Рабочая программа по родному (балкарскому) языку 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района
МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной ( балкарский) язык
для обучающихся 1 классов

с.п. Новая Балкария, 2023 года

Пояснительная записка
28. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(балкарский) язык».
28.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(балкарский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на
родном языке») (далее соответственно – программа по родному (балкарскому) языку,
родной (балкарский) язык, балкарский язык) разработана для обучающихся,
владеющих родным (балкарским) языком, и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному
(балкарскому) языку.
28.2. Пояснительная

записка

отражает общие

цели изучения

родного

(балкарского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания, определению планируемых результатов.
28.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования.
28.4. Планируемые результаты освоения программы по родному (балкарскому)
языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения
на уровне начального общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.
28.5. Пояснительная записка.
28.5.1. Программа по родному (балкарскому) языку разработана с целью
оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету.
28.5.2. Основной задачей программы по родному (балкарскому) языку является
формирование ценностного отношения ко всем национальным языкам, воспитание
толерантности, любви и интереса к культуре народов, проживающих на территории
Российской Федерации. Главной целью является обучение свободному владению
родным языком во всех видах речевой деятельности в различных сферах и ситуациях
общения.

Овладение родным (балкарским) языком развивает интеллектуальные и
творческие способности обучающегося, его память и воображение, формирует
абстрактное мышление и навыки самостоятельной учебной деятельности, помогает
дальнейшему самообразованию и самореализации личности.
28.5.3. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне
начального

общего

образования

у

обучающихся

будут

сформированы

первоначальные представления о роли и значимости языка в жизни современного
человека в поликультурном и полилингвальном мире.
28.5.4. В содержании программы по родному (балкарскому) языку выделяются
следующие содержательные линии:
Первая содержательная линия обеспечивает наблюдение за употреблением
языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых
единиц в учебных и практических ситуациях, формирование первоначальных
представлений о нормах современного балкарского литературного языка, развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного балкарского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Ведущий
компонент данной содержательной линии – работа с текстами: развитие умений
понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты
разных типов.
Вторая содержательная линия связана с совершенствованием четырёх видов
речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков
обучающихся (умениями определять цели общения, участвовать в речевом общении).
Третья

содержательная

линия

направлена

на

изучение

национально-

культурной специфики родного (балкарского) языка, на знакомство с нормами
балкарского речевого этикета.
28.5.5. Изучение родного (балкарского) языка направлено на достижение
следующих целей:
формирование первоначальных представлений о родном языке как основе
национального самосознания и средстве общения этноса, знакомство с нормами
балкарского литературного языка и правилами;

формирование речевого этикета, развитие элементарных коммуникативных
навыков через овладение основными видами речевой деятельности;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
формирование элементарных коммуникативных умений, таких как восприятие
родной речи на слух (понимание высказываний учителя или звукозаписи), умение
устно или письменно, с соблюдением культурно-речевых норм, выражать свои мысли
в соответствии с конкретной ситуацией, темой или предметом разговора;
формирование первоначальных знаний о системе и структуре родного языка
(фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис);
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать
свою речь.
28.5.6. Общее

число

часов,

рекомендованных

для

изучения

родного

(балкарского) языка – 260 часов: в 1 классе – 56 часов (1 час в неделю, 33 учебные
недели), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе – 68
часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю, 34
учебные недели).
28.6. Содержание обучения в 1 классе.
Начальным этапом изучения родного (балкарского) языка в 1 классе является
учебный курс «Обучение грамоте». На учебный курс «Обучение грамоте»
рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета «Родной
(балкарский) язык» и 1 час учебного предмета «Литературное чтение на родном
(балкарском) языке»). Продолжительность учебного курса «Обучение грамоте»
зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных
недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1
классе может варьироваться от 10 до 13 недель.
28.6.1. Знакомство с учебником и прописью. Устная и письменная речь.
Гласные и согласные звуки. Слог. Слово. Предложение. Прямые, наклонные
вертикальные линии. Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху.

Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий. Звуки и буквы. Гласный
звук [а], буквы «А, а». Согласный звук [н], буквы «Н, н». Гласный звук [ы], буквы «Ы,
ы». Согласный звук [м], буквы «М, м». Согласный звук [т], буквы «Т, т». Согласный
звук [ш], буквы «Ш, ш». Согласный звук [л], буквы «Л, л». Гласный звук [у], буквы
«У, у». Согласный звук [р], буквы «Р, р». Согласный звук [д], буквы «Д, д».
Согласный звук [х], буквы «Х, х». Гласный звук [и], буквы «И, и». Гласный звук [о],
буквы «О, о». Согласный звук [къ], буквы «Къ, къ». Согласный звук [й], Согласный
звук [й], й. Согласный звук [у], буква у. Гласный звук [э] ([йэ]), буквы «Э, е».
Согласный звук [п], буквы «П, п». Согласный звук [к], буквы «К, к». Согласный звук
[б], буквы «Б, б». Согласный звук [ч], буквы «Ч, ч». Гласный звук [ю] ([йу]), буквы
«Ю, ю». Согласный звук [с], буквы «С, с». Согласный звук [з], буквы «З, з».
Согласный звук [ж], буквы «Ж, ж». Согласный звук [г], буквы «Г, г». Согласный звук
[гъ], буквы «Гъ, гъ». Гласный звук [ё] ([йо]), буквы «Ё, ё». Согласный звук [нг], буквы
«Нг, нг». Гласный звук [а] ([йа]), буквы «Я, я». Согласный звук [ф], буквы «Ф, ф».
Согласный звук [ц], буквы «Ц, ц». Согласный звук [щ], буквы «Щ, щ». Согласный
звук [в], буквы «В, в». Мягкий знак (ь). Твёрдый знак (ъ). Алфавит.
Проект «Живая азбука». Слово. Предложение. Элементарное представление о
тексте. Диалог.
Гласные звуки. Звуковое значение букв «а», «о», «у», «ы». Звуковое значение
букв «э (е)», «и», «ё», «ю». Мягкие и твёрдые гласные звуки.
Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Особенности написания и
произношения специфических звуков [къ], [гъ], [нг], [ж]. Парные звонкие и глухие
согласные. Употребление краткого звука [у] в словах.
Слог. Ударный слог. Перенос слова.
Проектная работа «Фруктовая азбука».
28.10. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родному

(балкарскому) языку на уровне начального общего образования.
28.10.1. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числечерез
изучение родного (балкарского) языка, являющегося частью историии культуры
страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание статуса родного (балкарского) языка в Российской Федерациии в
субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,в том числе
при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правахи
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными
текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числес
использованием языковых средств для выражения своего состоянияи чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своегои других
народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного
языка как средства общения и самовыражения;
4) физического

воспитания,

эмоционального благополучия:

формирования

культуры

здоровьяи

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового
образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор
приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участияв различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям(в том числе через
примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работынад текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представление о системе родного (балкарского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательностьи
самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению
родного (балкарского) языка).
28.10.2. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне
начального

общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы

познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения
совместной деятельности.
28.10.2.1. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для
сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать
языковые единицы и явления родного (балкарского) языка с языковыми явлениями
русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц,
классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
28.10.2.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового
объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
28.10.2.3. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

работать

с

информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельноили
на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать

с

помощью

взрослых

(учителей,

родителей,

законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем.
28.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать

устные

и

письменные

тексты

(описание,

рассуждение,

повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
28.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.

28.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать

свои

учебные

действия

для

преодоления

речевыхи

орфографических ошибок.
28.10.2.7. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

совместной

деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия
по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных
образцов.
28.10.3. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К
концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать устную и письменную речь;
различать звук и букву;
различать гласные и согласные звуки;
правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
правильно произносить специфические звуки балкарского языка ([ё], [ю], [у],
[къ], [гъ], [нг], [ж]);
определять количество и последовательность звуков в слове;
составлять звуковые модели слов;
делить слова на слоги;

проводить слого-звуковой разбор слова;
узнавать и называть все буквы балкарского алфавита, использовать знание
алфавита для упорядочивания слов;
переносить слова со строки на строку;
различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и словадействия предметов;
правильно писать прописные и строчные буквы;
различать слово и предложение;
составлять предложение из набора слов;
интонировать различные по эмоциональной окраске предложения;
употреблять при письме изученные правила орфографии;
выполнять основные гигиенические требования при письме;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.
учитывать при письме небуквенные графические средства – пробел между
словами, знак переноса, абзац.

Балкарский язык ( жазыу)
№
урок
а
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема урока
Танышыу
Прописьни 4_бетинде ишлеу.
Прописьни 5. бетинде ишлеу.
Прописьни 6 бетинде ишлеу.
Прописьни 7 бетинде ишлеу.
Прописьни 8 бетинде ишлеу.
А а, харфланы тауушлары эм жазылыулары
бла танышдырыу.Тилбургъучла.
Санаучукъла. А, а жазма харфла.
[ н] тауушну белгилеген Н, н харфла.
[ ы] тауушну белгилеген Ы, ы харфла. Ы, ы
харфланы окъуу эм жазыу .
[м] тауушну белгилеген М, м харфла. М, м
харфланы окъуу эм жазыу.
[т] тауушну белгилеген Т, т харфланы жазыу
эм окъуу.
[ ш] тауушну белгилеген Ш, ш харфла. Ш, ш
харфланы окъургъа эм жазаргъа Юйретиу
[л] тауушну белгилеген Л, л харфлары
болгъан сёзлени окъуу эм жазыу.
Къысха [у] тауушну белгилеген У, у харфла.
Къысха
у-ну
харфларын окъургъа эм
жазаргъа юйрениу.
[р] тауушну белгилеген Р, р харфла. Р, р
харфланы окъуу эм жазыу.
[д] тауушну белгилеген, Д, д харфла, Д, д
харфланы окъуу эм жазыу.
[и] тауушну белгилеген, И, и харфла. И, и
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу.
[О] тауушну белгилеген О, о харфла. О, о
харфланы окъуу эм жазыу.
[къ] тауушну белгилеген Къ, къ харфла. Къ, къ
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу
[къ] тауушну белгилеген Къ, къ харфла. Къ, къ
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу
[й] тауушну белгилеген Й, й харфла. Й, й
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу.

