Рабочая программа по родной (балкарской) литературе 5-9 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района
МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная (балкарская) литература»
для обучающихся 5-9 классов

с.п. Новая Балкария 2023г.

91. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная
(балкарская) литература».
91.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная
(балкарская) литература» (предметная область «Родной язык и родная
литература») (далее соответственно – программа по родной (балкарской)
литературе,

родная

(балкарская)

литература,

балкарская

литература)

разработана для обучающихся, владеющих родным (балкарским) языком, и
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по родной (балкарской) литературе.
91.2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной
(балкарской) литературы, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
91.3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне основного общего образования.
91.4. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родной

(балкарской) литературе включают личностные, метапредметные результаты
за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также
предметные результаты за каждый год обучения.
91.5. Пояснительная записка.
91.5.1. Программа по родной (балкарской) литературе разработана с
целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету.
91.5.2. Специфика
литература»
национальной
приобщает

учебного

определяется
культуры.
обучающихся

предмета

сущностью
Изучение
к

«Родная

литературы

родной

как

(балкарская)
феномена

(балкарской)

литературы

нравственно-эстетическим

ценностям

балкарского народа, формирует духовный облик, нравственные ориентиры,
общее миропонимание и национальное сознание.
91.5.3. Программа по родной (балкарской) литературе строится на
основе сочетания жанрово-родового и проблемно-тематического принципов.

Тематический

подход

отражает

содержательную

доминанту,

ориентированную на познавательные, личностные интересы обучающихся на
уровне основного общего образования.
В программе по родной (балкарской) литературе представлены
произведения

разных

жанров

на

основе

историко-хронологической

последовательности их создания. Круг изучаемых произведений знакомит
обучающихся с историей появления, развития и смены литературных
направлений, а также с основными периодами истории балкарской
литературы; начинается монографическое изучение творчества балкарских
писателей.
Теоретико-литературные

понятия

рассматриваются

в

процессе

изучения конкретных литературных произведений, при этом используются
межпредметные связи с учебным предметом «Литература».
91.5.4. В содержании программы по родной (балкарской) литературе
выделяются следующие проблемно-тематические блоки:
5 класс: «Открытие мира ребёнком» («Мир человека в фольклоре»,
«Человек между добром и злом», «Дороги, связующие мир природы и
человека», «Дети в окружении взрослых»);
6 класс: «Образ человека в литературе» («Мир человека в мифах»,
«Мужество и трудолюбие – два крыла для счастья», «Отчий дом – гнездо
моей родины», «Человек. Природа. Цивилизация»).
7 класс: «Герой эпический, лирический» («Мир человека в нартском
эпосе», «Истоки мудрости», «Самое ценное в жизни – человек!», «То, что
возвышает человека»).
8 класс: «Вечные темы в искусстве» («Песня – душа народа»,
«Оставаться человеком в любых ситуациях», «Дороги, которые возвышают
человека», «Дороги, которые ломают человека», «Истоки любви»).
9 класс: балкарская литература XVII – первой половины XIX века.
91.5.5. Изучение родной (балкарской) литературы направлено на
достижение следующих целей:

осознание

коммуникативно-эстетических

возможностей

родного

(балкарского) языка на основе изучения лучших произведений балкарской
литературы, осознание значимости чтения и изучения родной (балкарской)
литературы для своего дальнейшего развития, формирование умения
сознательно планировать и реализовывать чтение;
приобщение обучающихся к литературному наследию балкарского
народа, формирование национально-культурной идентичности и способности
к диалогу культур;
развитие
образного

и

читательской

эмоционального
аналитического
культуры

и

восприятия
мышления,

понимания

художественного
творческого

авторской

текста,

воображения,

позиции,

умений

анализировать и интерпретировать прочитанное;
воспитание культуры выражения собственной позиции, способности
аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных

высказываниях,

создавать

развёрнутые

высказывания

творческого, аналитического и интерпретирующего характера.
91.5.6. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной
(балкарской) литературы – 170 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в
6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
91.6. Содержание обучения в 5 классе.
91.6.1. Мир человека в фольклоре.
91.6.1.1. Фольклор как национальное, культурное, духовное достояние
народа.
Жанры устного народного творчества (сказки, загадки, пословицы и
поговорки, благопожелания и суеверия). Пословицы и поговорки. Пословицы
как проявление народной мудрости. Особенности построения пословиц.
Загадки. Значение загадок. Построение и художественная особенность
загадок. Виды загадок.
91.6.1.2. Народные сказки.

Сказка как жанр фольклора. Виды сказок (волшебные, бытовые, о
животных). Пути добра и зла. Изображение в сказке дозволенного и
недозволенного в жизни человека.
Сказка

«Ёксюз

Фатиматчыкъ»

(«Сирота»).

Художественное

своеобразие сказки.
Сказка «Батыр жашчыкъ» («Храбрый мальчик»). Взаимосвязь людей и
великанов (эмегенов) в сказке. Тема мужества, отваги, смекалки и глупости в
сказке.
Сказка

«Тюлкю

хыйла»

(«Хитрость

лисы»).

Художественное

своеобразие сказки. Особенности построения сказки. Роль лисы в сказке.
Лиса – воплощение хитрости в сказке.
Сказка «Аппа бла къурта» («Дедушка и собака»). Изображение
взаимосвязи человека с природой. Об истоках доброго и полезного, злого и
вредного в сказке.
91.6.2. Человек между добром и злом.
91.6.2.1. Литературная сказка и легенды.
С.А. Мусукаева. Сказка «Ийне бла халы» («Иголка с ниткой»).
Представление о единстве и сплочённости в бытовой сказке, о роли единства
и сплочённости. Тема совести в сказке.
А.Л. Байзуллаев. Сказка «Насып» («Счастье»). Идейное содержание
сказки. Пример того, что человек сам выбирает путь к счастью.
Ю.А. Жулабов. Сказка «Халаллыкъ» («Добродушие»). Сказка

о

могущественной силе добра.
Ж.З. Токумаев. Легенда «Жугъутур базук» («Кость горного тура»).
Сказ об Алдарбеке, который не уронил честь отца.
Легенда «Ахшылыкъ унутулмайды» («Добро не забывается»). Тема
сострадания и милосердия.
91.6.2.2. Басня как жанр литературы.
И.Ш. Маммеев. Басня «Хунагъа жарашмагъан таш» («Не тот камень»).
Поиск виноватых в басне. Виноваты все, кроме меня. Поучительный
характер басни.

М.Х. Аттоев. Басни «Бал чибин бла гёбелек» («Пчела и бабочка»),
«Къыртчыгъа бла къаргъа» («Ястреб и ворона»). Осмеяние человеческих
пороков: лени и безответственности.
91.6.2.3. Сатира и юмор.
Х.Х. Кациев. Рассказы «Аман сагъат» («Плохой час»), «Кёзлюклени
хайыры» («Польза очков»). Мягкий юмор в рассказах о том, к чему может
привести глупость.
Э.Б. Гуртуев. Рассказ «Халал адам» («Добрый человек»). Рассказ о том,
что во всём должна быть мера. Рассказ «Сом бла шай» («Рубль и пять
копеек»). Высмеивание хвастовства.
91.6.3. Дороги, связующие мир природы и человека.
К.Б. Мечиев. Стихотворение «Къар кюн арбазыбызгъа къоннган
чыпчыкъчыкъгъа» («Воробью, который зимою сел на нашем дворе»).
Проблема экологии в стихотворении. Особенности построения произведения.
З.Х. Толгуров. Рассказ «Тюлкюню кюйю» («Плач лисицы»). Законы
природы и законы общества. Горькая судьба лисичек.
А.М. Бегиев. Стихотворение «Тау суучукъ» («Горный ручеёк»).
Идейное содержание и художественное своеобразие стихотворения.
Л.Ч. Ахматова. Стихотворение

«Къар жауады» («Снег идёт...»).

