Рабочая программа по литературному чтению 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района
МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2043596)
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 1 классов

с.п. Новая Балкария, 2023 год.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное
чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») (далее
соответственно – программа по литературному чтению, литературное чтение)
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по литературному чтению, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного
чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отборусодержания, к
определению планируемых результатов и к структуре тематическогопланирования.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем
универсальных
учебных
действий
(познавательных,
коммуникативных,
регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтенияс
учётом возрастных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературному
чтению на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня
начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением
предметных
результатов, становление базового умения, необходимого
для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской
грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального,
духовно-нравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и
приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской
литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие
обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на
обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного
читателя, мотивированного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль
чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально
откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных
задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в
процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на
уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением
следующих задач:
формирование
у
обучающихся
систематическому чтению и слушанию
произведений устного народного творчества;

положительной
мотивации к
художественной литературы и

достижение необходимого для продолжения образования уровня общего
речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста,
осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в
соответствии с представленными предметными результатами по классам;
овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой
деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для
решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения
предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых
результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает
следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и
читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и
особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и
литературных текстов; представленность в произведениях нравственноэстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных
произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.

Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению
является представленность разных жанров, видов и стилей произведений,
обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности
обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов,
способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при
изучении других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
Литературное чтение является преемственным по отношению к учебному
предмету «Литература», который изучается на уровне основного общего
образования.
Освоение программы по литературному чтению в 1 классе начинается вводным
интегрированным учебным курсом «Обучение грамоте» (рекомендуется 180 часов:
русского языка 100 часов и литературного чтения 80 часов). Содержание
литературного чтения, реализуемого в период обучения грамоте, представленов
программе по русскому языку. После периода обучения грамоте начинается
раздельное изучение русского языка и литературного чтения. На литературное
чтение в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель (40 часов), для изучения
литературного чтения во 2–4 классах рекомендуется отводить по 136 часов (4 часа в
неделю в каждом классе).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1 КЛАСС
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие
текста произведений художественной литературы и устного народного творчества
(не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка:
сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок:
последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской)
сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений.
Нравственные ценности и идеи в русских народных и литературных (авторских)
сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе,
людям, предметам).
Произведения для чтения: народные сказки о животных, например, «Лисицаи
тетерев», «Лиса и рак», литературные (авторские) сказки, например, К.Д.
Ушинский «Петух и собака», сказки В.Г. Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и
другие (по выбору).
Произведения о детях. Понятие «тема произведения» (общее представление):
чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная
идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но
разных жанров: рассказ, стихотворение (общее представление на примере не менее
шести произведений К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Е.А. Пермяка, В.А. Осеевой,
А.Л. Барто, Ю.И. Ермолаева и других). Характеристика героя произведения, общая
оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с
содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий:
друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает
никому», Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик», В.А.
Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я – лишний», Ю.И. Ермолаев «Лучший друг»
и другие (по выбору).
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение
произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А.К.
Толстого, А.Н. Плещеева, Е.Ф. Трутневой, С.Я. Маршака и другое). Тема
поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и
природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи,сравнение
с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое
рождает
поэтическое
произведение.
Отражение
нравственной
идеи в
произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрацияк
произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Роль
интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного
чтения: ритм, темп, сила голоса.

Устное народное творчество: малые фольклорные жанры (не менее шести
произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества:
потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать).

Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка – игровой народный
фольклор. Загадка – средство воспитания живости ума, сообразительности.
Пословицы – проявление народной мудрости, средство воспитания понимания
жизненных правил.
Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.
Произведения о братьях наших меньших (три-четыре автора по выбору) – герои
произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и
животных воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным.
Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение.
Характеристика героя: описание его внешности, действий, нравственно- этических
понятий: любовь и забота о животных.
Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин
«Про Томку», М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и другие.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение произведенийо
маме (не менее одного автора по выбору, на примере произведений Е.А.
Благининой, А.Л. Барто, А.В. Митяева и других). Осознание нравственно- этических
понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к
ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родныхлюдях.
Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто
«Мама», А.В. Митяев «За что я люблю маму» и другие (по выбору).
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх
произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом
жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира.
Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными,
фантастическими.
Произведения для чтения: Р.С. Сеф «Чудо», В.В. Лунин «Я видел чудо», Б.В.
Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и другие(по
выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление
о том, что книга – источник необходимых знаний. Обложка, оглавление,
иллюстрации как элементы ориентировки в книге. Умение использовать
тематический каталог при выборе книг в библиотеке.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение литературного чтения в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных

универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных
действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной
деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения;
понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста;
ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные
жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и
литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);
различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы,
сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);
анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность
событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или
отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому
содержанию;
сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.
Работа с информацией:
понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях,
различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и другие);
соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста,
которые соответствуют иллюстрации.

Коммуникативные универсальные учебные действия
читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные
нормы;
участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста:
слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к
обсуждаемой проблеме;
пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы,
рисунки, предложенный план;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок,
рассказов.

Регулятивные универсальные учебные действия
понимать
и удерживать поставленную учебную задачу, в случае
необходимости обращаться за помощью к педагогическому работнику учителю;
проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык
чтения;
с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении
читательской деятельности.
Совместная деятельность
проявлять желание работать в парах, небольших группах;
проявлять
культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться,
ответственно выполнять свою часть работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС1
Наимено
Количе
вание
ство
раздело
часо
в и тем
в
учебного
предмета
Раздел 1. Обучение грамоте
1.1
Развитие
4
речи
№
п
/
п

Программно
е
содержани
е

Характеристика деятельности обучающихся

Составление

Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных

небольших
рассказов на
основе
возможных игр,
занятий. Участие
в диалоге.
Понимание текста
при его
прослушивании

в правильной последовательности: анализ
представленных событий, обсуждение сюжета,
составление устного рассказа с порой на картинки.
Совместная работа по составлению небольших
рассказов повествовательного характера (например,
рассказ об играх и т. д.).
Учебный диалог по результатам совместного
составления рассказов, объяснение уместности или
неуместности использования тех или иных речевых
средств, участие в диалоге, высказывание и
обоснование своей точки зрения.
Слушание текста, понимание текста при его

прослушивании

1

В данном тематическом планировании отражено только то содержание периода «Обучение грамоте», которое реализуется средствами учебного предмета «Литературное
чтение», остальное содержание прописывается в рабочей программе учебного предмета «Русский язык».