Колво
часо
в
1
1
1
1
1
1
1

Дата
По
По
плану факту
06.09
07.09
13.09
14.09
20.09
21.09
27.09

1
1

28.09
04.10 .

1

05.10

1

11. 10

1

12. 10

1

18 10

1

19. 10

1

25.10

1

26. 10

1

08.11

1

09.11

1

15. 11

1

16.11

1

22.11

22
23
24
25
26
27
28
29
30

31

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Къысха [у] тауушну белгилеген У, у харфла.
Къысха
у-ну
харфларын окъургъа эм
жазаргъа юйрениу.
[Э] тауушну белгилеген Э, е харфла.
Е, е харфла экишер тауушну [йэ] белгилеген
сёзлени окъургъа эм жазаргъа юйретиу.
[п] тауушну белгилеген П, п харфла П, п
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу.
[к] тауушну белгилеген К , к харфла. К, к
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу.
[б] тауушну белгилеген Б, б харфла. Б, б
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу.
[ч] тауушну белгилеген Ч, ч харфла. Ч, ч
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу.
[ю] тауушну белгилеген Ю, ю харфла. Ю, ю
харфланы [йу] тауушу.
[ю] тауушну белгилеген Ю, ю харфла. Ю, ю
харфланы [йу] тауушу.. харфлары болгъан
сёзлени окъуу эм жазыу.
Тунакы къысыкъ [с] тауушну белгилеген С, с
харфла. С, с харфлары болгъан сёзлени окъуу
эм жазыу.
Тунакы къысыкъ [с] тауушну белгилеген С, с
харфла. С, с харфлары болгъан сёзлени окъуу
эм жазыу.
[з] тауушну белгилеген З, з харфла. З, з
харфлары болгъан сёзлени, текстлени окъуу.
[ж] тауушну белгилеген Ж, ж харфла. Ж, ж
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу.
[ж] тауушну белгилеген Ж, ж харфла. Ж, ж
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу.
[г] тауушну белгилеген Г,г харфла. Г, г
харфланы тауушлары эм жазылыулары.
[гъ] тауушну белгилеген, Гъ, гъ харфла. Гъ, гъ
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу.
[гъ] тауушну белгилеген, Гъ, гъ харфла. Гъ, гъ
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу.
[ё] тауушну белгилеген Ё, ё харфла. [йо]
белгилеген Ё, ё харфла.
[ё] тауушну белгилеген Ё, ё харфла. [йо]
белгилеген Ё, ё харфла.
[нг] тауушну белгилеген Нг, нг харфла. Нг, нг
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу.

1

23. 11

1
1

29. 11
30.11

1

06. 12

1

07.12

1

13.12

1

14.12

1

20.12

1

21.12 .

1

27.12

1

28.12

1

10.01

1

11.01

1

17.01

1

18.01

1

24.01

1

25.01

1

31.01

1

01.02

1

07.02

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

[нг] тауушну белгилеген Нг, нг харфла. Нг, нг
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу.
[а] тауушну белгилеген Я, я харфла. [йа]
тауушну белгилеген Я, я харфла.
[а] тауушну белгилеген Я, я харфла. [йа]
тауушну белгилеген Я, я харфла.
[ф] тауушну белгилеген, Ф, ф харфла. Ф, ф
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу.
[ф] тауушну белгилеген, Ф, ф харфла. Ф, ф
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу.
[ц] таушну белгилеген Ц, ц харфла. Ц, ц
харфланы андан ары окъуу эм жазыу.
[щ] тауушну белгилеген Щ, щ харфла. Щ, щ
харфлары болгъан сёзлени окъуу эм жазыу.
[в] тауушну белгилеген В, в харфла. В, в
харфланы андан ары окъуу эм жазыу.
Жумушакъ белги (ь).
Къаты белги (ъ).
Ётген харфланы къайтарыу
Сёзле
Ана тилим - малкъар тилим. Созайланы
Ахмат. Айтым.
Айтымда биринчи харфны уллу бла жазыу.
Тауушла бла харфла.
Базыкъ ачыкъ тауушла.Ачыкъ тауушла.
Назик эм базыкъ ачыкъ тауушла.
Къысыкъ тауушла.
Тунакы къысыкъ тауушла. Зынгырдауукъ эм
тунакы къысыкъ тауушла.
Сёзлени кёчюрюу.Бёлюм.
Басымлы бёлюм.
Жаздырма.
Уллу
харфдан
башланып
жазылгъан сёзле.
Энчи атла.
Кьайтарыу
Кьайтарыу

1

08.02

1

21.02

1

22.02

1

28.02

1

29.02

1

06.03

1

07.03

1

13.03

1
1
1
1
1

14.03
20.03
21.03
03.04
04.04

1
1
1
1
1
1

10.04
11.04
17.04
18.04
24.04
25.04

1
1
1

01.05
02.05
08.05

1
1
1

09.05
22.05
23.05


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».