Рабочая программа по родному (балкарскому) языку 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино -Балкарской республики
Терский муниципальный район
МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Родной (балкарский) язык»
для обучающихся 3 классов

с.п. Новая Балкария
2023 год

28. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(балкарский) язык».
28.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(балкарский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на
родном языке») (далее соответственно – программа по родному (балкарскому)
языку, родной (балкарский) язык, балкарский язык) разработана для обучающихся,
владеющих родным (балкарским) языком, и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному
(балкарскому) языку.
28.2. Пояснительная

записка

отражает общие

цели изучения

родного

(балкарского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания, определению планируемых результатов.
28.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования.
28.4. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родному

(балкарскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь
период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения.
28.5. Пояснительная записка.
28.5.1. Программа по родному (балкарскому) языку разработана с целью
оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по
учебному предмету.
28.5.2. Основной задачей программы по родному (балкарскому) языку
является формирование ценностного отношения ко всем национальным языкам,
воспитание толерантности, любви и интереса к культуре народов, проживающих на
территории Российской Федерации. Главной целью является обучение свободному
владению родным языком во всех видах речевой деятельности в различных сферах и
ситуациях общения.

Овладение родным (балкарским) языком развивает интеллектуальные и
творческие способности обучающегося, его память и воображение, формирует
абстрактное мышление и навыки самостоятельной учебной деятельности, помогает
дальнейшему самообразованию и самореализации личности.
28.5.3. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне
начального

общего

образования

у

обучающихся

будут

сформированы

первоначальные представления о роли и значимости языка в жизни современного
человека в поликультурном и полилингвальном мире.
28.5.4. В содержании программы по родному (балкарскому) языку выделяются
следующие содержательные линии:
Первая содержательная линия обеспечивает наблюдение за употреблением
языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых
единиц в учебных и практических ситуациях, формирование первоначальных
представлений о нормах современного балкарского литературного языка, развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного балкарского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями.
Ведущий компонент данной содержательной линии – работа с текстами: развитие
умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные
тексты разных типов.
Вторая содержательная линия связана с совершенствованием четырёх видов
речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков
обучающихся (умениями определять цели общения, участвовать в речевом
общении).
Третья

содержательная

линия

направлена

на

изучение

национально-

культурной специфики родного (балкарского) языка, на знакомство с нормами
балкарского речевого этикета.
28.5.5. Изучение родного (балкарского) языка направлено на достижение
следующих целей:

формирование первоначальных представлений о родном языке как основе
национального самосознания и средстве общения этноса, знакомство с нормами
балкарского литературного языка и правилами;
формирование речевого этикета, развитие элементарных коммуникативных
навыков через овладение основными видами речевой деятельности;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
формирование элементарных коммуникативных умений, таких как восприятие
родной речи на слух (понимание высказываний учителя или звукозаписи), умение
устно или письменно, с соблюдением культурно-речевых норм, выражать свои
мысли в соответствии с конкретной ситуацией, темой или предметом разговора;
формирование первоначальных знаний о системе и структуре родного языка
(фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис);
пробуждение

познавательного

интереса

к

языку,

стремления

совершенствовать свою речь.
28.5.6. Общее

число

часов,

рекомендованных

для

изучения

родного

(балкарского) языка – 260 часов: в 1 классе – 56 часов (1 час в неделю, 33 учебные
недели), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе – 68
часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю,
34 учебные недели).
28.6. Содержание обучения в 1 классе.
Начальным этапом изучения родного (балкарского) языка в 1 классе является
учебный курс «Обучение грамоте». На учебный курс «Обучение грамоте»
рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета
«Родной (балкарский) язык» и 1 час учебного предмета «Литературное чтение на
родном (балкарском) языке»). Продолжительность учебного курса «Обучение
грамоте» зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до
23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического
курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.