Картина снежной зимы. Роль условности в стихотворении.
Ю.А. Жулабов. Рассказ «Къурта парий» («Волкодав»). Тайкашха
(собака) – символ верности своему хозяину. Позднее раскаяние мальчика.
М.Х. Мокаев. Стихотворение «Чыкъ бюрчюкле» («Капли росы»).
Изображение

умения

радоваться

мелочам

в

природе.

Особенности

построения стихотворения.
С.О. Шахмурзаев «Таулуну календары» («Календарь балкарцев»)
(отрывок). Этнографическое произведение. Жизнь горца по законам
природы.
А.С. Созаев. Стихотворение «Танг – тешикли къалач» («Рассвет –
калач»). Символический смысл названия стихотворения. Сравнение –
основной приём построения стихотворения.

А.М. Тёппеев. Рассказ «Табынама» («Преклоняюсь»). Человек и
дерево. Запах ёлочки как связующий элемент человека с природой.
С.М. Моттаева. Стихотворение «Гюрегейле – хур терекле» («Сливы –
райские

деревья»).

Изобразительно-выразительные

средства

языка.

Жизнеутверждающее начало в стихотворении. Человек – дитя природы.
91.6.4. Взаимоотношения детей и взрослых.
Х-М.А. Кулиев. Стихотворение «Эсгериу» («Воспоминание»). Образ
собаки в стихотворении – образ светлой памяти.
Ю.А. Жулабов. Рассказ «Жугъутур ашыкъ» («Альчик тура»). Тема
преемственности поколений. Художественное своеобразие рассказа. Рассказ
«Ыннаны алтын къоллары» («Золотые руки бабушки»). Тема труда и
радости. Тема тёплых взаимоотношений внучки со своей бабушкой.
К.Ш. Кулиев. Повесть «Жорт, жорт, гылыуум!» («Скачи, скачи, мой
ослик!») (отрывок из повести «Побег»). Художественные особенности
повести. Мастерство писателя при создании детских образов.
С.А. Отаров. Стихотворение «Буду санга анаматым» («Заповедь для
тебя»). Стихотворение как призыв подрастающему поколению. Тема
бережного отношения к природе.
С.И. Макитов. Стихотворение «Аппа бла туудугъу» («Дедушка и
внук»). Идейное содержание произведения. Пример – лучшее средство в
воспитании. Художественное своеобразие стихотворения.
С.С. Ахматова. Отрывок из поэмы «Солнечный дождь» «Балли
тюйреуюч» («Брошка из вишни»). Идейное содержание отрывка из поэмы.
Значение материнских слёз в стихотворении.
Ж.М. Текуев. Рассказ «Къалауур Маштай» («Сторож Маштай»).
Рассказ о добром и светлом человеке труда, друге, учителе жизни сельских
детей.
А.М. Бегиев. Стихотворение «Сабийлигими акъ сураты» («Белая
картина моего детства»).
Тёплые детские воспоминания в стихотворении. Картины зимней
природы как мимолётное изображение природы и детства.

А.С. Пушкин.
С.И. Макитова).

Стихотворение

Послание

автора,

«Ыннагъа»

(«Няне»)

пронизанное

душевным

(перевод
теплом,

уважением и благодарностью.
91.6.5. Теория литературы.
Понятие об устном народном творчестве. Жанры фольклора (загадки,
пословицы, поговорки, сказки). Особенности построения сказки. Сказки о
животных, бытовые и волшебные. Сатира и юмор. Басня. Аллегория.
Понятие о литературной загадке. Рифма и ритм стихотворения. Понятие о
сюжете и фабуле рассказа. Эпитет и олицетворение. Отличие прозы от
поэзии. Сравнение. Тема и идея произведения.
91.7. Содержание обучения в 6 классе.
91.7.1. Изображение мира человека в легендах, мифах, песнях.
91.7.1.1. Мифы.
Богатство отражения мира человека в мифах. Язычество. Поклонение
языческим божествам: бог воды Дамметтир, Сулемен, бог ветра Байрым,
Умай, бог сна Чомпараш, бог земли Даулет, бог животных Апсаты, Аштотур,
Аймуш Чоппа, бог солнца Кайнар, бог труда Эрирей.
91.7.1.2. Нартские сказания.
Карачаево-балкарская версия кавказского эпоса о нартах. Основная
идея, система образов, художественные особенности. Божества и нарты.
Происхождение нартов.
«Ариу Сатанай» («Красивая Сатанай»). Образ Сатанай в нартских
сказаниях.
91.7.1.3. Легенды.
Легенда «Сора демей» («Не говоря потом»). Роль красноречия в
нартском сказании. Об умении говорить убедительно и красиво. Слово –
самое сильное оружие человека.
Легенда

«Атарал» («Атарал»).

Сказание

о мужестве.

О

роли

экономических взаимоотношений с соседними народами. Тема бережного
отношения к имуществу.
Легенда «Къайсы къарыулуду?» («Кто сильнее?»). Роль гиперболы в

легенде. Связь вещей и явлений в природе и в человеческом обществе.
91.7.1.4. Народные песни.
Песня о покровителе диких животных и охотников «Апсаты».
Признаки язычества в песне. Изобразительная сила песни.
«Ийнай» – песня о покровительнице женского труда.
Колыбельная

песня

«Бёлляу» («Колыбельная»).

Изобразительно-

выразительные средства песни.
91.7.2. О мужестве и трудолюбии.
Х.-М.А. Кулиев. Стихотворение «Чалгъычыла» («Косари»). Идейное
содержание стихотворения. Образ трудолюбивого человека в произведении.
Изобразительно-выразительные средства в стихотворении.
К.С. Отаров. Стихотворение «Ташчы Рамазан» («Каменщик Рамазан»).
Образ

трудового

человека

в

стихотворении.

Тема

взаимовыручки.

Коллективный труд - один из хороших обычаев балкарского народа.
Воспевание человека, мастера своего дела.
М.Х.-К. Батчаев. Рассказ «Хочалай бла Хур-хур» («Хочалай и Хурхур»). Рассказ о Хочалае, который смог победить лень. Умение Хочалая
управлять домашними животными.
С.С. Гуртуев.

Стихотворение

«Жер

татыуу»

(«Вкус

земли»).

Изображение природы в стихотворении. Изобразительно-выразительные
средства в произведении.
З.Х. Толгуров. Повесть «Медвежий камень» («Айыуташ»). Тема войны
и детей в повести. Действия детей во время Великой отечественной войны
как пример мужества и героизма. Мужество и трудолюбие – основные
качества Мустафира. Язык писателя, изобразительные выразительные
средства.
Х.И. Шаваев. Рассказ «Тузакъ» («Западня»). Стойкость и мужество
детей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. Художественное
своеобразие рассказа.
Б.И. Гуртуев.

Стихотворение

«Эмен

терек»

(«Дуб»).

содержание стихотворения. Умение учиться стойкости у природы.

