Аннотация к рабочим программам по литературному чтению (ФГОС) 1 - 4 классы Рабочие программы учебного предмета «Литературное чтение»составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Планируемых результатов начального образования и авторской программы «Литературное чтение»Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина и др. Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) отличается широким жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задачей четвѐртого года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств и направлена на достижение следующих целей: – овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; – совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и при обретение опыта самостоятельной читательской деятельности; – развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; – обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; – воспитание эстетического отношения к искусству слова; – формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; – обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Таким образом ,курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач: 1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы),который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть, в результате освоения предметного содержания литературного чтения, учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Решение этой задачи, способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умению работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. 2. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения; развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развитием умений определять художественную ценность произведения и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка), находить сходство и различие разных жанров используемых художественных средств; накоплением эстетического опыта слушания произведений изящной словесности; развитием поэтического слуха детей; обогащением чувственного опыта ребенка, его реальных представлений об окружающем мире и природе. 3. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка. 4.Формирование умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развитие образного мышления учащихся. Содержание учебного предмета направлено на формирование общеучебных навыков чтения и умений работать с текстом, и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Систематический курс литературного чтения представлен в программе следующими содержательными линиями: - круг детского чтения - виды речевой и читательской деятельности - опыт творческой деятельности Изучение предмета«Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе. Для реализации программного материала используются учебники: 1. Горецкий В.Г.Азбука. Учебник. 1класс. В2ч. 2. Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий.Литературноечтение.Учебник.1класс. В2ч. 3. Л.Ф.Климанова В.Г.Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 2класс. В2ч. 4..Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 3класс. В 2 ч. 5.Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий.Литературное чтение .Учебник. 4класс. В2ч. Курс «Литературное чтение» рассчитан на 506 часов. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 132 часа (по 4 часа 33 учебные недели). Во 2-3 классах по102 часов (по 3 часа 34 учебные недели в каждом классе). В 4 класс отводится 102 часа ( 3ч в неделю, 34 учебные недели) Формы контроля: диагностическая работа, устный и фронтальный опрос, тестовые задания, проверочная работа, проверка техники чтения, презентация проектов. Рабочие учебные программы включают в себя: 1. Титульный лист 2. «Планируемые результаты освоения учебного предмета» 5. «Содержание учебного предмета, курса». 6. «Тематическое планирование(или поурочно- тематическое)планирование». В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «Планируемые результаты освоения учебного предмета»дается характеристика личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов. Содержание учебного предмета, курса выстраивается на основе содержания примерной основной образовательной программы по учебному предмету. Учитель самостоятельно: – раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на примерные программы; – определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи. «Тематическое планирование (или поурочно-тематическое) планирование»является частью рабочей программы, разрабатывается и утверждается на каждый учебный год. В тематическом (или поурочно-тематическое) планировании отражается: количество часов, отведенное на изучение предмета, тем(разделов); темы уроков с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; проведение практических (при их наличии). УМК«Школа России». ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 404802855474637294615845180588164683728956522366 Боташева Шарипа Магамудовна С 08.12.2022 по 08.12.2023