28.6.1. Знакомство с учебником и прописью. Устная и письменная речь.
Гласные и согласные звуки. Слог. Слово. Предложение. Прямые, наклонные
вертикальные линии. Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху.
Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий. Звуки и буквы. Гласный
звук [а], буквы «А, а». Согласный звук [н], буквы «Н, н». Гласный звук [ы], буквы
«Ы, ы». Согласный звук [м], буквы «М, м». Согласный звук [т], буквы «Т, т».
Согласный звук [ш], буквы «Ш, ш». Согласный звук [л], буквы «Л, л». Гласный звук
[у], буквы «У, у». Согласный звук [р], буквы «Р, р». Согласный звук [д], буквы «Д,
д». Согласный звук [х], буквы «Х, х». Гласный звук [и], буквы «И, и». Гласный звук
[о], буквы «О, о». Согласный звук [къ], буквы «Къ, къ». Согласный звук [й],
Согласный звук [й], й. Согласный звук [у], буква у. Гласный звук [э] ([йэ]), буквы
«Э, е». Согласный звук [п], буквы «П, п». Согласный звук [к], буквы «К, к».
Согласный звук [б], буквы «Б, б». Согласный звук [ч], буквы «Ч, ч». Гласный звук
[ю] ([йу]), буквы «Ю, ю». Согласный звук [с], буквы «С, с». Согласный звук [з],
буквы «З, з». Согласный звук [ж], буквы «Ж, ж». Согласный звук [г], буквы «Г, г».
Согласный звук [гъ], буквы «Гъ, гъ». Гласный звук [ё] ([йо]), буквы «Ё, ё».
Согласный звук [нг], буквы «Нг, нг». Гласный звук [а] ([йа]), буквы «Я, я».
Согласный звук [ф], буквы «Ф, ф». Согласный звук [ц], буквы «Ц, ц». Согласный
звук [щ], буквы «Щ, щ». Согласный звук [в], буквы «В, в». Мягкий знак (ь).
Твёрдый знак (ъ). Алфавит.
Проект «Живая азбука». Слово. Предложение. Элементарное представление о
тексте. Диалог.
Гласные звуки. Звуковое значение букв «а», «о», «у», «ы». Звуковое значение
букв «э (е)», «и», «ё», «ю». Мягкие и твёрдые гласные звуки.
Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Особенности написания и
произношения специфических звуков [къ], [гъ], [нг], [ж]. Парные звонкие и глухие
согласные. Употребление краткого звука [у] в словах.
Слог. Ударный слог. Перенос слова.
Проектная работа «Фруктовая азбука».
28.7. Содержание обучения во 2 классе.

28.7.1. Звук и буква. Гласные и согласные звуки.
Слово. Предложение.
Звуки и буквы. Отличие звука от буквы. Гласные звуки. Буквы «э», «е», «ё»,
«ю», «я», «у». Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Правописание
согласных.
Согласные «в», «ф», «ц», «щ». Употребление буквы «й». Употребление
мягкого и твёрдого знаков в словах. Алфавит балкарского языка.
Слог. Слово. Перенос слов с одной строки на другую. Ударение. Корень слова.
Правописание согласных в корне слова. Правописание мягких и твёрдых гласных в
аффиксах. Однокоренные слова. Слова, отвечающие на вопрос «ким?» («кто?»).
Имена собственные и нарицательные. Слова, отвечающие на вопросы: «не?»
(«что?»). Слова, обозначающие действие предмета. Слова, обозначающие признак
предмета.
Проектная работа «Словарь родного языка».
Предложение. Понятие о предложении. Главные члены предложения. Знаки
препинания

в

вопросительные

предложениях
и

с

разной

побудительные

интонацией.

предложения.