Идейное

Стихотворение «Темирчи Хасан» («Кузнец Хасан»). Труд в жизни
человека. Отношение автора к труду, мастерству человека.
91.7.3. Отчий дом – гнездо моей родины.
К.Б. Мечиев. Стихотворение «Эски юйюм» («Мой старый дом»). Тема
бережного отношения к отчему дому. Выражение тепла автора к
родительскому порогу. Стихотворение «Ата-ана бизни сыйлы юйюбюз»
(«Родители – наш ценный дом»). Тема бережного отношения к своим
родителям.
Ю.А. Жулабов. Рассказ «Хустос къала» («Крепость Хустоса»). Идейное
содержание рассказа. Этимологическое раскрытие названий местностей
малой родины.
А.И. Баккуев. Стихотворения «Ата журтум» («Моя родина»), «Алам
башы – Малкъарым» («Балкария – моя вселенная»). Особенности построения
стихотворений. Патриотические мотивы в стихотворениях. Тема родины и
отчего дома.
К.Ш. Кулиев. Стихотворения «Дунияда хар аягъынг басхан жерге…»
(«Земле, по которой ступает твоя нога…»), «Балам, бу жерге» («Сынок, этой
земле»). Основные поэтические образы, символизирующие любовь к родной
земле и природе. Переплетения и связующие нити человека и родины.
Добрые наставления поэта подрастающему поколению.
М.Х. Мокаев.

Стихотворения

«Мени

юйюм»

(«Мой

дом»),

«Сюйдюмлю шахарым» («Мой привлекательный город»). Мастерство поэта в
изображении добрых чувств к своему дому, малой родине. Художественное
своеобразие стихотворения.
Б.Л. Гуляев. Рассказ «Къуш уя» («Гнездо орла»). Мотивы басни в
рассказе. Тема стойкости и мужества балкарского народа в период
депортации. Иносказательность в рассказе.
Т.М. Зумакулова.

Стихотворение

«Мени

юйюм»

(«Мой

дом»).

Мастерство поэта в изображении любви к родине.
А.М. Узденов. Стихотворение «Тау къушну уясы» («Гнездо горного
орла»). Художественное своеобразие стихотворения. Выражение авторского

отношения к теме родины. О смысле названия произведения.
91.7.4. Человек. Цивилизация. Природа.
Э.Б. Гуртуев. Рассказ «Къарт эшекни къадары» («Судьба старого
осла»). Нравственные проблемы в рассказе. Призыв к милосердию,
состраданию. Человек в мире научно-технического прогресса. Рассказ
«Шайтан арба» («Арба шайтана»). Технические средства в жизни человека.
Добро и зло в мире на пути к прогрессу.
И.Х. Бабаев. Стихотворения «Къайын терекчик» («Берёза»), «Гёбелек»
(«Бабочка»). Проблемы экологии. Образ берёзы и бабочки в стихотворениях.
А.С. Созаев.

Стихотворение

«Бийча

сюелген

терекни

назмусу»

(«Дереву с грацией князя»). Мастерство автора в изображении экологической
проблемы в поэзии. Авторское отношение к проблеме боли и радости.
С.А. Мусукаева.
замысел

Стихотворение

стихотворения.

«Бюгюн» («Сегодня»).

Изображение

прошлого

и

Идейный

настоящего

в

произведении.
С.С. Гуртуев. Стихотворение «Урма тукъузгюню» («Не тронь рябину»).
Эстетические и нравственно-экологические проблемы в стихотворении.
А.К. Будаев.

Стихотворение

«Телефон»

(«Телефон»).

Идейное

содержание стихотворения. Точки соприкосновения прошлого и настоящего
в стихотворении.
Стихотворение «Хорладыла» («Победили»). О стремлении достичь той
или иной высоты. Заветные вершины – двигатели жизненного прогресса.
Художественное своеобразие произведения. Образ горы Эльбрус.
Ж.М. Текуев. Рассказ «Ынна» («Бабушка»). Тема быстротечности
времени, смены одного поколения другим. Рассказ «Дугъума шай» («Чай из
мяты»). Диалог о взаимоотношениях старшего и младшего поколений.
М.Х. Кудаев.

Рассказ

«Деу

бла

тюбешиу»

(«Встреча

с

могущественным»). Тема бережного отношения к богатствам природы.
Художественное своеобразие рассказа. Рассказ «Иесиз маске» («Собачка без
хозяина»). Тема бережного отношения к животным.
С.М. Мотаева. Стихотворение «Къоз терегиме такъгъан жыр» («Песня

моему ореховому дереву»). Мастерское изображение любви к природе.
Тёплое отношение лирического героя к деревьям – истокам доброты.
М.Ю. Лермонтов.

Стихотворение

«Кавказ»

(«Кавказ»)

(перевод

А.Т. Додуева). Природа Кавказа в творчестве поэта.
М.Х. Мокаев. Стихотворение «Хар ким ушайды жерине» («Каждый
похож на свою землю»). Художественное своеобразие стихотворения.
Размышление поэта о взаимосвязи человека и природы, человека и родной
земли, о неразделимости судьбы человека с его народом. Стихотворение
«Кечеги жырчыкъ» («Ночная песенка»). Изобразительно-выразительные
средства стихотворения. Тема тишины и осторожности в стихотворении.
91.7.5. Теория литературы.
Гипербола. Художественный образ. Лирический герой. Понятие о
художественной прозе. Рассказ. Повесть.
91.8. Содержание обучения в 7 классе.
91.8.1. Мир человека в нартском эпосе.
Эпосы «Нарт темирчи Дебетни туугъаны» («Рождение нартского
кузнеца Дебета»), «Ёрюзмек бла къына сакъаллы Къызыл Фук» («Ёрюзмек и
Краснобородый Фук»), «Сосурукъну туугъаны» («Рождение нарта Сосрука»),
«Сосурукъ нартлагъа от келтиреди» («Сосрук приносит нартам огонь»),
«Дебет улу Алауган» («Сын Дебета Алауган»), «Къарашауай бла Гемуда»
(«Карашауай и Гемуда»).
91.8.2. Истоки мудрости.
К.Б. Мечиев. Стихотворение «Тёреле сурала кибик» («Традиции как
суры»).

Нравственно-этические

принципы

балкарского

народа

в

стихотворении.
Б.И. Гуртуев. Рассказ «Топонимика таурух» («Легенда о топонимике»).
Особенности построения рассказа. Рассказ о топонимических названиях,
связанных с жизнью и бытом балкарского народа прошлого столетия. Нравы,
обычаи, идеалы балкарского народа.
Ф.И. Байрамукова. Рассказ «Эт юлюшлени устасы» («Профессионал
своего дела»). Традиции и обычаи, народа связанные с радостными

событиями в жизни балкарского народа. Мастерство героя в разделывании
жертвенной туши на свадьбе.
С.И. Макитов.
(«Деревянная

Стихотворение

чаша,

деревянная

«Агъач

аякъ,

ложка»).

агъач

Идейное

къашыкъ»
содержание

стихотворения. Экологичность быта балкарского народа в начале ХХ века.
З.Х. Толгуров. Рассказ «Атасыны атына миннген жашчыкъ» («Мальчик
на коне отца»). Идейное содержание произведения. Важность осознания себя
частью вселенной. Символика в рассказе, его значение.
С.О. Шахмурзаев.

Стихотворение

«Келин

келгенден

сора

уча»

(«Свадебный уча»). Тонкости проведения традиционной балкарской свадьбы.
Изображение в стихотворении традиций, связанных с национальной кухней.
Её обилие и щедрость в произведении.
С.С. Гуртуев.