1.2

Фонетика

4

Звуки
речи. Единство
звукового
составаслова и
его значения

Игровые упражнения и задания «Скажи так, как я»,
«Есть ли в слове заданный звук?» на отработку
умениявоспроизводить заданный учителем образец
интонационного выделения звука в слове.
Упражнение в подборе слов с заданным
звуком. Работа с моделями слов: выбрать
нужную модельв зависимости от места
заданного звука в слове (начало, середина,
конец слова).
Совместная работа: группировка слов по
первомузвуку (по последнему звуку), по
наличию близкихв акустико-артикуляционном
отношении звуков. Игра «Живые звуки»:
моделирование звукового состава слова в
игровых ситуациях.
Дифференцированное задание: соотнесение слов
с соответствующими моделями

1.3

Чтение

6
5

Формирование
навыка слогового
чтения
(ориентацияна
букву,
обозначающую
гласный звук).
Плавное
слоговоечтение
и чтение
целыми
словами со
скоростью,
соответствующей

Упражнение в чтении вслух (использовать слоговое
плавное чтение с переходом на чтение словами
без пропусков и перестановок букв и слогов).
Упражнение: соотнесение прочитанного
слога с картинкой, в названии которой есть
этот слог.Упражнение на соотнесение
прочитанных словс картинками, на которых
изображены соответствующие предметы.
Работа в парах: соединение начала и конца
предложения из нескольких предложенных вариантов.
Игровое упражнение «Заверши предложение»:

индивидуальном
у темпу.
Осознанное
чтение слов,
словосочетаний,
предложений.
Чтение
с интонациями
ипаузами
в
соответствии
со знаками
препинания.
Развитие
осознанности
и
выразительнос
тичтения
на материале
небольших
текстови
стихотворений.
Знакомство с
орфоэпическ
имчтением
(при переходе
к чтению
целыми

отработка умения завершать прочитанные
незаконченные предложения с опорой на общий
смысл предложения, подбирать пропущенные в
предложении слова, ориентируясь на смысл
предложения.
Упражнение: соотносить прочитанные
предложенияс нужным рисунком, который
передаёт содержание предложения.
Совместная работа: ответы на вопросы по
прочитанному тексту, отработка умения
находитьсодержащуюся в тексте информацию.
Творческая работа: дорисовывание картинки в
соответствии с прочитанным (отрабатывается
умение осознавать смысл прочитанного
предложения/текста). Совместная работа: чтение
предложений и небольшихтекстов с интонациями и
паузами в соответствии со знаками препинания
после предварительного
обсуждения того, на что нужно обратить
вниманиепри чтении.
Рассказ учителя о важности двух видов чтения:
орфографического и орфоэпического, о целях
этихдвух видов чтения.
Практическая работа: овладение
орфоэпическимчтением.
Работа в парах: тренировка в выразительном чтении

словами).
Орфографическое
чтение

(проговаривани
е)как средство
самоконтроля
при письме
под диктовку
и при списывании
Итого по разделу
Раздел 2. Систематический курс

7
2

2.1

Сказка
народная
(фольклорная)
и
литературная
(авторская)

3

Восприятие
текста
произведений
художественной
литературы и
устного
народного
творчества.
Фольклорная и
литературная
(авторская)
сказка:сходство
и различия.
Реальность
и
волшебств
о в сказке.
Событийная
сторона сказок:
последовательнос
ть
событий

Слушание чтения учителем
фольклорных произведений и
литературных (авторских).
Учебный диалог: обсуждение вопросов – какова
тема сказки, кто её герои, что произошло (что
происходило)в сказке.
Задание на формулирование предложений
с использованием вопросительного слова с
учётом фактического содержания текста (где?
как? когда?почему?).
Упражнение в самостоятельном чтении вслух
целымисловами с постепенным увеличением
скорости чтения(в соответствии с
индивидуальными возможностями учащегося).
Смысловое чтение народных (фольклорных)
и литературных (авторских) сказок. Например,
русскиенародные сказки: «Лиса и рак», «Лисица и
тетерев», литературные (авторские) сказки: К. Д.
Ушинский.
«Петух и собака», В. Г. Сутеев. «Кораблик»,

в фольклорной
(народной) и
литературной
(авторской)
сказке.
Отражение
сюжетав
иллюстрациях.
Герои
сказочных
произведений.
Нравственные
ценности в
русскихнародных
и
литературных
(авторских)
сказках,
поступки,
отражающие
нравственные
качества
(отношен
ие
к природе,
людям,
предметам)

«Под грибом» и другие.
Работа с текстом произведения: поиск описания
героевсказки, характеристика героя с использованием
примеров из текста.
Воображаемая ситуация: представление, как бы
изменилась сказка, если бы её герои были
другими. Например, лиса – добрая, а волк –
умный.
Дифференцированная работа: упражнение в
чтениипо ролям.
Работа в парах: сравнение литературных
(авторских)и народных (фольклорных) сказок:
сходство
и различия тем, героев, событий.
Коллективная работа: восстановление
последовательности событий сказки с
опоройна иллюстрацию (рисунок).
Пересказ (устно) сказки с соблюдением
последовательности событий с опорой на
иллюстрации(рисунки).
Учебный диалог: определение нравственного
содержания прочитанного произведения и ответ
на вопрос «Чему учит сказка?», объяснение смысла
пословиц, которые встречаются в тексте сказки,
отражают её идею или содержание.
Творческое задание: коллективное придумывание
продолжения текста сказки по предложенному началу
(не менее 3 предложений). Группировка книг

с фольклорными (народными) и литературными
(авторскими) сказками, называть и
аргументироватьвыбор книги, рассказывать о
самостоятельно прочитанной книге, ориентируясь
на обложку, иллюстрации, оглавление.
Дифференцированная работа: работа в
парахпо заполнению таблицы, проверка
работы под руководством учителя.

2.2

Произведения
о детях и для
детей

7

Понятие «тема
произведения»
(общее
представление):
чему
посвящено,
о чём
рассказывает.
Главная мысль
произведения:
его основная идея
(чему учит? какие
качества
воспитывает?).
Произведения
одной темы, но

Упражнение в чтении вслух разножанровых
произведений о детях (использовать слоговое
плавноечтение с переходом на чтение словами без
пропусков и перестановок букв и слогов).
Например: К. Д. Ушинский. «Худо тому, кто добра
неделает никому», Л. Н. Толстой. «Косточка»,
Е. А. Пермяк. «Торопливый ножик», В. А. Осеева.
«Три товарища», А. Л. Барто. «Я –
лишний»,Ю. И. Ермолаев. «Лучший друг»
и другие.
Беседа по выявлению понимания прочитанного
произведения: ответы на вопросы о
впечатленииот произведения, определение
темы (о детях)
и главной мысли произведения, анализ заголовка.
Работа с текстом произведения: читать по частям,

