) языку;
проявлять

творческие

способности

и

воображение,

быть

инициативным.
27.8.4. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка.
К концу 10 класса обучающийся научится:
приводить классификацию жанров фольклора;

применять в речи малые жанры народного творчества – пословицы,
поговорки, загадки;
понимать художественные приёмы сказки, мораль, делить текст
на композиционные части;
различать градацию тюркских языков;
вести диалог-расспрос о друзьях;
давать характеристику основным героям произведения;
делать краткие выписки из текста с целью их использования в
собственных высказываниях;
рассказывать о себе и о своих друзьях;
начинать, поддерживать и завершать разговор;
составлять диалоги и устные рассказы;
вести диалог-обменмнениями, диалог-рассуждение;
озаглавливать текст, его отдельные части;
передавать содержание, основную мысль прочитанного текста;
выборочно понимать запрашиваемую информацию из несложных
аутентичных

аудиотекстов

различных

жанров

монологического

и

диалогического характера в рамках изученной тематики, характеризующихся
четким нормативным произношением;
читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей
и жанров;
писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету;
соблюдать нормы произношения звуков балкарского языка при чтении
вслух и в устной речи;
определять гармонию гласных звуков в балкарских словах;
анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности
произношения и написания слова;
понимать морфему как значимую единицу языка; роль морфем в
процессах формо – и словообразования;
опознавать словообразующие и словоизменительные аффиксы;

различать изученные способы словообразования существительных,
прилагательных и глаголов;
образовывать новые слова из заданного слова;
применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа
различных видов и в практике

правописания

слов с

изученными

орфограммами;
уместно использовать слова с изученными аффиксами в собственной
речи;
определять лексическое значение слова;
распознавать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное
значения слова, опознавать омонимы, синонимы, антонимы;
использовать в собственной речи синонимы, антонимы, слова одной
тематической группы, омонимы и многозначные слова;
понимать роль фразеологизма в оформлении мыслей и чувств;
опознавать фразеологизмы;
использовать в собственной речи фразеологизмы;
извлекать необходимую информацию из фразеологического словаря;
различать слова самостоятельных и служебных частей речи;
образовывать и употреблять в речи глаголы условного, повелительного,
желательного наклонений в утвердительной и отрицательной формах;
образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов
изъявительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах, в
формах возможности и невозможности действия;
изменять глаголы по лицам, числам;
образовывать утвердительную и отрицательную форму глаголов
настоящего, прошедшего, будущего времени;
называть особенности неспрягаемых форм глагола в балкарском языке
по сравнению с русским;
различать и использовать в речи: причастия и деепричастия;
распознавать и правильно употреблять в речи местоимения;

изменять

местоимения

по

падежам

и

числам,

без

аффиксов

принадлежности и с аффиксами принадлежности;
правильно употреблять в речи падежные формы местоимений;
распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение);
анализировать словосочетания и предложения с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
различать качественные и относительные прилагательные;
находить аффиксы, образующие имена прилагательные;
употреблять союзы в простых и сложных предложениях;
называть особенности союзов в балкарском языке по сравнению с
русским языком.
27.8.5. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка.
К концу 11 класса обучающийся научится:
аргументировать свои суждения в ходе диалога, высказывать своё
мнение;
вести диалоги разного характера – этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный
диалог;
понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов
различных стилей и жанров монологического и диалогического характера в
рамках изученной тематики с четким нормативным произношением;
читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей
и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
поисковое или просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и
жанров главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее
значимые факты;
составлять несложные связные тексты по изученной тематике;
письменно выражать свою точку зрения в форме рассуждения, приводя
аргументы и примеры;

правильно употреблять в речи падежные формы именных частей речи;
использовать в речи суффиксы -п, -ып (-ип), -уп (-юп);
определять и использовать в речи инфинитив;
подставлять верные суффиксы двух форм будущего времени по
значению предложения;
использовать

в

речи

различные

формы

прошедшего

времени

балкарского языка (6 форм);
различать глаголы простого настоящего и настоящего длительного
времени;
употреблять деепричастные формы со вспомогательным глаголом тур
в предложениях;
использовать в речи прилагательные в сравнительной и превосходной
степени;
использовать в речи местоимение кеси в притяжательной и падежных
формах;
правильно употреблять вопросительные слова;
строить предложения в настоящем длительном и будущем длительном
временах;
правильно употреблять в речи условные предложения;
строить сложные предложения, используя союзы;
использовать в речи правила речевого этикета.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

404802855474637294615845180588164683728956522366

Владелец

Боташева Шарипа Магамудовна

Действителен

С 08.12.2022 по 08.12.2023


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».