Стихотворения

«Сырыйна»

(«Свирель»),

«Неге

жарсыйса, Малкъарым?» («О чём печалишься, Балкария моя?»), «Миллетиме
касыда» («Касыда моему народу»). Отношение автора к проблеме традиций и
прогресса. Уроки духовный близости, призыв автора к молодому поколению
о сохранении народной мудрости.
Э.Б. Гуртуев. Рассказ «Узакъдан келген жолоучу» («Путник издалека»).
Художественное своеобразие рассказа. Быт и нравы балкарского народа.
91.8.3. Самое дорогое – человек.
К.Ш. Кулиев. Стихотворения «Мамырлыкъ, къууанч сизге, саула!»
(«Мир и радость вам, живущие!»), «Сабийле ёлмесинле!» («Пусть никогда не
умирают дети!»). Поэзия добра и света. Строки мира и радости для всех
живущих на земле. Восславление радости бытия, созидания нового мира.
Изобразительные средства языка.
Т.М. Зумакулова. Стихотворение «Кюн ахшы болсун, адамла!» («Пусть
утро будет добрым, люди!»). Гуманизм в стихотворении. Особенности
построения произведения
А.М. Теппеев. Рассказ «Пиринчни сютлей акълыгъы» («Горсть белого
риса»). Художественные особенности построения рассказа. Сострадание и
бессердечие как критерии нравственности человека.

С.С. Ахматова. Стихотворение «Анама» («Матери»). Богатство языка и
изобразительных средств поэтессы в создании образа матери.
М.Х-К. Батчаев.

Рассказ

«Кюмюш

Акка»

(«Серебряный

дед»).

Художественный образ в рассказе – отражение национального характера
мудрого дедушки. «Человеку нужен человек» – один из нравственных
посылов

произведения.

Художественная

особенность

символов

в

произведении.
М.Х. Табаксоев. Стихотворения «Атам» («Мой отец»). Образ отца в
стихотворении «Таукелме, ышанама…» («Решителен и верю…»). Тема веры
и оптимистического взгляда на будущее своего народа. Выразительность
языка автора.
С.Х. Бабаев. Новелла «Атамы китабы» («Книга отца»). Философские
размышления автора о взаимоотношениях отцов и детей.
С.Б. Теппеев. Рассказ «Атам урушдан къайтса» («Когда отец вернётся с
фронта»). Суровая реальность последствий Великой Отечественной войны.
Б.М. Чипчиков. Рассказ «Ачы алмала» («Горькие яблоки»). Тема
доброй памяти и печали о родном человеке в рассказе. Мастерство писателя
при изображении внутреннего мира литературного героя.
А.Т. Додуев. Стихотворение «Сёзюмю айыртсам…» («Если будет
понятен мой слог…»). Мастерство поэта в изображении темы дружбы между
народами. Реалии современного мира и человек в этом мире.
91.8.4. То, что возвышает человека.
91.8.4.1. Любовь и привязанность к родным местам в поэзии
К.Б. Мечиева.
К.Б. Мечиев. Стихотворения «Арапда, Тюркде да айланып келдим…»
(«Был я и в Мекке…»), «Багъдатха, Стамбулгъа да бардым» («Я побывал в
Багдаде и Стамбуле»).
91.8.4.2. Из литературы карачаево-балкарского зарубежья.
А. Байказиев. Стихотворение «Кёнделеннге бара-бара» («Возвращаясь
в Кёнделен»). Тема тоски по родной земле.
Ж.М. Текуев. Рассказ «Акъкъаш» («Аккаш»). Идейное содержание

произведения. Тема ответственности, милосердия и сострадания.
К.Ш. Кулиев. Стихотворения «Жерибизни хар ташы» («Каждый камень
земли»),

«Тау

суучукъну

жырчыгъы»

(«Песня

горного

ручейка»),

«Тукъузгю» («Рябина»). Изображение любви поэта к родной земле, природе.
Образы «камня» и «рябины» в стихотворениях К.Ш. Кулиева.
Ю.А. Жулабов. Новелла «Жер юзюлгенде» («Обвал»). Жанр новеллы и
его особенности в творчестве автора. Размышления автора о том, как не
навредить природе.
Б.Л. Гуляев. Рассказ «Акъ атны хапары» («Рассказ о белой лошади»).
Своеобразие рассказа. Размышления белой лошади о добре и зле. Тема
милосердия и сострадания в рассказе.
А.С. Созаев. Стихотворения «Къарт бла танг» («Старец и рассвет»),
«Мени къоншум» («Мой сосед»). Мастерство поэта в изображении
трепетных размышлений человека о сохранении культурного наследия для
подрастающего поколения. Тема мира и согласия.
К.С. Отаров. Стихотворение «Танг жолум» («Путь на рассвете»). Образ
лирического героя. Любовь к родной земле. Стиль произведения.
С.А. Мусукаева. Стихотворение «Ата журт» («Родина»). Лирическое
произведение

о

родине

как

выражение

поэтического

восприятия

окружающего мира и осмысление собственного мироощущения.
И.Х. Бабаев.
(«Дождь»).

Стихотворения

Особенности

«Къысхач»

построения

(«Щипцы»),

«Жауун»

стихотворений.

Яркая,

жизнеутверждающая картина природы, когда идёт дождь. Воплощение темы
единства природы и человека.
Ж.Я. Занкишиев. Рассказ «Кечеги къонакъ» («Ночной гость»). О
мужестве детей во время Великой Отечественной войны.
С.О. Шахмурзаев. Стихотворение «Туугъан тилим» («Родной язык»).
Тема беззаветной любви к родному языку.
М.М. Ольмезов. Поэма «Малкъар» («Балкария») (отрывок). Социальнополитическое значение произведения.
А.Л. Байзуллаев.

Стихотворения

«Алгъыш»

(«Пожелания»),

«Кертиликни жолу» («Путь истины»), «Тилемедим къаяладан…» («Не
просил я у скал…»). Мастерство поэта в изображении природы.
91.8.5. Теория литературы.
Эпитет. Гипербола, роль гиперболы в нартском эпосе. Понятие о
строфе в балкарской литературе. Понятие о метафоре. Композиция и сюжет
литературного произведения. Понятие о литературном герое. Новелла как
малый повествовательный жанр литературы. Понятие о лирическом герое.
91.9. Содержание обучения в 8 классе.
91.9.1. Песня – душа народа.
Расширение

представлений

об

устном

народном

творчестве.

Исторические песни балкарского народа. Историческая песня – жанр устного
народного творчества.
Историко-героические песни: «Жанхотланы Азнауур» («Жанхотов
Азнауур»),
Изображение

«Таппасханланы
исторических

Акъболат»
событий

в

(«Таппасханов
жизни

Акболат»).

балкарского

народа.

Воспевание мужества, смелости и отваги.
91.9.2. Оставаться человеком в любых ситуациях.
К.Б. Мечиев.

Краткий

очерк

о

жизни

и

творчестве

поэта.