Повествовательные,
Восклицательные

и

невосклицательные предложения. Понятие о тексте. Тема и основная мысль текста.
Контрольный диктант.
Проектная работа «Цветы родного края».
Звуки и буквы. Слово. Предложение. Текст.
28.8. Содержание обучения в 3 классе.
28.8.1. Речь. Виды речи. Для чего нужна речь? Из чего состоит речь?
Слово. Предложение. Текст. Звуки и буквы. Отличие звука от буквы.
Согласные звуки. Буква у как гласный и согласный звук. Слог. Перенос словс одной
строки на другую. Употребление мягкого и твёрдого знаков в словах. Слово. Состав
слова. Предложение. Текст. Значение слова. Прямое и переносное значения слова.
Однозначные и многозначные слова. Правописание слов с прописной буквы.
Предложение. Главные члены в предложения. Текст. Словарный диктант.
Проектная работа «Осенняя пора».

Части речи. Имя существительное. Послелог. Что такое части речи? Послелог
и его роль в языке. Слова, отвечающие на вопросы «ким?» («кто?») и «не?» («что?»).
Единственное

и

множественное

существительного

по

падежам.

число

существительного.

Одушевлённые

и

Изменение

неодушевлённые

имена

существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Сложные
слова. Изменение имён существительных во множественном числе. Синтаксическая
роль имени существительного в основном падеже.
Имя

прилагательное.

Согласование

и

склонение

прилагательныхс

существительными. Проектная работа «Имена прилагательные в загадках».
Местоимение. Понятие о местоимении. Местоимение как член предложения.
Изменение местоимений по падежам. Местоимения в родительном и винительном
падежах.
Глагол. Изменение глагола по лицам и числам. Времена глагола. Глаголы
близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы).
Текст. Типы текстов. Тема текста. План текста.
Части речи. Словосочетание. Предложение. Текст.
28.9. Содержание обучения в 4 классе.
28.9.1. Состав
Словосочетание.

слова.

Аффиксы.

Предложение.

Родственные

Текст.

Части

слова.

Сложные

слова.

речи:

существительное,

прилагательное, местоимение, глагол, послелог. Предложение. Связь слов в
предложении. Знаки препинания в конце предложения.
Морфология.

Имя

существительное.

Имя

существительное,

его

грамматические признаки. Собственные и нарицательные имена. Изменение имён
существительных по падежам (основной, родительный, дательный, винительный,
местный, исходный падежи). Изменение существительных по лицам. Личнопритяжательное

склонение

существительных.

Морфологический

разбор

существительного.
Имя прилагательное. Имя прилагательное, его грамматические признаки.
Качественные и относительные прилагательные. Первообразные и производные
прилагательные.

Образование

прилагательных

от

существительных.

Роль

прилагательных

в

предложении.

Морфологический

разбор

прилагательных.

Проектная работа «На удивительном сказочном пути».
Имя числительное. Значение имени числительного и его грамматические
признаки. Порядковые числительные. Употребление числительных в предложении.
Правописание числительных. Согласование числительных с существительными.
Развитие связной речи.
Местоимение. Личные местоимения: роль в языке и грамматические признаки.
Изменение личных местоимений по числам. Изменение личных местоименийпо
падежам. Употребление местоимений в предложении. Развитие речи.
Глагол. Глагол: значение и грамматические признаки. Неопределённая форма
глагола. Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Функции глаголав
предложении. Развитие связной речи.
Наречие. Значение наречия и его грамматические признаки. Образование
наречий. Разряды наречий.
Предложение.

Простое

предложение.

Главные

члены

предложения.

Второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение.
Однородные члены предложения. Однородные члены предложения с союзной и
бессоюзной связью. Однородные члены предложения с союзами бла (и), алай (но).
Знаки препинания в предложениях с однородными членами с бессоюзной связью.
Разбор простого предложения. Проектная работа «Говорите правильно».
Звуки и буквы. Состав слова. Слова близкие и противоположные по значению.
Родственные слова. Части речи. Предложение. Текст.
28.10. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родному

(балкарскому) языку на уровне начального общего образования.
28.10.1. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числечерез
изучение родного (балкарского) языка, являющегося частью историии культуры
страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание статуса родного (балкарского) языка в Российской Федерациии в
субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,в том
числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правахи
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными
текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числес
использованием языковых средств для выражения своего состоянияи чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своегои
других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного
языка как средства общения и самовыражения;
4) физического