разных
жанров:
рассказ,
стихотворени
е (общее
представлени
е на примере
произведений
К. Д.
Ушинского,Л.
Н. Толстого, Е.
А. Пермяка,
В. А.
Осеевой,А.
Л. Барто,
Ю. И.
Ермолаева, и
др.).
Характеристи
кагероя
произведения,
общая оценка
поступков.
Понимание
заголовка
произведения,
егосоотношения
с содержанием

характеризовать героя, отвечать на вопросы к тексту
произведения, подтверждая ответ примерами из
текста. Выразительное чтение по ролям диалогов
героев.
Учебный диалог: обсуждение прочитанного
произведения, оценивание поступков героев
произведений, осознание нравственноэтическогосодержания произведения,
высказывание
и аргументация своего мнения.
Составление рассказа о герое по предложенному
алгоритму.
Упражнение в формулировании предложений
с использованием вопросительного слова с
учётом фактического содержания текста (где?
как? когда?почему?).
Задание на восстановление последовательности
событий в прочитанных произведениях.
Пересказ (устно) содержания произведения с
опоройна вопросы и на предложенный план.
Работа в парах: сравнение предложенных учителем
произведений по указанным критериям и заполнение
таблицы. Проверка работы по готовому образцу.

Работа по группам с книгами о детях: рассматривание,
чтение заголовка и автора произведения, нахождение

произведения и
его
идеей. Осознание

нравственноэтических
понятий:друг,
дружба, забота,
труд,
взаимопомощь

указанного произведения, ориентируясь на
содержание(оглавление).
Выбор книги для самостоятельного чтения по
советувзрослого или с учётом рекомендательного
списка.
Рассказ о прочитанной книге (произведении):
составление высказывания о содержании (не
менее2 предложений)

2.3

Произведения
ородной
природе

5

Восприятие и
самостоятельное
чтение
поэтических
произведений
о природе
(на
примере
доступны
х
произведений
А.К. Толстого,
А. Н.
Плещеева, Е.
Ф. Трутневой,
С. Я.
Маршака).
Тема
поэтических
произведений:
звуки и краски
природы,
временагода,
человек
и природа;
Родина,природа
родного
края. Особенности

Слушание и чтение поэтических описаний
картинприроды (пейзажной лирики).
Беседа по выявлению понимания настроения,
переданного автором (радость, грусть, удивление
и др.), определение темы стихотворных
произведений.Работа с текстом произведения:
различение на слух стихотворного и
нестихотворного текста, определение особенностей
стихотворной речи (ритм, созвучные слова (рифма),
нахождение слов и словосочетаний,
которые определяют звуковой рисунок
текста(например, «слышать» в тексте звуки
весны,
«журчание воды», «треск и грохот
ледохода»). Анализ стихотворного текста,
составление интонационного рисунка с
опорой на знаки препинания.
Выразительное чтение стихотворений с
опоройна интонационный рисунок.
Сравнение произведений на одну тему разных
авторов:А. Н. Майков. «Ласточка примчалась…»,
А. Н. Плещеев. «Травка зеленеет…».

стихотворной
речи,сравнение с
прозаической:
рифма, ритм
(практическо
е
ознакомлени
е).
Настроение,
которое
рождает
поэтическое
произведение.
Отражение
нравственной
идеив
произведении:
любовь к
Родине, природе
родного
края.
Иллюстрация к
произведению как
отражение
эмоционального
отклика на
произведение.
Рольинтонации
при

Учебный диалог о своих впечатлениях, эстетическом
восприятии прослушанных произведений
и составление высказывания (не
менее3 предложений).
Рассматривание репродукций картин и
характеристиказрительных образов, переданных в
художественном произведении. Например, И. Э.
Грабарь. «Март»,
«Иней. Восход солнца», А. А. Рылов.
«Цветистыйлуг», И. И. Шишкин. «Рожь», В. Д.
Поленов.
«Золотая осень», И. И. Левитан. «Осень» и др.
Чтение наизусть стихотворений о родной
природе(не менее 2).
Учебный диалог: обсуждение значения выражений
«Родина-мать», «Родина любимая – что мать
родная»,осознание нравственно-этических понятий,
обогащение духовно-нравственного опыта
учащихся:заботливое отношение к родным в семье,
внимание и любовь к ним.
Выразительное чтение стихотворений с выделением
ключевых слов, с соблюдением норм произношения.
Рассказ по предложенному плану о своём родном
крае,городе, селе, о своих чувствах к месту. Задания
на проверку знания названия страны, в которой мы
живём, её столицы. Работа в парах: заполнение схемы,
проверка и оценка своих результатов.
Чтение наизусть с соблюдением интонационного
рисунка произведения (не менее 2 произведений

выразительном
чтении.
Интонационн
ыйрисунок
выразительного

чтения: ритм,
темп,сила голоса

по выбору). Самостоятельное чтение книг, выбранных
по теме «О Родине, о семье» с учётом
рекомендованного списка, представление
(рассказ)о прочитанном произведении по
предложенному алгоритму.
Выбор книги по теме «Произведения о родной
природе» с учётом рекомендованного списка.
Работа с книгами: рассматривание,
самостоятельное чтение, представление
прочитанного произведения.
Составление списка авторов, которые писали
о природе (с помощью учителя)

2.4

Устное народное
творчество –
малые
фольклорные
жанры

4

Многообразие
малых жанров
устного
народного
творчества:
потешка,
загадка,
пословица, их
назначение
(веселить,
потешать,
играть, поучать).
Особенност
и разных
малых
фольклорны
х
жанров. Потешка
–
игровой народный

Упражнение в чтении вслух (использовать
слоговое плавное чтение с переходом на чтение
словами
без пропусков и перестановок букв и
слогов), соблюдение норм произношения,
расстановка ударений при выразительном
чтении.
Анализ потешек, считалок, загадок: поиск
ключевыхслов, помогающих охарактеризовать
жанр произведения и назвать его (не менее шести
произведений).
Учебный диалог: объяснение смысла пословиц,
соотнесение их с содержанием произведения.
Разыгрывание в совместной деятельности небольших
диалогов с учётом поставленной цели (организация
начала игры, веселить, потешать).
Драматизация потешек.