Стихотворения «Адамды бизни атыбыз» («Имя нам – Человек»), «Аллай
бийле керек бизге» («Нам нужны такие князья»). Концепция гуманизма в
творчестве поэта.
К.С. Отаров. Стихотворения «Чеченлини ийнеги» («Корова чеченца»),
«Зурнукла къайтырла» («Журавли вернутся»). Краткий очерк о жизни и
творчестве поэта. Один пример из жизни народа на чужбине. Мотивы тоски о
родной земле.
А.М. Теппеев. Пьеса «Азап жол» («Тяжкий путь»). Краткий очерк о
жизни и творчестве писателя. Новизна пьесы. Трагическая судьба героев
пьесы. Социально-политическое значение противоречий в трагедии. О
символах, которые раскрывают в пьесе социальные и исторические явления.
К.Ш. Кулиев. Стихотворения «Жаралы таш» («Раненый камень»),
«Туугъан жериме айтама» («Говорю родной земле»), «Прометей Кавказны

къаясына» («Прометей в горах Кавказа»). Возвращение балкарского народа
на родную землю в поэзии К.Ш. Кулиева. Художественная новизна в поэзии
автора.
А.П. Кешоков. Стихотворение «Къулийланы Къайсыннга» («Кайсыну
Кулиеву»). Дружба между братскими народами.
И.Х. Бабаев. Краткий очерк о жизни и творчестве поэта.
Стихотворения

«Мурдор

таш»

(«Камень

очага»),

«Сабанчы»

(«Земледелец»). Поэма «Бийик сын» («Высокий обелиск»), особенности
построения поэмы. Мастерство поэта при изображении суровых реалий
Великой Отечественной войны. «Космические» и «земные» образы в
творчестве поэта.
М.Х. Мокаев. Стихотворение «Биз да халкъбыз» («Мы тоже народ»).
Образ балкарского народа в стихотворении. Чувство сыновней любви к
своему народу. Особенности языка и рифмы произведения.
Т.М. Зумакулова. Краткий очерк жизни и творчестве поэта. Поэма
«Урушха къажау поэма» («Антивоенная поэма»). Жанровое своеобразие
поэмы. Тема мира и войны в поэме.
Э.Б. Гуртуев. Повесть «Одиссейни къайтырын сакълай» («В ожидании
возвращения Одиссея»). Жёсткая реальность и мечта героев повести. Тема
любви к жизни, чести, достоинства, стойкости и верности. Художественное
своеобразие повести.
С.С. Ахматова.

Стихотворение

«Атала

жери»

(«Земля

отцов»).

Художественное своеобразие отрывка из поэмы «Солнечный дождь».
Воспоминания лирического героя.
А.Т. Додуев.

Стихотворение

«Арба»

(«Телега»).

Философское

размышление поэта о жизни.
91.9.3. Дороги, которые выбирает человек.
А.М. Теппеев. Рассказ «Илишан» («Мишень»). Тема чести и совести в
рассказе. Сложный, но достойный выбор героя в произведении.
З.Х. Толгуров. Повесть «Къызгъыл кырдыкла» («Алые травы»). Образы
героев в повести во время Великой Отечественной войны. Проблема чести и

долга. Символика в повести.
Б.М. Чипчиков. Рассказ «Наша» («Огурец»). Тема милосердия в
рассказе. Особенности построения произведения.
Э.Б. Гуртуев. Повесть «Эрменбий» («Эрменбий»). Художественное
своеобразие повести. Образ Эрменбия – человека, преданного своему делу –
спорту. Потерянная и приобретённая мечта в жизни главного героя.
А.М. Бегиев. Стихотворение «Сёз» («Слово»). Авторское отношение к
переменчивости жизни. Особенности построения стихотворения.
Б.Л. Гуляев. Рассказ «Булбул» («Соловей»). Особенности построения
рассказа. Образ русского учителя в жизни балкарских детей на чужбине.
Тема светлой памяти и благородства в рассказе.
Б.И. Гуртуланы. Рассказ «Юзейир» («Юзейир»). Духовное богатство
человека, нравственные принципы. Художественные приёмы писателя в
изображении литературных героев.
91.9.4. Любовь многогранна.
Х-М.А. Кулиев. Стихотворения «Кёкбаш юйчюкде жашайды» («Живёт
в доме с голубой крышей»), «Терек бахчада булбул жырласа» («Когда споёт
соловей»). Фольклорные мотивы в поэтических строках. Образ девушкигорянки.
И.Ж. Боташев. Стихотворение «Туугъан жериме» («Родной земле»).
Тема любви к родной земле. Художественное своеобразие в раскрытии темы.
Х.И. Шаваев. Повесть «Кюбюрде табылгъан повесть» («Повесть,
найденная в сундуке»). Противоречия и новизна в повести. Горькая судьба
Пилжан в повести. Тема верности и любви.
М.Ч. Шаваева. Рассказ «Атасыны башлыгъы» («Башлык отца»). Тема
любви и верности, долга и чести героини рассказа Керимат.
С.А. Мусукаева. Рассказ «Къарт бла танг» («Старик и рассвет»).
Особенности

построения

рассказа.

Жизнеутверждающее

начало

в

произведении. Жизнь во имя любви ко всему сущему.
С.Г. Хахов. Рассказ «Эки кече» («Две ночи»). Художественное
своеобразие произведения. Безграничная любовь между родителями и детьми

в рассказе.
Б.С-М. Кечерукова. Стихотворение «Жуулдуз эгизиме» («Звёздному
двойнику»). Изображение гармонии и любви окружающего мира в
стихотворении. Лирические ноты стихотворения. Космическое и земное в
стихотворении.
С.М. Моттаева.

Стихотворение

«Таулу

къобуз»

(«Балкарская

гармонь»). Роль народных мелодий в жизни народа. Тема любви к культуре
своего народа, родине.
И.Х. Бабаев. Стихотворение «Сюймеклик назмула» («Стихи о любви»).
Особенности

построения

стихотворения.

Многоликая

любовь

в

произведении. Стихотворения «Тау кийиклеге сюймеклик» («Любовь к
горным турам»), «Желге сюймеклик» («Любовь к ветру»).
А.М. Ульбашев.

Стихотворение

«Мени

сюйгеним»

(«Моя

возлюбленная»). Возвышенные строки о любви. Образ девушки-горянки.
91.9.5. Теория литературы.
Понятие о песне и мелодии. Подпевка (эжиу). Рефрен. Художественная
реальность и художественный вымысел. Род литературы – драма в
балкарской литературе. Разновидности жанра: драма, трагедия, комедия.
Развитие понятия о рифме и ритме стихотворения. Особенности рифмы в
балкарской поэзии. Роль гласных и согласных звуков в рифмах. Особенности
и пути развития жанра поэмы в балкарской литературе (лирическая, лироэпическая, эпическая). Основы стихосложения в балкарской поэзии.
91.10. Содержание обучения в 9 классе.
91.10.1. Истоки балкарской литературы.
Кара-Мусса. Особенности авторской поэзии конца ХIХ-начала ХХ
века. Фольклорные мотивы в произведениях.
Представители передовой русской интеллигенции на Кавказе. Помощь
выдающихся деятелей русской культуры и науки: Н.А. Римского-Корсакова,
С.Н. Танеева,

М.А. Балакирева,

Н.А. Ярошенко,

М.М. Ковалевского,

В.Ф. Миллера, П.А. Острякова, Г.Л. Тульчинского и других в сборе,
обработке и публикации собранных материалов в периодических печатных

органах («Русский вестник», «Сборник материалов для описания местностей
и племён Кавказа» (СМОМПК), «Сборник сведений о кавказских горцах»,
«Терский сборник», «Кавказский сборник», газеты «Кавказ», «Терские
ведомости», «Ставропольские губернские ведомости»).
Вклад А.К. Абаева и его детей в развитие просвещения на Кавказе.
Просветительская

деятельность

дочери

А.К. Абаева

–

Х.А. Абаевой

(Зардоби) и сына С.-Б.А. Абаева, Ф.О. Шакмановой.
Первая плеяда просвещённых горцев. Вклад в просвещение семейства
Урусбиевых. Жизнь и просветительская деятельность И.М. Урусбиева и его
сыновей:

Сафар-Али

и

Науруза

Урусбиевых.