воспитания,

эмоционального благополучия:

формирования

культуры

здоровьяи

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового
образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор
приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого
этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участияв
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям(в том
числе через примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работынад текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представление о системе родного (балкарского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательностьи
самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению
родного (балкарского) языка).
28.10.2. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне
начального

общего

познавательные

образования

универсальные

у

обучающегося

учебные

будут

действия,

сформированы

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
умения совместной деятельности.
28.10.2.1. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основаниядля
сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать

языковые единицы и явления родного (балкарского) языка с языковыми явлениями
русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц,
классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюденияза
языковым материалом, делать выводы.
28.10.2.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового
объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствияв
аналогичных или сходных ситуациях.
28.10.2.3. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

работатьс

информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельноили
на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать

с

помощью

взрослых

(учителей,

родителей,

законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информациив
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно
лингвистической

создавать

информации,

схемы,
понимать

таблицы

для

лингвистическую

представления
информацию,

зафиксированную в виде таблиц, схем.
28.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общениякак часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствиис
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать

устные

и

письменные

тексты

(описание,

рассуждение,

повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
28.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
28.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать

свои

учебные

действия

для

преодоления

речевыхи

орфографических ошибок.
28.10.2.7. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

совместной

деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальныес
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуациина
основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия
по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесси
результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных
образцов.
28.10.3. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К
концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать устную и письменную речь;
различать звук и букву;
различать гласные и согласные звуки;
правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
правильно произносить специфические звуки балкарского языка ([ё], [ю], [у],
[къ], [гъ], [нг], [ж]);
определять количество и последовательность звуков в слове;

составлять звуковые модели слов;
делить слова на слоги;
проводить слого-звуковой разбор слова;
узнавать и называть все буквы балкарского алфавита, использовать знание
алфавита для упорядочивания слов;
переносить слова со строки на строку;
различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и словадействия предметов;
правильно писать прописные и строчные буквы;
различать слово и предложение;
составлять предложение из набора слов;
интонировать различные по эмоциональной окраске предложения;
употреблять при письме изученные правила орфографии;
выполнять основные гигиенические требования при письме;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.
учитывать при письме небуквенные графические средства – пробел между
словами, знак переноса, абзац.
28.10.4. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К
концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
давать характеристику гласным и согласным звукам (в объёме изученного
материала);
определять в слове балкарские специфические гласные и согласные звуки;
различать йотированные буквы «я», «ю», «е», «ё» в балкарском языке;
сопоставлять и различать функции букв с компонентом «ь», «ъ»;
соотносить и сравнивать написание, произношение и значение слов с
удвоенными согласными;
различать слово и слог, звук и букву;
сопоставлять количество гласных звуков и количество слогов в слове;
наблюдать за ролью ударения в слове, осознавать его значимость в речи;

выделять корень слова (простые случаи), различать группы родственных
(однокоренных) слов, подбирать родственные слова к предложенному слову;
различать родственные (однокоренные) слова и формы одногои того же слова;
находить грамматические группы слов (части речи – существительное,
прилагательное, глагол) по обобщённому лексическому значению и вопросам, на
которые они отвечают;
различать имена существительные собственные и нарицательные по значению
и объединять их в тематические группы;
классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации (без
терминов);
соблюдать

орфоэпические

нормы

в

собственной

речи

(в

объёме

представленного в учебнике материала);
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания
слов и поиска нужной информации (в словарях и справочниках);
составлять

небольшие

высказывания

на

заданную

тему

(после

предварительной подготовки), а также по рисунку (после анализа его содержания),
вопросам и ключевым словам;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений,
анализировать тексты с нарушенным порядком предложений и восстанавливатьих
последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста, озаглавливать текст;
определять

границы

предложения,

уместно

использовать

знак

конца

предложения (точка, восклицательный и вопросительный знаки);
распознавать по вопросам и выделять в предложении главные члены;
осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько
предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
каллиграфически

и

орфографически

правильно

списывать

тексты,

представленные как в печатном, так и в рукописном виде;
вступать в диалог на родном языке, используя формулы вежливости,
свойственные балкарской речевой культуре.