фольклор.
Загадки –
средство
воспитания
живости ума,
сообразительност
и.Пословицы –
проявление
народной
мудрости,
средство
воспитания
понимания
жизненных правил

Игра «Вспомни и назови»: определение жанров
прослушанных и прочитанных произведений:
потешка,загадка, сказка, рассказ, стихотворение

2.5

Произведения
о братьях
наших
меньших

3

Животные –
герои
произведений.
Цель и
назначение
произведений о
взаимоотношени
яхчеловека и
животных –
воспитание
добрыхчувств и
бережного
отношения
к животным.
Видытекстов:
художественный и
научно-

Слушание произведений о животных. Например,
произведения Чарушина «Про Томку», В.В.
Бианки
«Лис и Мышонок» и другие.
Беседа
по
выявлению
понимания
прослушанного произведения, ответы на
вопросы о впечатлении от произведения.
Самостоятельное чтение произведений о
животных,различение прозаического и
стихотворного текстов.Учебный диалог по
обсуждению прочитанного произведения:
определение темы и главной мысли, осознание
нравственно-этического содержания
произведения (любовь и забота о братьях наших
меньших, бережное отношение к природе).
Работа с текстом: нахождение в тексте слов,

познавательный,
ихсравнение.
Характеристика
героя: описание
еговнешности,
действий.
Осознание
нравственноэтических
понятий:любовь
и забота
о животных

характеризующих героя (внешность,
поступки)в произведениях разных авторов:
Например,
Н. И. Сладков. «Лисица и Ёж», М. М. Пришвин.
«Ёж».Упражнение на восстановление
последовательности событий в произведении: чтение
по частям, придумывание заголовка к каждой части,
составление плана (под руководством учителя).
Пересказ (устно) содержания произведения
с соблюдением последовательности событий с
опоройна ключевые слова.
Работа с текстом произведения: характеристика
героев. Задание на сравнение художественного и
научно- познавательного текстов: сходство и
различия, цель создания, формулировка вопросов к
фактическому содержанию текста.
Обращение к справочной литературе для
расширениясвоих знаний и получения
дополнительной информации о животных.
Составление
высказывания
(не
менее
3
предложений) о своём отношении к животным,
природе, сочинение рассказа о любимом питомце
(собаке, кошке)
с использованием рисунков.
Работа в парах: сравнение предложенных
произведений по автору, теме, главной мысли,
заполнение таблицы. Проверка своей работы и
оценка

своей деятельности (по предложенным критериям).

Интерпретация произведения в творческой
деятельности: инсценирование отдельных эпизодов,
отрывков из произведений о животных.
Составление выставки книг по изучаемой теме

2.6

Произведен
ияо маме

2

Восприятие и
самостоятельн
оечтение
разножанровых
произведений о
маме (на
примере
произведений
Е.А.
Благининой,
А.Л. Барто,
А.В. Митяева).
Осознание
нравственноэтических
понятий:чувство
любви как
привязанность
одного человека
к другому
(материк
ребёнку, детей
к матери,
близким),
проявление
любви

Беседа по выявлению понимания
прослушанного/прочитанного произведения, ответы
на вопросы о впечатлении от произведения,
пониманиеидеи произведения: любовь к своей семье,
родным, Родине – самое дорогое и важное чувство в
жизни человека. Например, слушание и чтение
произведений Е.А. Благинин «Посидим в тишине»,
А.Л. Барто
«Мама», А. В. Митяева «За что я люблю
маму». Работа с текстом произведения: поиск
и анализ ключевых слов, определяющих
главную мысль произведения, объяснение
заголовка
Беседа на тему «Моя мама», передача
своихвпечатлений от прочитанного
произведенияв высказывании (не менее 3
предложений) или в рисунке.
Задание на сравнение произведений на одну тему
разных авторов: прозаическое или стихотворное, жанр
(рассказ, стихотворение).
Выразительное чтение стихотворений с
опоройна интонационный рисунок

и заботы о родных
людях

2.7

Фольклорные и
авторские
произведения о
чудесах и
фантазии

2

Способность
автора
произведения
замечать
чудесноев
каждом
жизненном
проявлении,
необычное в
обыкновенн
ыхявлениях
окружающего
мира.
Сочетаниев
произведении
реалистически
х событий
с необычными,
сказочными,
фантастически
ми

Упражнение в чтении стихотворных произведений
о чудесах и превращении, словесной игре и фантазии.
Например, В. В. Лунин. «Я видела чудо», Р. С. Сеф.
«Чудо», Б. В. Заходер. «Моя
вообразилия», Ю. П. Мориц. «Сто
фантазий» и другие.
Работа с текстом произведения: выделение ключевых
слов, которые определяют необычность, сказочность
событий произведения, нахождение созвучных слов
(рифм), наблюдение за ритмом стихотворного текста,
составление интонационного рисунка с опорой
на знаки препинания, объяснение значения
словас использованием словаря.
Беседа на тему «О каком чуде ты мечтаешь»,
передачасвоих впечатлений от прочитанного
произведения
в высказывании (не менее 3
предложений)или в рисунке.
Задание на сравнение произведений на одну тему
разных авторов: прозаическое или стихотворное,
жанр(рассказ, стихотворение, сказка, загадка,
скороговорка, потешка).
Выразительное чтение стихотворений с
опоройна интонационный рисунок.
Задание на развитие творческого воображения: узнай
зрительные образы, представленные в воображаемой

2.8

Библиографическ
аякультура
(работа
с детской книгой)

Итого по разделу

1

7
2

Представление
о том, что книга
–источник
необходимых
знаний.
Обложка,
оглавление,
иллюстрации –
элементы
ориентировки
в книге.
Умение
использовать
тематический
каталог при
выборе
книг в библиотеке

ситуации (например, задание «Кто живёт в кляксах?»,
«Каких животных ты видишь в
проплывающихоблаках?»).
Дифференцированная работа: определение фрагмента
для устного словесного рисования, выделение слов,
словосочетаний, отражающих содержание этого
фрагмента
Экскурсия в библиотеку, нахождение
книгипо определённой теме.
Участие в беседе: обсуждение важности чтения
для развития и обучения, использование изученных
понятий в диалоге.
Группировка книг по изученным разделам и темам.
Поиск необходимой информации в словарях
и
справочниках
об
авторах
изученных
произведений.Рассказ о своих любимых книгах по
предложенномуалгоритму.
Рекомендации
по
летнему
чтению,
оформлениедневника читателя

Резервное время
ОБЩЕЕ ЧИСЛО
ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1
2
9
9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количествочасов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные
работы

практические
работы

5

0

0

02.09.2023
07.09.2023

Слушание текста, понимание текста при его прослушивании;

Устныйопрос;

http://www.jokeclub.ru/

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Раздел 1. Развитие речи
1.1.

Понимание текста при его
прослушивании и при
самостоятельном чтении
вслух

Итого по разделу:

5

Раздел 2. Слово и предложение
2.1.

Различение слова и
предложения. Работа с
предложением: выделение
слов, изменение их порядка,
распространение
предложения.

2

0

0

12.09.2023
15.09.2023

Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом;
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с
добавлением слова по цепочке;
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка
слов в предложении, прочтение получившегося);
Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и
обозначение каждого слова полоской;
Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении,
обозначение слов полосками;
Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с
изменением модели;

Устныйопрос;

http://eor.edu.ru/

2.2.