Сбор

и

публикация

фольклорных текстов в журнале «Терский сборник», «Сборнике материалов
для описания местностей и племён Кавказа» (СМОМПК). Знакомство и
плодотворное

общение

М.А. Балакиревым,

с

Н.А. Римским-Корсаковым,

С.Н. Танеевым,

Н.А. Ярошенко, М.М. Ковалевским, В.Ф. Миллером,

П.А. Остряковым, Г.Л. Тульчинским. Публикация сведений в «Сборнике
сведений о кавказских горцах», «Терском сборнике».
М.К. Абаев, Б.А. Шаханов. Публицистика. Очерк в историографии
балкарской

литературы.

Глубокий

анализ

проблем

северокавказской

действительности.
91.10.2. Становление и развитие балкарской литературы в 1920-1940
годы.
91.10.2.1. Просветительство в Балкарии.
Становление и первые шаги балкарской литературы (1920-1940 годы).
Историческая ситуация на Кавказе в начале ХХ века. Особенность
исторической эпохи и её влияние на становление и развитие балкарской
литературы в данный период. Создание алфавита и издание первого букваря.
Первая газета «Къарахалкъ» («Беднота»), издававшаяся на 4 языках (русском,
балкарском, кабардинском, татарском). Первые школьные учебники.
Активная
К.Б. Мечиева,

деятельность

в

С.О. Шахмурзаева,

О.М. Этезова, К.С. Отарова.

просветительском

деле

А.М. Ульбашева,

М.А. Энеева
С.Ш. Хочуева,

Создание Союза писателей СССР и первый съезд писателей Советского
Союза

(1934

год).

Творческие

успехи

К.Ш. Кулиева,

К.С. Отарова,

Б.И. Гуртуева, А.К. Будаева в этот период.
Тема Октября, советской власти в произведениях первых балкарских
писателей.
91.10.2.2. Философия жизни в произведениях балкарских писателей.
К.Б. Мечиев. Жизнь и творчество. К.Б. Мечиев как выразитель
национальной идеи, образа мышления, психологического склада нации и
структуры её сознания. Философское осмысление действительности в поэзии
автора. Этапы творчества К.Б. Мечиева. Ранние произведения автора.
Социальная лирика К.Б. Мечиева. Стихотворения «Сагъыш» («Дума»),
«Мен Беккини жашы Кязим» («Я – сын Бекки – Кязим»), «Сейир дуния»
(«Удивительный мир»), «Къар жауады» («Снег идёт»). Поиски правды и
истинных приоритетов, обрётших социально-психологическую значимость в
творчестве поэта.
Любовная лирика К.Б. Мечиева. Стихотворения «Атанг келди да
гюрбежиге…» («Пришёл твой отец...»), «Аллах – бизге…» («Бог – нам...»),
«Тели болуп, жулдузлагъа къарайма…» («Сходя с ума, гляжу на звёзды...»),
«Белинг иничке…» («Тонкая талия...»), «Салам жаздым…» («Привет
пишу...»). Лирика: любовные и социальные мотивы. Концепция любви у
К.Б. Мечиева как активная форма выражения гуманистических стремлений к
совершенству взаимоотношений, своеобразный протест против унижения
достоинства личности.
Философская лирика К.Б. Мечиева. Стихотворения «Парийим» («Мой
пес»), «Эски къумгъаныма» («Старому кумгану»), «Жашау – алай къыйын
тик жолду» («Жизнь – это крутой и тяжкий путь»). Философская лирика
К.Б. Мечиева

с

её

полифонией

и

многоголосьем

–

квинтэссенция

национального мышления.
Духовная лирика К.Б. Мечиева. Стихотворения «Дин къарындашлабыз
биз» («Мы братья по вере»), «Биз – бу дунияны къонакълары» («Мы – гости
в этом мире»), «Мен бир инсан. Жашадым. Жанды отум…» («Я человек. Я

жил. Горел и мой огонь…»). Мусульманские университеты Кязима и
паломничество в Мекку, размышления о бренности мира, справедливости и
несправедливости. Поэмы на религиозные темы.
Жанр поэмы в творчестве К.Б. Мечиева. Поэма «Жаралы жугъутур»
(«Раненый тур») (отрывки из поэмы).
К.Б. Мечиев

как

основоположник

балкарской

поэтической

драматургии. Стройность композиции, гармоничность, соразмерность частей,
глубокая трагичность социального конфликта. Реализм в творчестве
К.Б. Мечиева.
К.Б. Мечиев. Поэма «Бузжигит» («Бузжигит») (отрывки из поэмы).
Социальные

противоречия

в

поэме.

Художественные

особенности

произведения.
С.О. Шахмурзаев. Жизнь и творчество.
Поэма «Таулуну календары» («Календарь балкарца») (отрывки из
поэмы). Значение этнографического календаря в жизни балкарского народа.
Эпическое изображение жизни народа, его традиционного быта, традиций,
обычаев, трудовых будней и праздников.
91.10.2.3. Отражение борьбы за новую жизнь в произведениях
балкарских писателей.
Б.И. Гуртуев. Жизнь и творчество. Повесть «Бекир» («Бекир»)
(отрывок). Поэма «Чалгъычыла» («Косари») (отрывок). Первая балкарская
повесть «Бекир», как показатель становления балкарской прозы. Тема
революции и колхозного строительства. Антиобщественное отношение к
труду как социальная незрелость и признак слабого политического сознания.
В противовес повести поэма «Косари» как показатель традиционного
упорядоченного коллективного труда.
С.Ш. Хочуев. Жизнь и творчество. Рассказы «Эки къарелди» («Два
силуэта»), «Тасхачыла» («Разведчики»). Историческая проза в балкарской
литературе. Отражение в литературе социальных коллизий начала века.
Агитационность и лозунговость произведений 1930-х годов. Стремление

передать особенности революционной эпохи через развитие личности,
вовлечённой в водоворот событий. Историческая основа произведений.
О.М. Этезов. Жизнь и творчество писателя, поэта, драматурга,
прозаика. Повесть «Къаяла унутмагъандыла» («Скалы помнят») (отрывок).
Драматические обстоятельства судьбы повести. Приём антитезы в повести.
Идейно-художественное значение произведения.
А.К. Будаев. Жизнь и творчество. Поэма «Мараучуну хапары»
(«Рассказ

охотника»)

(отрывок).

Направленность

художественного

отражения действительности в поэме, продиктованная эпохой острой
классовой борьбы. Сознательная борьба героя за новую жизнь.
91.10.2.4. Карачаевская литература.
И.У. Семенов. Жизнь и творчество автора. Стихотворение «Анам»
(«Матери») – песня-плач о всех матерях, испытавших репрессию и не
вернувшихся на родину.
А.Л. Ёртенов. Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Кавказ
таула» («Горы
органично

Кавказа»).

связанные

с

Картины

неповторимой

особенностями

красоты

карачаевского

Кавказа,

языка,

его

стилистическими традициями.
91.10.3. Балкарские поэты и писатели о Великой отечественной войне.
К.Ш. Кулиев. Жизнь и творчество. Цикл стихов «Назму къауум»
(«Перекоп»).