28.10.5. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К
концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
делить текст на смысловые части и озаглавливать их, распознавать типы
текстов (повествование, описание, рассуждение);
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове (по
заданным параметрам);
определять лексическое значение слова;
различать прямое и переносное значение слова;
выделять однозначные и многозначные слова;
определять близкие и противоположные по значению слова;
выделять в словах корень, различать однокоренные слова и формы одногои
того же слова;
различать словообразовательные

и

словоизменительные

аффиксы (без

терминологии);
определять особенности правописания падежных аффиксов существительных
и словообразовательных аффиксов прилагательных, аффиксов глаголов;
различать сложные слова, находить в них корни;
разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова разных частей
речи;
распознавать имена существительные, определять грамматические признаки
существительного (число и падеж), склонять существительные и изменятьпо
числам;
распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки
прилагательных (число и падеж), склонять прилагательные и изменять по числам,
согласовывать прилагательные с существительными;
распознавать имя числительное по значению и по вопросам, объяснять
значение имён числительных в речи, различать количественные и порядковые
числительные, объяснять особенности образования порядковых числительных;
распознавать глаголы, определять их грамматические признаки (время, число,
лицо);

различать формы настоящего, прошедшего и будущего времён глагола;
распознавать наиболее употребительные союзы и послелоги;
различать словосочетание и предложение;
различать

предложения

по

цели

высказывания

(повествовательные,

вопросительные, побудительные);
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены
предложения (без деления на виды);
распространять предложение второстепенными членами;
расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;
иметь представления об особенностях простых предложений, устанавливать
при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и
предложении;
производить элементарный синтаксический разбор предложения;
безошибочно списывать текст объёмом 65–70 слов;
писать под диктовку текст объёмом 55–60 слов с учётом изученных правил
правописания.
28.10.6. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К
концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит),
выбирать языковые и неязыковые средства (жесты и мимика во время чтения и в
процессе коммуникации);
соблюдать нормы балкарского литературного языка в собственной речи (в
объёме изученного) и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников, в том
числе при общении с помощью средств информационно-коммуникационных
технологий (далее – ИКТ);
корректировать порядок предложений в тексте и частей текста, составлять
развёрнутый план к заданному тексту;
создавать небольшие тексты для конкретной ситуации письменного общения
(письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
использовать при письме изученные пунктуационные знаки;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять
значение слова по контексту или уточнять в толковом словаре, подбирать к
предложенным словам антонимы и синонимы;
различать изменяемые и неизменяемые слова, разграничивать однокоренные
слова и формы слова;
определять состав слов с однозначно выделяемыми морфемами (корень,
аффикс), соотносить состав слова с представленной схемой;
определять синтаксические функции существительных и прилагательных;
образовывать имена прилагательные от существительных;
определять грамматические признаки числительных, выявлять особенности
образования порядковых числительных;
определять грамматические признаки личных местоимений в начальной
форме (лицо, число);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
находить неопределённую форму глагола;
спрягать глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах, определять
синтаксическую функцию глагола;
выделять наречия как часть речи, определять семантические разряды наречий,
понимать их роль и значение в речи;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи по комплексу
освоенных признаков (в объёме изученного);
выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
распознавать предложения с однородными членами;
определять по заголовку содержание текста;
выделять части текста и обосновывать правильность их выделения;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибкив
собственном тексте и в тексте, предложенном для контроля (в объёме изученного);
безошибочно списывать текст объёмом 80–90 слов;

писать под диктовку тексты объёмом 75–80 слов (с учётом изученных правил
правописания).


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».