Аннотация к рабочим программам по родному (балкарскому) языку 10-11 классов

АННОТАЦИЯ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по учебному предмету
«Родной (балкарский) язык»
для 10 – 11 классов
Балкарский язык наряду с русским имеет статус государственного. Это создает условия для его сохранения
и развития в ситуации реального билингвизма, защиты языковых прав народа, обеспечивает его
функционирование во всех сферах жизни общества.
Рабочая программа учебного предмета «Родной (балкарский) язык» для 10–11 классов среднего общего
образования (далее – Программа) определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Родной (балкарский) язык».
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся методологией федерального
государственного общеобразовательного стандарта. Использование системно- деятельностного подхода
способствует формированию творческого мышления обучающихся. При таком подходе обучающийся
становится субъектом собственной учебной деятельности. Системно- деятельностный подход обеспечивает:
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся.
В Программе также предусмотрено применение коммуникативно-деятельностного подхода, который
предполагает донесение материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Усиление
коммуникативно-деятельностной направленности курса, нацеленность его на метапредметные результаты
обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности. Основные
компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности, поэтому важно
целенаправленное развитие речемыслительных способностей обучающихся в процессе изучения родного
(балкарского) языка. Совершенствование речевой деятельности обучающихся строится на основе знаний о
структуре балкарского языка и об особенностях его употребления в разных ситуациях общения. Процесс
обучения ориентирован на формирование навыков анализа языковых явлений и способности их
классифицировать, на воспитание речевой культуры, формирование таких умений, как использование
различных видов чтения, информационная переработка текстов, владение различными формами поиска
информации и разными способами ее передачи, нормами литературного языка и этическими нормами
общения.
Программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в программе воспитания, и может
служить основой для составления рабочих программ по учебному предмету «Родной (балкарский) язык».
Общая характеристика учебного предмета «Родной (балкарский) язык»
Учебный предмет «Родной (балкарский) язык» входит в предметную область «Родной язык и родная
литература» и способствует достижению общих целей образования, обозначенных в требованиях
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС
СОО) к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы среднего общего образования.
К началу обучения в средней школе у обучающихся уже сформированы коммуникативные умения на
родном языке в четырех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо) на уровне
основного образования, а также общеучебные умения, необходимые для изучения предмета. На уровне
среднего общего образования приобретенные

ранее знания, сформированные коммуникативные навыки и умения совершенствуются; систематизируется
теоретический материал как база для развития практических навыков; увеличивается объем используемых
обучающимися языковых и речевых средств, совершенствуется качество владения родным языком.
С целью расширения языковых возможностей обучающихся вводятся дополнительные задания по графике,
орфографии, пунктуации, синтаксису и морфологии балкарского языка, теории речевой деятельности.
Развитие и закрепление языковых умений осуществляется в процессе комплексного анализа речевых
высказываний и путем практического овладения нормами балкарского литературного языка через создание
собственных текстов. В Программу включены понятия кавказской языковой семьи, диалектизма, диалекта и
говора, рассматриваются языковые особенности и традиции балкарцев. Значительное место занимают
вопросы стилистики и культуры речи.
В Программе содержится материал, раскрывающий взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и
духовной культуры балкарского народа, представляющий также национально-культурную специфику
балкарского языка.
Содержание учебного предмета может реализовываться и во внеурочной деятельности (языковые конкурсы,
походы в этнографические музеи, поездки в лингвистические экспедиции и т. п.).
Цель и задачи изучения учебного предмета «Родной (балкарский) язык»
Цель изучения учебного предмета «Родной (балкарский) язык» заключается в освоении содержания
учебного предмета «Родной (балкарский) язык» и достижении обучающимися результатов обучения в
соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.
Задачи изучения учебного предмета «Родной (балкарский) язык»:
обеспечение функциональной грамотности обучающихся в сфере родного языка;
формирование понятий о языке как знаковой развивающейся системе, о стилях, изобразительновыразительных возможностях и нормах балкарского литературного языка; совершенствование умений
применять эти знания в речевой практике с учетом ситуации и ориентацией на результат;
развитие способностей оценивания собственной и чужой речи с позиции ее соответствия нормам
балкарского литературного языка, совершенствования своей речевой культуры, сопоставления в условиях
билингвизма языковых и речевых единиц балкарского и русского языков;
воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю национальной культуры и одному из
государственных языков Кабардино-Балкарской Республики, выработка потребности в его изучении.
Основные содержательные линии примерной рабочей программы учебного предмета «Родной
(балкарский) язык»
Структура содержания Программы построена на основе тематического принципа и содержит два блока с
учетом специфики балкарского языка:
блок «Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке», содержащий разделы «Общие сведения о
балкарском языке», «балкарский литературный язык и диалектология», «Лексика. Фразеология.
Лексикография», «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография», «Морфемика и словообразование»,
«Морфология», «Синтаксис и пунктуация»;
блок «Речь, речевое общение и культура речи», содержащий разделы «Язык и культура речи»,
«Стилистика и культура речи».

Место учебного предмета «Родной (балкарский) язык» в учебном плане
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (балкарского) языка, – 136 часов: в 10 классе –
68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Образовательное учреждение вправе самостоятельно увеличивать количество часов, отводимых для
изучения учебного предмета, за счет часов части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ
(БАЛКАРСКИЙ) ЯЗЫК» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Родной (балкарский) язык» в 10–11 классах у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
готовность и способность к отстаиванию собственного мнения;
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (Герб,
Флаг, Гимн);
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного
сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению;
экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира;
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи;
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Родной (балкарский) язык» в 10–11 классах у обучающегося будут
сформированы метапредметные результаты, представленные тремя группами универсальных учебных
действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
планировать последовательность своих действий и при необходимости

корректировать ее;
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что
цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели;
выбирать пути достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить
доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
определять главную и второстепенную информацию, перерабатывать, систематизировать информацию и
представлять ее различными способами;
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск с использованием ресурсов библиотек, Интернета и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами);
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях
(генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств.
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных
задач;
использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию.
Предметные результаты
Основными предметными результатами изучения предмета «Родной (балкарский) язык» являются
формирование умений в области говорения, слушания, чтения и письменной речи; приобретение
обучающимися знаний о фонетике, лексике, грамматике и стилистике балкарского языка.
Предметные результаты ориентированы на общую функциональную грамотность, формирование
компетентностей для повседневной жизни и общего развития.
Изучение учебного предмета «Родной (балкарский) язык» в 10–11 классах обеспечивает:
формированность понятий о нормах балкарского литературного языка и речевого поведения, осознанное
применение знаний о них в речевой практике;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях родного
(балкарского) языка, развитость языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных
умений в области балкарского языка для осуществления межличностного и межкультурного общения;
сформированность умений решать основные практические языковые задачи: включаться в продуктивное
общение, работать с текстами, оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия нормам
балкарского языка;
актуализацию знаний о балкарском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования;
осознание содержательных и инструментальных межпредметных связей родного (балкарского) языка с
литературой.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

404802855474637294615845180588164683728956522366

Владелец

Боташева Шарипа Магамудовна

Действителен

С 08.12.2022 по 08.12.2023


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».