Различение слова и
обозначаемого им предмета.
Восприятие слова как
объекта изучения,
материала для анализа.

1

0

0

26.09.2023

Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со
словом, называющим этот предмет?», участие в диалоге помогает
первоклассникам начать различать слово и обозначаемый им предмет;

Устныйопрос;

http://www.kostyor.ru/archives
http://murzilka.km.ru

2.3.

2.4.

Наблюдение над значением
слова. Активизация и
расширение словарного
запаса. Включениеслов
в предложение.

1

Осознание единства
звукового состава слова
и его значения

1

Итого по разделу:
Раздел 3. Чтение. Графика.

5

0

0

0

0

28.09.2023

03.10.2023

Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом;
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с
добавлением слова по цепочке;
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка
слов в предложении, прочтение получившегося);

Устныйопрос;

Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со
словом, называющим этот предмет?», участие в диалоге помогает
первоклассникам начать различать слово и обозначаемый им предмет;

Устныйопрос;

http://barsuk.lenin.ru

http://www.school.edu.ru/

04.10.2023
10.10.2023

Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с изменением
буквы гласного;
Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой
есть этот слог;
Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на котор ых
изображены соответствующие предметы;
Работа в парах: соединение начала и конца предложения из нескольких
предложенных вариантов;
Игровое упражнение «Заверши предложение», отрабатывается умение завершать
прочитанные незаконченные предло жения с опорой на общий смысл
предложения;

Устныйопрос;

11.10.2023
17.10.2023

Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с изменением
буквы гласного;
Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой
есть этот слог;
Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на которых
изображены соответствующие предметы;
Работа в парах: соединение начала и конца предложения из нескольких
предложенных вариантов;

Устныйопрос;

0

18.10.2023
24.10.2023

Работа в парах: тренировка в выразительном чтении;

Устныйопрос;

http://www.nachalka.com/biblioteka

0

0

25.10.2023
07.11.2023

Рассказ учителя о важности двух видов чтения: орфографического и
орфоэпического, о целях этих двух видов чтения;
Практическая работа: овладение орфоэпическим чтением;
Работа в парах: тренировка в выразительном чтении;

Устныйопрос;

http://www.nachalka.com/biblioteka

4

0

0

08.11.2023
14.11.2023

Рассказ учителя о важности двух видов чтения: орфографического и
орфоэпического, о целях этих двух видов чтения;
Практическая работа: овладение орфоэпическим чтением;
Работа в парах: тренировка в выразительном чтении;

Устныйопрос;

http://www.nachalka.com/biblioteka

Орфографическое чтение
(проговаривание) как
средство самоконтроля при
письме под диктовку и при
списывании.

2

0

0

15.11.2023
16.11.2023

Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с изменением
буквы гласного;
Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой
есть этот слог;
Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на которых
изображены соответствующие предметы;

Устныйопрос;

http://www.nachalka.com/biblioteka

Звук и буква. Буква как знак
звука. Различениезвука и
буквы.

2

0

0

21.11.2023
22.11.2023

Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение соотносить
звук и соответствующую ему букву);
Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в
открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков;

Устныйопрос;

https://www.uchportal.ru/load/47-2-2

Формирование навыка
слогового чтения
(ориентация на букву,
обозначающую гласный
звук).

5

Плавное слоговое чтение и
чтение целыми словами со
скоростью,
соответствующей
индивидуальному темпу.

5

3.3.

Осознанное чтение слов,
словосочетаний,
предложений. Чтение с
интонациями и паузами в
соответствии со знаками
препинания.

4

0

3.4.

Развитие осознанности и
выразительности чтения на
материале небольших
текстов и стихотворений.

4

3.5.

Знакомство с
орфоэпическим чтением
(при переходе к чтению
целыми словами).

3.6.

3.7.

3.1.

3.2.

0

0

0

0

https://www.uchportal.ru/load/47
http://internet.chgk.info

http://internet.chgk.info

3.8.

Буквы, обозначающие
гласные звуки. Буквы,
обозначающие согласные
звуки.

12

0

0

28.11.2023
14.12.2023

Устныйопрос;
Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустикоартикуляционным признакам согласные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з]—
[ж], [р] — [л], [ц] — [ч’] и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое
сходство ( о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т, в — д и т. д.);
Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от способа
обозначения звука [й’];

https://www.uchportal.ru/load/47-2-2

3.9.

Овладение слоговым
принципом русской
графики.

5

0

0

19.12.2023
26.12.2023

Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение соотносить
звук и соответствующую ему букву);
Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в
открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков;

Устныйопрос;

https://www.uchportal.ru/load/47-2-2

3.10.

Буквы гласных как
показатель твёрдости —
мягкости согласных звуков.

4

0

0

09.01.2024
12.01.2024

Игровое упражнение «Повтори фрагмент алфавита»;
Игра-соревнование «Повтори алфавит»;

Устныйопрос;

http://internet.chgk.info/

3.11.

5
Функции букв,
обозначающих гласный звук
в открытом слоге:
обозначение гласного звука и
указание на твёрдость или
мягкость предшествующего
согласного.

0

0

16.01.2024
23.01.2024

Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от способа
обозначения звука [й’];

Устныйопрос;

http://internet.chgk.info/

3.12.

Функции букв е, ё, ю, я.

10

0

0

24.01.2024
09.02.2024

Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по алфавиту»; Работа
в парах: нахождение ошибок в упорядочивании слов по алфавиту;

Устныйопрос;

http://internet.chgk.info/

3.13.

Мягкий знак как показатель
мягкости предшествующего
согласного звука в конце
слова. Разныеспособы
обозначениябуквами звука
[й’].

3

0

0

13.02.2024
15.02.2024

Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога
функции букв ь и ъ;

Устныйопрос;

http://windows.edu/ru

3.14.

Функция букв ь и ъ.

3

0

0

27.02.2024
01.03.2024

Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога
функции букв ь и ъ;

Устныйопрос;

http://www.school.edu.ru/

3.15.

Знакомство с русским
алфавитом как
последовательностью букв

2

0

0

06.03.2024
07.03.2024

Рассказ учителя об истории русского алфавита, о значении алфавита для
систематизации информации, о важности знания последовательности букв в
русском алфавите;
Игровое упражнение «Повтори фрагмент алфавита»;
Игра-соревнование «Повтори алфавит»;
Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по алфавиту»;

Устныйопрос;

http://www.school.edu.ru/

Итого по разделу:
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

70

1.1.

