Аннотация к рабочей программе по родной (балкарской) литературе 10-11 классов

АННОТАЦИЯ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по учебному предмету
«Родная (балкарская) литература»
для 10 – 11 классов
Рабочая программа учебного предмета «Родная (балкарская) литература» для 10–11 классов среднего
общего образования (далее – Программа) разработана на основе требований к результатам среднего общего
образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования (далее – ФГОС СОО), основной образовательной программе среднего общего образования,
одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з). Программа составлена с учетом региональных, этнокультурных
особенностей, ориентирована на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов
толерантности и диалога культур.
Программа разработана в соответствии с требованиямиФГОС СОО к результатам освоения учебных
предметов, входящих в предметную область «Родной язык и родная литература», и устанавливает
требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования по родной литературе, примерное содержание учебного предмета
«Родная (балкарская) литература».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная
(балкарская) литература».
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся методологией федерального
государственного образовательного стандарта. Программа разработана с учетом программы воспитания и
может служить ориентиром для разработки авторских рабочих программ по учебному предмету «Родная
(балкарская) литература».
Учебная дисциплина «Родная (балкарская) литература» предназначена для отражения эстетически ценной
художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания.
Литературные произведения, предназначенные для изучения на уровне среднего общего образования,
обладают эмоциональным воздействием на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к
гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества. Поэтому в поликультурной
языковой среде дисциплина «Родная (балкарская) литература» должна изучаться на основе диалога культур.
Изучение учебного предмета «Родная (балкарская) литература» в 10–11 классах направлено на
формирование у обучающихся представления об образной природе литературы. Литература для
обучающихся являет собой особую художественную картину мира, в которой присутствует эмоциональное
многообразие, особая многозначность, где преобладают метафоричность и ассоциативность.
Приобщение к миру родной литературы предполагает знакомство обучающихся со своеобразием
национальной литературы, глубиной, ёмкостью, афористичностью родной речи.
Учебный предмет «Родная (балкарская) литература» тесно связан с предметом «Родной (балкарский) язык»
как средством повышения уровня владения родным языком и правильности речи, обогащения словарного
запаса, формирования функциональной грамотности.
Изучение предмета «Родная (балкарская) литература» строится на основе хронологическо-проблемного
метода.
Содержание учебного предмета «Родная (балкарская) литература» уровня среднего общего образования
выстроено по принципу формирования историзма восприятия балкарской литературы на основе историкохронологического изучения произведений балкарской литературы XX века. Выбор писательских имен и
произведений обусловлен их значимостью для национальной и отечественной культуры. Отбор
произведений обоснован нравственно-эстетическим аспектом, позволяющим учитывать духовное развитие
личности, приобщение к литературному наследию своего народа.
Содержание учебного предмета может реализовываться и во внеурочной деятельности (Приложение 1).

Цель и задачи изучения учебного предмета «Родная (балкарская) литература»
Цель изучения учебного предмета «Родная (балкарская) литература» – формирование культуры
читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, развитие
приобретенных на уроках литературы навыков анализа и интерпретации литературных текстов.
Задачи изучения учебного предмета:
– формирование ценностного отношения к родной (балкарской) литературе, осознание ее роли как духовной
и национальной культурной ценности;
– овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы
произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения
автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой
и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
– формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные
произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
– овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и
осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
– формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии,
аннотации и др.);
– овладение умением определять стратегию своего чтения, осуществление читательского выбора;
– формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсы
библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и
исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
– использование изученных произведений литературы для повышения речевой культуры,
совершенствования собственной устной и письменной речи.
Программа направлена на воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям
современного общества.
Основные содержательные линии примерной рабочей программы учебного предмета «Родная
(балкарская) литература»
Основные содержательные линии Программы реализуются в рамках следующих разделов:
10 класс
балкарская литература в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время;
балкарская литература в 1950–1980 годы;
балкарская литература в 1980–1990 годы. Отражение истории народа в литературе;
народные ценности в балкарской литературе советского и постсоветского периода;
духовно-нравственные поиски современников в прозаических и лирических произведениях 1980–1990
годы.
11 класс
балкарская литература советского и постсоветского периода;
новая ветвь современной балкарской литературы.
Место учебного предмета «Родная (балкарская) литература» в учебном плане
На изучение учебного предмета «Родная (балкарская) литература» в 10–11 классах выделяется 68 часов (из
расчета 1 час в неделю для каждого года обучения): в 10-м классе – 34 часа (1 час в неделю); в 11-м классе –
34 часа (1 час в неделю).
Образовательная организация вправе самостоятельно увеличить количество часов, отводимых для изучения
предмета «Родная (балкарская) литература», за счёт часов части плана, формируемой участниками
образовательных отношений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ
(БАЛКАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Родная (балкарская) литература» на уровне среднего общего образования
у выпускников будут сформированы следующие личностные результаты:
– российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

– готовность к служению Отечеству, его защите;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места
в поликультурном мире;

– основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной и творческой деятельности;

– толерантное поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

– развитие нравственного поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;

– эстетическое отношение к миру;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
– сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Родная (балкарская) литература» в 10–11 классах обучающийся
овладеет универсальными учебными познавательными действиями:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владению навыками
получения необходимой информации из словарей разных типов; ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
владеть языковыми средствами – уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
В результате изучения учебного предмета учебного предмета «Родная (балкарская) литература» в 10–11
классах обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что
цель достигнута;
общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
осуществлять познавательную, учебно-исследовательскую и проектную деятельность; самостоятельный
поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
В результате изучения учебного предмета учебного предмета «Родная (балкарская) литература» в 10–11
классах обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями:
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом
гражданских и нравственных ценностей;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях
(генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Родная (балкарская) литература» на уровне среднего общего
образования выпускник научится:
демонстрировать знание произведений родной (балкарской) литературы, приводя примеры двух или
более текстов;
обосновывать выбор художественного произведения для анализа;
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие
проблемный характер и требующие анализа;
охарактеризовать произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывать сложность
художественного мира произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов
художественного мира произведения: места и времени действия, способы

изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития
их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении
(включая переносное и прямое значение), оценивать их художественную выразительность с точки зрения
новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, определять,
как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей
структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя.
приводить историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе с использованием
ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями
гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения
(например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к
произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст;
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные
обоснованные интерпретации литературных произведений;
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное
восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду).
различать жанры художественной литературы разных эпох, литературные направления, определять
особенности индивидуального авторского стиля;
владеть начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного
характера.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

404802855474637294615845180588164683728956522366

Владелец

Боташева Шарипа Магамудовна

Действителен

С 08.12.2022 по 08.12.2023


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».