Чувство

гражданской

ответственности,

осознание

тягот

военного времени, вера в духовные силы народа, верность себе и своему
долгу. Абсолютная деструктивность войны, её разрушительный характер и
подлинные уроки мужества и стойкости в произведениях.
Х.Х. Кациев. Жизнь и творчество. Рассказ «Темирбекни дерти»
(«Месть Темирбека»). Рассказ, написанный в форме монолога, позволяющий
точно передать внутреннее движение характера. Кодекс суда героя над
захватчиками, продиктованный нравственными нормами балкарского народа.
К.С. Отаров. Жизнь и творчество. Стихотворения «Кюйген элде» («В
сгоревшем селе»), «Къарылгъашчыкъ уя ишлейди» («Ласточка вьёт гнездо»),
«Тюш» («Сон»). Тема военного подвига и непобедимости человеческого

духа. Создание образа советского солдата. Мужество и самоотверженность
защитников Родины.
А.М. Теппеев. Жизнь и творчество. Роман «Ташыуул» («Страда»)
(отрывок). Отображение сурового времени оккупации балкарского аула.
События, произошедшие в оккупированном фашистами селе Жамауат.
Стойкость жителей села, верных своим историческим корням, героическому
прошлому своего народа.
91.10.4. Произведения, посвящённые депортации балкарского народа.
К.С. Отаров. Жизнь и творчество. Стихотворения «Сазбет къызчыкъ»
(«Бледнолицая девочка»), «Ош базарында» («Случай на Ошском базаре»).
Трагедия балкарского народа в годы депортации и её отображение в
творчестве поэта.
Х.И. Шаваев. Жизнь и творчество. Мемуары «Киши жеринде» («На
чужбине») (отрывки из мемуаров). Трагизм мироощущения депортации
маленьким мальчиком.
Б.Х-М. Кулиев. Жизнь и творчество. Роман «Сарыаякъ къазла»
(«Желтоногие гуси») (отрывок). Общечеловеческие принципы гуманизма в
укладе жизни почтенного старца Таусо, который каждую весну относит в
горы соль для переживших зиму оленей.
И.Ш. Маммеев. Жизнь и творчество. Пьеса «Киши жеринде» («На
чужбине»). Тема бережного отношения к своим традициям и обычаям на
чужбине.
С.А. Мусукаева. Жизнь и творчество. Стихотворение «Таулу тиширыу»
(«Балкарка»). Изображение горькой доли женщин, на чьи плечи легли тяготы
Великой Отечественной войны и депортации.
91.10.5. Балкарская литература 1980-1990 годов.
Ж.Ж. Залиханов. Жизнь и творчество. Роман «Басхан жулдузу»
(«Звезда

Баксана»).

Стилевые

особенности

идейно-художественного

построения и богатство языка романа. Система образов романа.
З.Х. Толгуров. Жизнь и творчество. Повесть «Ашыкъ оюн» («Игра в
альчики»). «Игра в альчики» – вершина эволюции балкарской повести.

Настоящие и мнимые ценности в жизни человека. Система символов в
творчестве автора.
М.Х. Мокаев. Жизнь и творчество. Талантливый и самобытный
художник с чёткой авторской позицией. «Сонетле» («Сонеты»). Любовь к
родной земле, выраженная в сонетах, посвящённых пяти горским ущельям
Балкарии.

Исторические

философские

категории,

факты,

умелое

эпитеты

и

использование

метафоры,

топонимов,

придающие

особую

выразительность творчеству автора.
И.М. Гадиев.
(«Сигнальные

Жизнь

огни»).

и

Роль

творчество.
и

значение

Повесть

«Дыфчы

дореволюционного

киеу»
уклада

общественной жизни Пяти горских обществ. Время и пространство повести.
Историческая память как фактор незыблемости сохранения традиций и
обычаев балкарского народа.
Т.М. Зумакулова. Жизнь и творчество. Стихотворения «Будай бюртюк»
(«Пшеничное

зерно»),

«Алма

терек»

(«Яблоня»).

Многоаспектность

философской концепции Т.М. Зумакуловой. Качества, способствующие
сохранению личности, думы о достоинствах человека.
Ж.З. Токумаев. Жизнь и творчество. Комедия «Ауанала» («Тени»).
Сборник сценических миниатюр в жанре сатирической комедии. Мастерство
комедиографа. Новая художественная ступень балкарской драматургии.
Отражение быта и нравов времени, галерея жизненно достоверных
комических образов в произведении.
М.Ч. Шаваева. Жизнь и творчество писателя. Повесть «Сокъурну кёз
жашы» («Слеза слепого»). Тема стойкости и верности в произведении.
Б.А. Берберов. Жизнь и творчество. Рассказ «Бёленнген жумуртхала»
(«Запелёнатые яйца»). Наполненный особым смыслом ассоциативный образ
запелёнатых яиц, являющихся символом хрупкости человеческой судьбы.
91.10.6. Теория литературы.
Литературный герой (углубление знаний о литературном герое).
Творческий метод. Главные признаки понятия. Язык художественной

литературы и его особенности. Жанровые особенности романа. Жанровые
особенности сонетов.
91.11. Планируемые результаты освоения программы по родной
(балкарской) литературе на уровне основного общего образования.
91.11.1. В результате изучения родной (балкарской) литературы на
уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека, представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и

правилах

межличностных

отношений

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров
из родной (балкарской) литературы;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров
из литературы, активное участие в самоуправлении в образовательной
организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
(балкарского) языка и родной (балкарской) литературы, истории, культуры
Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений
балкарской литературы, а также литератур народов Российской Федерации;

ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение

к

символам

России,

государственным

праздникам,

историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их
воплощение в балкарской литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация

на

моральные

ценности

и

нормы

в

ситуациях

нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
активное

неприятие

асоциальных

поступков,

свобода

и

ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного
и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение

гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение
принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь
на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным
эмоциональным

состоянием,

сформированность

навыка

рефлексии,

признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с
оценкой поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
знакомства

с

деятельностью

героев

на

страницах

литературных

произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде, уважение к
труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений балкарского фольклора и литературы, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том

числе

сформированное

при

знакомстве

с

литературными

произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация

в деятельности на

современную систему научных

представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с
использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных
произведений;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом специфики литературного образования, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая

семью,

группы,

сформированные

по

профессиональной

деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из

другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей
литературных произведений;
способность

во

взаимодействии

в

условиях

неопределённости,

открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях
неопределенности,

повышать

уровень

своей

компетентности

через

практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение

оперировать

основными

понятиями,

терминами

и

представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать

происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и
читательский опыт,
требующий

воспринимать

контрмер,

оценивать

стрессовую ситуацию как вызов,
ситуацию

стресса,

корректировать

принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей
ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
91.11.2. В результате изучения родной (балкарской) литературы на
уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
91.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выявлять

и

характеризовать

существенные

признаки

объектов

(художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и
явлений

(литературных

направлений,

этапов

историко-литературного

процесса);
устанавливать

существенный

признак

классификации

и

классифицировать литературные объекты по существенному признаку,
устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять
критерии проводимого анализа;
с

учётом

предложенной

задачи

выявлять

закономерности

и

противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над
текстом,

предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей

и

противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных
явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
91.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить
исследование

по

по

самостоятельно

установлению

составленному

особенностей

плану

небольшое

литературного

объекта

изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать

на

применимость

и

достоверность

информацию,

полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в
литературных произведениях.
91.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе литературной и другой информации или данных из источников с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
литературную

и

другую

информацию

различных

видов

и

форм

представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные
задачи

несложными

схемами,

диаграммами,

иной

графикой

и

их

комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по
критериям,

предложенным

учителем

или

сформулированным

самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
91.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку
зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций,
находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного
диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и и
поддержание общения, сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично

представлять

результаты

выполненного

опыта

(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
91.11.2.5. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях,
анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом литературном объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
91.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в
литературном образовании;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результатов

деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей,
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
91.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
понимать

и

использовать

групповой,

коллективной)