Сказка
народная
(фольклорная)
и
литературная (авторская)

6

0

0

08.03.2024
14.03.2024

Слушание чтения учителем фольклорных произведений (на примере русских
народных сказок: «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Жихарка», «Лисичкасестричка и волк» и литературных (авторских): К. И. Чуковский
«Путаница»,«Айболит», «Муха-Цокотуха», С Я Маршак «Тихая сказка», В. Г.
Сутеев«Палочка-выручалочка»);
Учебный диалог: обсуждение вопросов — какова тема сказки, кто её герои, что
произошло (что происходило) в сказке;
Задание на формулирование предложений с использованием вопросительного
слова с учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?);
Упражнение в самостоятельном чтении вслух целыми словами с постепенным
увеличением скорости чтения (в соответствии с индивидуальными
возможностями учащегося);

Устныйопрос;
Письменный
контроль;

http://www.school.edu.ru/

1.2.

Произведения о детях и для
детей

9

0

0

20.03.224
06.04.2024

Устныйопрос;
Упражнение в чтении вслух разножанровых произведений о детях (использовать
слоговое плавное чтение с переходомна чтение словами без пропусков и
перестановок букв и слогов);
Не менее шести произведений по выбору, например: К. Д. Ушинский «Играющие
собаки», «Худо тому, кто добра не делает никому», Л. Н. Толстой «Косточка», В. Г.
Сутеев «Чей же гриб?», Е. А. Пермяк «Самое страшное», «Торопливый ножик», В.
А. Осеева «Плохо», «Три товарища», А. Л. Барто «Подари, подари…», «Я —
лишний», Н. М. Артюхова «Саша-дразнилка», Ю. И. Ермолаев «Лучший друг», Р.
С. Сеф «Совет»;
Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения: ответы на вопросы о
впечатлении от произведения, определение темы (о детях) и главной мысли
произведения, анализ заголовка;
Работа с текстом произведения: читать по частям, характеризовать героя,
отвечать на вопросы к тексту произведения, подтверждая ответ примерами из
текста;
Выразительное чтение по ролям диалогов героев;

http://www.school.edu.ru/

1.3.

Произведения о родной
природе

6

0

0

10.04.2024
18.04.204

Работа с текстом произведения: различение на слух стихотворного и
нестихотворного текста, определение особенностей стихотворной речи (ритм,
созвучные слова (рифма), нахождение слов и словосочетаний, которые
определяют звуковой рисунок текста (например, «слышать» в тексте звуки
весны,«журчание воды», «треск и грохот ледохода»);
Анализ стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на
знаки препинания;
Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонационный рисунок;
Сравнение произведений на одну тему разных авторов: А. Н. Майков «Ласточка
примчалась…», А. Н. Плещеев «Весна» (отрывок), «Травка зеленеет…», С. Д.
Дрожжин «Пройдёт зима холодная…», С. А. Есенин «Черёмуха», И. З.
Суриков«Лето», «Зима», Т. М. Белозёров «Подснежники», С. Я. Маршак
«Апрель», И. П.
Токмакова «Ручей», «Весна», И. С. Соколов-Микитов «Русский лес»;
Учебный диалог о своих впечатлениях, эстетическом восприятии прослушанных
произведений и составление высказывания (не менее 3 предложений);
Рассматривание репродукций картин и характеристика зрительных образов,
переданных в художественном произведении. Например, И. Э. Грабарь
«Март»,«Иней. Восход солнца», А. А. Рылов «Цветистый луг», И. И. Шишкин
«Рожь», В.
Д. Поленов «Золотая осень», И. И. Левитан «Осень» и др.;
Чтение наизусть стихотворений о родной природе (не менее 2);
Выбор книги по теме «Произведения о родной природе» с учётом
рекомендованного списка;
Работа с книгами: рассматривание, самостоятельное чтение, представление
прочитанного произведения;
Составление списка авторов, которые писали о природе (с помощью учителя);

Устныйопрос;

http://www.school.edu.ru/

1.4.

Устное народное
творчество— малые
фольклорные
жанры

4

0

0

19.04.2024
25.04.2024

Упражнение в чтении вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом
на чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов), соблюдение
норм произношения, расстановка ударений при выразительном чтении;
Анализ потешек, считалок, загадок: поиск ключевых слов, помогающих
охарактеризовать жанр произведения и назвать его (не менее шести
произведений);
Учебный диалог: объяснение смысла пословиц, соотнесение их с содержанием
произведения;
Разыгрывание в совместной деятельности небольших диалогов с учётом
поставленной цели (организация начала игры, веселить, потешать);
Драматизация потешек;
Игра «Вспомни и назови»: определение жанров прослушанных и прочитанных
произведений: потешка, загадка, сказка, рассказ, стихотворение;

Устныйопрос;

http://www.school.edu.ru/

1.5.

Произведения о братьях
наших меньших

7

0

0

26.04.2024
03.05.2024

Слушание произведений о животных. Например, произведения Н. И. Сладкова«Без Устныйопрос;
слов», «На одном бревне», Ю. И. Коваля «Бабочка», Е. И. Чарушина «Про Томку»,
А. Л. Барто «Страшная птица», «Вам не нужна сорока?»;
Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения, ответы на вопросы
о впечатлении от произведения;
Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического и
стихотворного текстов. Например, Е. А. Благинина «Котёнок», «В лесу смешная
птица», «Жук, жук, где твой дом?», Э. Ю. Шим «Жук на ниточке», В. Д.
Берестов«Выводок», «Цыплята», С. В. Михалков «Мой щенок», «Трезор»,
«Зяблик», И. П. Токмакова «Купите собаку», «Разговор синицы и дятла», И. А.
Мазнин «Давайте дружить»;
Учебный диалог по обсуждению прочитанного произведения: определение темы и
главной мысли, осознание нравственно-этического содержания произведения
(любовь и забота о братьях наших меньших, бережное отношение к природе);
Работа с текстом: нахождение в тексте слов, характеризующих героя (внешность,
поступки) в произведениях разных авторов (трёх-четырёх по выбору). Например,
Н. И. Сладков «Лисица и Ёж», М. М. Пришвин «Ёж», Ю. Н. Могутин «Убежал», Б
В Заходер «Ёжик», Е. И. Чарушин «Томка», «Томка и корова», «Томкины сны»;

http://www.school.edu.ru/

1.6.

Произведения о маме

3

0

0

08.05.2024
10.05.2024

Беседа по выявлению понимания прослушанного/прочитанного произведения,
ответы на вопросы о впечатлении от произведения, понимание идеи
произведения: любовь к своей семье, родным, Родине — самое дорогое и важное
чувство в жизни человека. Например, слушание и чтение произведений П. Н.
Воронько «Лучше нет родного края», М. Ю. Есеновского «Моя небольшая
родина», Н. Н. Бромлей «Какое самое первое слово?», А. В. Митяева «За что я
люблю маму», В. Д. Берестова «Любили тебя без особых причин…», Г. П.
Виеру«Сколько звёзд на ясном небе!», И. С. Соколова-Микитова «Радуга», С. Я.
Маршака «Радуга» (по выбору не менее одного автора);
Работа с текстом произведения: поиск и анализ ключевых слов, определяющих
главную мысль произведения, объяснение заголовка, поиск значения незнакомого
слова с использованием словаря;
Учебный диалог: обсуждение значения выражений «Родина-мать», «Родина
любимая — что мать родная», осознание нравственно-этических понятий,
обогащение духовно-нравственного опыта учащихся: заботливое отношение к
родным в семье, внимание и любовь к ним;
Выразительное чтение стихотворений с выделением ключевых слов, с
соблюдением норм произношения;
Рассказ по предложенному плану о своём родном крае, городе, селе, о своих
чувствах к месту;

Устныйопрос;

http://www.school.edu.ru/

1.7.