конкретной

проблемы

и

на

преимущества

индивидуальной

уроках

родной

командной
работы

при

(балкарской)

(парной,
решении

литературы,

обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать

мнения

нескольких

человек,

проявлять

готовность

руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной
(балкарской) литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
91.11.3. Предметные

результаты

изучения

родной

(балкарской)

литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
понимать роль балкарской литературы для сохранения и передачи
духовно-нравственных ценностей балкарской культуры и языка, осознавать
важность чтения для собственного развития;
различать основные жанры фольклора и художественной литературы
(пословица, поговорка, загадка, суеверия (ырысла), благопожелания, сказка,
рассказ, в том числе юмористический, повесть, стихотворение, басня),
отличать прозаические тексты от поэтических;
анализировать литературное произведение: определять род, жанр,
формулировать
характеризовать

тему

и

идею,

сюжет

и

определять

композицию,

в

произведении

находить

фабулу,

изобразительно-

выразительные средства языка (эпитет, олицетворение, сравнение), понимать
их роль в раскрытии содержания произведения;
характеризовать и сопоставлять героев, рассуждать о героях и
проблематике произведений, обосновывать свои суждения с использованием
текста;
понимать связь литературных произведений со временем их написания,
выявлять

отражённые

в

литературных

произведениях

нравственные

ценности, их общность с произведениями других народов;
читать

выразительно

и

наизусть

стихотворные

произведения,

определять ритм и рифму, использовать разные виды чтения, пересказывать
прозаические произведения или их отрывки;
участвовать в диалоге о прочитанном, формулировать и выражать
(устно и письменно) собственное отношение к прочитанному, аргументируя
высказывание фрагментами из текста.
91.11.4. Предметные

результаты

изучения

родной

(балкарской)

литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

понимать духовно-нравственную ценность балкарской литературы в
воспитании любви к Родине, родному краю, к балкарской национальной
культуре и языку;
различать основные жанры фольклора и художественной литературы
(миф, легенда, нартский эпос, песня, очерк, новелла, повесть, стихотворение),
выделять их основные признаки, обосновывать свои суждения;
анализировать литературное произведение: определять род, жанр,
формулировать тему и идею, выявлять особенности сюжета и композиции,
находить

изобразительно-выразительные

средства

языка

(гипербола),

определять авторскую позицию в тексте;
характеризовать героя произведения, создавать его словесный портрет
на основе авторского описания и художественных деталей, оценивать его
поступки, сравнивать героев одного или нескольких произведений;
составлять

простой

план

художественного

произведения

(или

фрагмента), в том числе цитатный, и использовать его для пересказа;
читать выразительно и наизусть стихотворные произведения, выделять
строфу, использовать разные виды чтения;
давать развёрнутый устный и письменный ответ на вопрос, связанный
со знанием и пониманием литературного произведения, участвовать в
учебном диалоге о прочитанном, использовать освоенные теоретиколитературные понятия в процессе обсуждения произведения.
91.11.5. Предметные

результаты

изучения

родной

(балкарской)

литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять общечеловеческие ценности, отражённые в балкарской
литературе,

выявлять

связь

балкарской

литературы

и

культуры

с

произведениями и культурами других народов;
проводить смысловой и эстетический анализ произведений балкарского
фольклора и литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное;
анализировать произведение в единстве формы и содержания:
определять род, жанр, тему и идею произведения, выявлять проблематику и

основной конфликт произведения, особенности сюжета и композиции,
различать позицию героя и авторскую позицию, характеризовать
героев произведения (внешний облик, внутренние качества, поступки и
отношения с другими персонажами) и их роль в развитии сюжета, приводить
сравнительные характеристики героев одного или нескольких произведений;
составлять

сложный

план

художественного

произведения

(или

фрагмента) и использовать его для пересказа;
читать

выразительно

и

наизусть

стихотворные

произведения,

передавать в ходе чтения настроение автора, выражать собственные
впечатления от лирического произведения;
отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно
формулировать вопросы к тексту, создавать устные и письменные
высказывания, творческие работы, используя в своей речи художественные
приёмы и освоенные теоретико-литературные понятия (литературный герой,
лирический герой, речевая характеристика, эпитет, гипербола, метафора,
композиция и сюжет);
91.11.6. Предметные

результаты

изучения

родной

(балкарской)

литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
понимать важность чтения и изучения произведений балкарского
фольклора и литературы как способа познания мира и окружающей
действительности, истории и культуры балкарского народа;
проводить смысловой и эстетический анализ произведений балкарского
фольклора и литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать

прочитанное,

философской,
произведений,

объяснять

социально-исторической
выявлять

языковые

своё
и

понимание

нравственно-

эстетической

проблематики

особенности

художественного

произведения, поэтической и прозаической речи, находить основные
изобразительно-выразительные средства;
анализировать произведение в единстве формы и содержания:
определять род, жанр, тему и идею произведения, выявлять проблематику и
основной конфликт произведения, характеризовать особенности построения

сюжета и композиции, определять стадии развития действия в эпическом и
драматическом произведении, сопоставлять темы, идеи, сюжеты и отдельные
эпизоды эпических произведений;
характеризовать

образ

лирического

и

лиро-эпического

героя,

приводить их сравнительные характеристики, оценивать систему образов в
произведениях разных жанров, определять авторское отношение к героям и
описанным событиям, сравнивать авторскую позицию со своей;
определять тематические и жанровые особенности народных песен,
сравнивать тематику и композицию народных песен;
соотносить содержание и проблематику художественных произведений
со временем их написания и отображённой в них эпохой, привлекая
необходимые знания по истории;
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении,
соотносить собственную позицию с

позицией автора и позициями

участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному;
оценивать

интерпретацию

художественного

текста,

созданную

средствами других видов искусства.
91.11.7. Предметные

результаты

изучения

родной

(балкарской)

литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
понимать

роль

балкарской

литературы

в

формировании

гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и её
героической истории, укреплении единства многонационального народа
Российской Федерации;
понимать условность художественной картины мира, отражённой в
литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них
художественных смыслов;
различать основные жанры фольклора и художественной литературы
(сонет, повесть, роман, драма, комедия, трагедия);
проводить смысловой и эстетический анализ произведений балкарского
фольклора и литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать произведения

разных жанров,

объяснять своё

понимание

нравственно-философской,
проблематики

социально-исторической

произведений,

выявлять

и

эстетической

языковые

особенности

художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить
основные изобразительно-выразительные средства;
анализировать произведение в единстве формы и содержания:
определять род, жанр, тему и идею произведения, выявлять проблематику и
основной конфликт произведения, характеризовать особенности построения
сюжета и композиции, выявлять и осмысливать формы авторской оценки
героев, событий, характеризовать героев, приводить их сравнительные
характеристики, использовать исторические сведения и факты при анализе
содержания и проблематики произведения;
сопоставлять темы, идеи, сюжеты и отдельные эпизоды произведений,
сопоставлять

произведения

(или

фрагменты)

родной

(балкарской)

литературы с произведениями других народов, выявлять их сходство и
национальное своеобразие, аргументированно оценивать их;
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной
дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с
позицией

автора

аргументированную

и

мнениями

оценку

участников

прочитанному,

дискуссии,

использовать

давать

освоенные

теоретико-литературные понятия в процессе обсуждения произведения
(литературный образ, художественный метод).

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

404802855474637294615845180588164683728956522366

Владелец

Боташева Шарипа Магамудовна

Действителен

С 08.12.2022 по 08.12.2023


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».