Фольклорные и авторские
произведения о чудесах и
фантазии

4

0

0

15.05.204
18.05.2024

Работа с текстом произведения: выделение ключевых слов, которые определяют
необычность, сказочность событий произведения, нахождение созвучных слов
(рифм), наблюдение за ритмом стихотворного текста, составление
интонационного рисунка с опорой на знаки препинания, объяснение значения
слова с использованием словаря;
Беседа на тему «О каком чуде ты мечтаешь», передача своих впечатлений от
прочитанного произведения в высказывании (не менее 3 предложений) или в
рисунке;
Задание на сравнение произведений на одну тему разных авторов: прозаическое
или стихотворное, жанр (рассказ, стихотворение, сказка, загадка, скороговорка,
потешка);
Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонационный рисунок;

Устныйопрос;

http://www.school.edu.ru/

1.8.

Библиографическая
культура (работа с детской
книгой)

4

1

0

22.05.2024
29.05.2024

Группировка книг по изученным разделам и темам;
Поиск необходимой информации в словарях и справочниках об авторах
изученных произведений;
Рассказ о своих любимых книгах по предложенному алгоритму;
Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника читателя;

Промежуточная
аттестация в
форме
проверки
техники
чтения.;

http://www.school.edu.ru/

1

0

Итогопоразделу:

43

Резервное время

9

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

99

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата изучения

всего контрольн практическ
ые работы ие работы

По
плану

По
факту

Виды,
формы
контроля

1.

Составление небольших
рассказов
повествовательного
характера по серии
сюжетных картинок

1

0

0

04.09

Устный опрос;

2.

Составление небольших
рассказов
повествовательного
характера по серии
сюжетных картинок

1

0

0

06.09

Устный опрос;

3.

Слово и
предложение.
Составление небольших
рассказов.
Составление небольших
рассказов
повествовательного
характера по серии
сюжетных картинок

1

0

0

08.09

Устный опрос;

1

0

0

11.09

Устный опрос;

5.

Речь устная и письменная.
Слово и предложение

1

0

0

13.09

Устный опрос;

6.

Слово и предложение

1

0

0

15.09

Устный опрос;

7.

Слово и предложение

1

0

0

18.09

Устный опрос;

8.

Слог-слияние. Ударение.
Ударный слог

1

0

0

20.09

Устный опрос;

9.

Повторение. Слово и
предложение. Вн. чтение.
Стихи о босени.

1

0

0

22.09

Устный опрос;

10.

Гласный звук [а], буквыА, а.

1

0

0

25.09

Устный опрос;

11.

Гласный звук [о], буквыО, о.

1

0

0

27.09

Устный опрос;

12.

Гласный звук [и], буквыИ, и.

1

0

0

29.09

Устный опрос;

13.

Гласный звук [ы], буква ы.

1

0

0

02.10

Устный опрос;

14.

Гласный звук [у], буквыУ, у.

1

0

0

04.10

Устный опрос;

15.

Согласные звуки [н], [н’],
буквы Н, н.

1

0

0

06.10

Устный опрос;

4.

16.

Согласные звуки [с], [с’],
буквы С, с.

1

0

0

09.10

Устный опрос;

17.

Согласные звуки [к], [к’],
буквы К, к.

1

0

0

11.10

Устный опрос;

18.

Согласные звуки [т], [т¢],
буквы Т, т.

1

0

0

13.10

Устный опрос;

19.

Согласные звуки [т], [т¢],
буквы Т, т.

1

0

0

16.10

Устный опрос;

20.

Согласные звуки [л], [л¢],
буквы Л, л.

1

0

0

18.10

Устный опрос;

21.

Согласные звуки [р], [р’],
буквы Р, р.

1

0

0

20.10

Устный опрос;

22.

Согласные звуки [в], [в’],
буквы В, в.

1

0

0

23.10

Устный опрос;

23.

Гласные буквыЕ, е.

1

0

0

25.10

Устный опрос;

24.

Согласные звуки [п], [п’],
буквы П, п.

1

0

0

27.10

Устный опрос;

25.

Согласные звуки [м], [м’],
буквы М, м.

1

0

0

06.11

Устный опрос;

26.

Согласные звуки [м], [м’],
буквы М, м.

1

0

0

08.11

Устный опрос;

27.

Согласные звуки [з], [з’],
буквы З, з.

1

0

0

10.11

Устный опрос;

28.

Согласные звуки [з], [з’],
буквы З, з.

1

0

0

13.11

Устный опрос;

29.

Согласные звуки [б], [б’],
буквы Б, б.

1

0

0

15.11

Устный опрос;

30.

Согласные звуки [б], [б’],
буквы Б, б.

1

0

0

17.11

Устный опрос;

31.

Сопоставление слогов и слов
с буквами б и п.

1

0

0

20.11

Устный опрос;

32.

Согласные звуки [д], [д’],
буквы Д, д.

1

0

0

22.11

Устный опрос;

33.

1
Согласные звуки [д], [д’],
буквы Д, д.Сопоставление
слогов и слов с буквами д и т.

0

0

24.11

Устный опрос;

34.

Гласные буквы Я, я.

1

0

0

27.11

Устный опрос;

35.

Гласные буквы Я, я.

1

0

0

29.11

Устный опрос;

36.

Гласные буквы Я, я.

1

0

0

01.12

Устный опрос;

37.

Согласные звуки [г], [г’],
буквы Г, г.

1

0

0

04.12

Устный опрос;

38.

1
Согласные звуки [г], [г’],
буквы Г, г. Сопоставление
слогов и слов с буквами г и к.

0

0

06.12

Устный опрос;

39.

Мягкий согласный звук [ч’],
буквы Ч, ч.

1

0

0

08.12

Устный опрос;

40.

Мягкий согласный звук [ч’],
буквы Ч, ч.

1

0

0

11.12

Устный опрос;

41.

Буква ь – показатель
мягкости предшествующих
согласных звуков.

1

0

0

13.12

Устный опрос;

42.

Буква ь – показатель
мягкости предшествующих
согласных звуков.

1

0

0

15.12

Устный опрос;

43.

Твёрдый согласный звук [ш],
буквы Ш, ш. Сочетание ши.

1

0

0

18.12

Устный опрос;

44.

Твёрдый согласный звук [ш], 1
буквы Ш, ш. Сочетание ши.

0

0

20.12

Устный опрос;

45.

Твёрдый согласный звук [ж],
буквы Ж, ж.

1

0

0

22.12

Устный опрос;

46.

Твёрдый согласный звук [ж],
буквы Ж, ж. Сопоставление
звуков [ж] и [ш].

1

0

0

25.12

Устный опрос;

47.

Гласные буквыЁ, ё.

1

0

0

27.12

Устный опрос;

48.

Гласные буквыЁ, ё.

1

0

0

29.12

Устный опрос;

49.

Звук [j’], буквы Й, й.

1

0

0

08.01

Устный опрос;

50.

Согласные звуки [х], [х’],
буквы Х, х.

1

0

0

10.01

Устный опрос;

51.

Согласные звуки [х], [х’],
буквы Х, х.

1

0

0

12.01

Устный опрос;

52.

Согласные звуки [х], [х’],
буквы Х, х.

1

0

0

15.01

Устный опрос;

53.

Гласные буквы Ю, ю.

1

0

0

17.01

Устный опрос;

54.

Гласные буквы Ю, ю.

1

0

0

19.01

Устный опрос;

55.

Твёрдый согласный звук [ц],
буквы Ц, ц.

1

0

0

22.01

Устный опрос;

56.

Твёрдый согласный звук [ц],
буквы Ц, ц.

1

0

0

24.01

Устный опрос;

57.

Гласный звук [э], буквы Э, э.

1

0

0

26.01

Устный опрос;

58.

Гласный звук [э], буквы Э, э.

1

0

0

29.01

Устный опрос;

59.

Мягкий глухой согласный
звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

1

0

0

31.01

Устный опрос;

60.

Мягкий глухой согласный
звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

1

0

0

02.02

Устный опрос;

61.

Согласные звуки [ф], [ф’],
буквы Ф, ф.

1

0

0

05.02

Устный опрос;

62.

Согласные звуки [ф], [ф’],
буквы Ф, ф.

1

0

0

07.02

Устный опрос;

63.

Мягкий и твёрдый
разделительные знаки.

1

0

0

09.02

Устный опрос;

64.

Русский алфавит.

1

0

0

23.02

Устный опрос;

65.

Повторение и обобщение на
тему «Гласные и согласные
звуки»

1

0

0

26.02

Устный опрос;

66.

Повторение и обобщение на
тему «Гласные и согласные
звуки»

1

0

0

28.02

Устный опрос;

67.

Обобщение по разделу. Вн.
чтение. Русские народные
сказки.

1

0

0

01.03

Устный опрос;

68.

Закрепление. Слово и
предложение.

1

0

0

04.03

Устный опрос;

69.

Закрепление. Предложение

1

0

0

06.03

Устный опрос;

70.

Повторение. Гласные и
согласные звуки.

1

0

0

08.03

Устный опрос;

71.

Формирование навыка
слогового чтения

1

0

0

11.03

Устный опрос;

72.

Формирование навыка
слогового чтения

1

0

0

13.03

Устный опрос;

73.

Формирование навыка
слогового чтения

1

0

0

15.03

Устный опрос;

74.

Формирование навыка
слогового чтения

1

0

0

18.03

Устный опрос;

75.

Л.Н. Толстой «Рассказы для
детей».

1

0

0

20.03

Устный опрос;

76.

К.Д. Ушинский «Рассказы
для детей».

1

0

0

22.03

Устный опрос;

77.

К.Д. Ушинский «Рассказы
для детей».

1

0

0

10.04

Устный опрос;

78.

К.И. Чуковский «Телефон».

1

0

0

01.04

Устный опрос;

79.

К.И. Чуковский.
«Путаница»,«Небылица».

1

0

0

03.04

Устный опрос;

80.

В.В. Бианки «Первая охота».

1

0

0

05.04

Устный опрос;

81.

С.Я. Маршак
«Угомон»,«Дважды
два».
М.М. Пришвин
«Предмайское утро».

1

0

0

08.04

Устный опрос;

1

0

0

10.04

Устный опрос;

83.

1
Стихи и рассказы русских
поэтов и писателей: С.
Маршак, А. Барто, В. Осеева.

0

0

12.04

Устный опрос;

84.

Весёлые стихи Б. Заходера,
В. Берестова. «Песенкаазбука».

1

0

0

15.04

Устный опрос;

85.

Проект «Живая Азбука».

1

0

0

17.04

Устный опрос;

86.

Проект «Живая Азбука».

1

0

0

19.04

Устный опрос;

87.

Прощание с Азбукой.

1

0

0

22.04

Устный опрос;

88.

Закрепление по теме «Стихи
и рассказы русских поэтов и
писателей»

1

0

0

24.04

Устный опрос;

89.

Обобщение по разделу. Вн.
чтение. СтихиА.Барто.

1

0

0

26.04

Устный опрос;

90.

Вводный урок.

1

0

0

29.05

Устный опрос;

91.

Стихотворения В. Данько

1

0

0

01.05

Устный опрос;

92.

Стихотворения С. Чёрного

1

0

0

03.05

Устный опрос;

93.

Стихотворения Г. Сапгира,
М. Бородицкой, И.

1

0

0

06.05

Устный опрос;

82.

Гамазковой, Е. Григорьевой.
Стихотворения С. Маршака.

Устный опрос;

94.

Литературные сказки И.
Токмаковой, Ф. Кривина.

1

0

0

08.05

95.

Административный
контрольный срез в форме

1

1

0

10.05

96.

Русская народная сказка
"Курочка Ряба"

1

0

0

13.05

Техника
чтения;
Устный опрос;

97.

Сказка "Теремок"

1

1

0

15.05

Устный опрос;

98.

Сказка "Руковичка"

1

0

0

22.05

Устный опрос;

99.

А.С.Пушкин. Сказки.

1

0

0

24.05

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

99

1

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф. Климанова;
В.Г. Горецкий; Л.А. Виноградская);
М.: Просвещение;
2011 г.;
2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф. Климанова;
В.Г. Горецкий; Л.А. Виноградская);
М.: Просвещение;
2011 г.;
3. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение; 2013
г.;
;
;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А.
Виноградская), М.: Просвещение, 2011 г.
2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А.
Виноградская), М.: Просвещение, 2011 г.
3. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2013 г.
4. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс. / М.: Просвещение,
2011 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.school.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.Ноутбук.
2.Мультимедийный проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
1.Ноутбук.
2.Мультимедийный проектор

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Климанова
Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
Вариант 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Пособия для учителя
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Учи ру


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».