Аннотация к рабочей программе по родной (балкарской) литературе 5-9 классов

АННОТАЦИЯ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по учебному предмету
«Родная (балкарская) литература»
для 5 – 9 классов
В Кабардино-Балкарской Республике балкарский язык, наряду с русским, имеет статус
государственного языка республики. Это создает условия для его сохранения и развития в
ситуации реального билингвизма, защиты языковых прав коренного народа, обеспечивает
его
функционирование во всех сферах жизни общества. Ведущим носителем литературного
языка
является родная литература, через нее осуществляется приобщение к культуре речи,
обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, служащая
одним из критериев успешности формирования развитой личности.
Рабочая программа учебного предмета «Родная (балкарская) литература» для 5–9
классов основного общего образования (далее – Программа) предназначена для
обучающихся
общеобразовательных организаций, в учебный план которых включено изучение родного
языка
и родной литературы. Программа разработана в соответствии с требованиями
федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее –
ФГОС
ООО) к программам отдельных учебных предметов и планируемым результатам обучения
с
учетом основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина Российской Федерации и Закона Кабардино-Балкарской республики
«О
языках народов КБР».
Личностно ориентированное образование предполагает в первую очередь стремление
педагога обеспечить продуктивное поддерживающее взаимодействие как с каждым
обучающимся, так и с классным коллективом, направленное на развитие и саморазвитие
личностных качеств на основе гуманистических ценностей. Программа основывается на
признании базовой ценностной характеристикой учебного предмета «Родная (балкарская)
литература» его уникальную возможность быть эффективным инструментом передачи
национальных духовных традиций от поколения к поколению. Различные формы работы с
текстами будут способствовать эстетическому и этическому самоопределению
обучающегося,
формированию его гражданской позиции и национально-культурной идентичности.
Системность Программы отражается во внутренней логике построения курса, в
преемственности целей, задач и содержания изучения родной балкарской литературы по
отношению к начальной ступени общего образования, в направленности на установление
межпредметных связей, прежде всего с курсом русской литературы (перенос усвоенных
способов работы с текстом, изучение общих теоретико-литературных понятий и др.)и с
уроками родного (кабардино-балкарского) языка (развитие речи, обогащение словарного
запаса
и др.).
Системно-деятельностный подход реализуется в Программе через включение
обучающихся в активную учебную деятельность, формирование у них универсальных
учебных
действий.
Все это определило содержание цели и задач изучения учебного предмета «Родная

(балкарская) литература» на уровне основного общего образования с учетом его
специфики.
Содержание Программы по литературе включает в себя указание литературных
произведений и их авторов.
При формировании списка изучаемых произведений учитывалась эстетическая
значимость произведения, соответствие его возрастным и психологическим особенностям
обучающихся, а также сложившиеся в образовательной практике КБР традиции
преподавания
балкарской литературы. В программах целесообразно возвращаться каждый год к
творчеству
таких писателей как К.Мечиев, Кулиев, К.Отаров, и др., выстраивая внутри программы 5–
9
классов своего рода «вертикали», каждый год наращивая объем прочитанных
произведений и
надстраивая новые над уже имеющимися представлениями о мире писателя.
Программа служит базой разработки соответствующих рабочих программ, вариативная
часть которых отражает специфику конкретных образовательных организаций.
Программа разработана для обучающихся, владеющих балкарским языком.
Общая характеристика учебного предмета «Родная (балкарская) литература»
Программа 5–9 классов концентрически расширяет содержание, уже усвоенное в
начальной школе, систематизирует представления по балкарской литературе и углубляет
знания обучающихся об историческом и жанрово-родовом развитии кабардинобалкарской
литературы. В процессе текстуального изучения литературных произведений
продолжается на
более высоком уровне развитие устной и письменной речи, познавательной активности,
логического мышления, умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Специфика учебного предмета «Родная (балкарская) литература» определяется
сущностью литературы как феномена национальной культуры. Воздействуя на
обучающихся на
эмоциональном и интеллектуальном уровне, она приобщает их к нравственноэстетическим
ценностям своего народа, формирует духовный облик, нравственные ориентиры, общее
миропонимание и национальное самосознание.
Программа определяет основной и дополнительный список разно жанровых
произведений разных эпох, авторов, разных тем для каждой группы классов,
демонстрирующих
разные грани родной литературы. Выбор писательских имен и произведений обусловлен
их
значимостью для национальной и отечественной культуры. Отбор произведений
выполнен в
аспекте нравственно-эстетических ценностей, что позволяет учитывать духовное развитие
личности, приобщение к литературному наследию своего народа.
Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных
литературных произведений. При этом используются межпредметные связи с курсом
русской
литературы.
Курс родной (балкарской) литературы опирается на следующие виды деятельности по
освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами

комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание __________наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
творческая интерпретация текста (дополнение и развитие сюжета, словесное и
графическое иллюстрирование, инсценирование отрывков из произведений);
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними; сопоставление высказываний критиков и литературоведов,
формулирование
на их основе выводов и умозаключений;
работа с каталогами библиотек, библиографическими указателями, со словарями,
энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, интернет-ресурсами.
В процессе изучения балкарской литературы в 5–9 классах используются следующие
метапредметные технологии: проектные, интерактивные, интегрированные, личностноориентированные технологии.
Формы организации учебного процесса: традиционные (урок изложения нового
материала, урок-лекция, урок-семинар, урок внеклассного чтения и др.), инновационные:
(урокдиспут, деловая игра, урок-конференция, урок-инсценировка, урок-исследование,
интегрированный урок, урок коммуникации (интеграции «родная литература – родной
язык»),
урок художественного творчества (интеграции «родная литература – изобразительное,
театральное искусство»).
Цель и задачи изучения учебного предмета «Родная (балкарская) литература»
Цель изучения учебного предмета «Родная (балкарская) литература» –приобщение
обучающихся к литературному наследию балкарского народа, развитие устной и
письменной
речи на родном языке, обучение основным теоретико-литературным понятиям,
воспитание
ценностного отношения к родной балкарской литературе как к хранителю культурного
наследия кабардинского народа.
Задачи изучения учебного предмета «Родная (балкарская) литература»:
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей
народа и особому способу познания жизни;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения лучших произведений литературы своего народа;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную
в
литературном произведении, на эмоциональном и интеллектуальном уровне;
воспитание культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать
свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных
жанров,
создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего
характера;
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения
к языкам, к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития,

формирование стремления сознательно планировать и реализовывать свое досуговое
чтение.
Основные содержательные линии примерной рабочей программы учебного предмета
«Родная (балкарская) литература»
В Программе представлен обязательный минимум содержания литературного
образования: указывается раздел, направление изучения творчества писателя, важнейшие
стороны анализа конкретного произведения (раскрытие идейно-художественного
содержания
произведения, авторский замысел, характеристика персонажей); включаются историколитературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению
литературного материала. В реализации Программы важную роль играет использование
принципа вариативности. Содержание Программы представляет собой расширенный
список
авторов и произведений, обозначен характер их изучения, так что учитель может при
составлении рабочей программы по кабардино-черкесской литературе самостоятельно
выбрать
рекомендованные составителями произведения, а также включить для дополнительного
чтения
любое другое, не вошедшее в содержание примерной программы по своему усмотрению.
Теоретико-литературные понятия предложены в Программе в виде самостоятельного
блока и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
В Программе предложено два этапа литературного образования на уровне основного
общего образования:
5–6 классы: постепенный переход от литературного чтения к литературе обеспечивает
непрерывность системы литературного образования на уровнях начального общего и
основного
общего образования. Для дополнительного чтения учитель может выбрать произведения,
не
вошедшие в Программу.
Произведения на данном этапе изучения балкарской литературы формируют
представления о специфике литературы как искусства слова, развивают умения
осознанного
чтения и понимания балкарского литературного языка, способности общения с
художественным миром произведений разных жанров и стилей. Отбор текстов учитывает
возрастные и психологические особенности обучающихся, интерес которых в основном
сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия
связаны с
анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до
композиции.
Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий
интерес обучающихся к нравственно-философской проблематике произведений и
психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет
постижение
системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Учебный предмет разделяется на следующие содержательные линии, являющиеся
сквозными и изучающиеся во всех классах:
Содержательная линия «Литература как сфера творческой деятельности и как учебный
предмет», направленная на формирование навыков определения художественных и
научных
текстов, литературных жанров, усвоение литературоведческих понятий для анализа
художественного произведения.
Содержательная линия «Устное народное творчество», направленная на изучение

основных жанров адыгского фольклора, определение нравственного идеала адыгского
фольклора. В рамках содержательной линии обучающиеся изучают также сказания о
нартах как
художественное произведение и источник морально-нравственных и культурноэстетических
ценностей.
Содержательная линия «Исторические истоки современной балкарской литературы»,
посвященная изучению творчества балкарских писателей прошлых веков и определению
его
значения для современной литературы. В содержательной линии изучается тематическая
направленность литературы дореволюционной эпохи, подчеркивается отражение
национального характера адыгского народа в литературе.
Содержательная линия «Становление балкарской литературы в первые десятилетия XX
века» предполагает изучение балкарской литературы начала XX века. Изучаются
характерные
особенности содержания и формы произведений, идейная направленность, а также
разнообразие жанров, обучающиеся наблюдают и характеризируют взаимовлияние
культур –
русской и балкарской литературы.
Содержательная линия «балкарская литература о героях труда», направленная на
изучение произведений литературы, посвященных трудящимся разных сфер деятельности.
Обучающиеся определяют характер, нравственные принципы, идеал человека в его
профессиональной деятельности, особенности коллективного труда и межличностных
взаимоотношений внутри трудового коллектива, изучая произведения о духовном
совершенстве человека, о становлении личности в учебе и труде.
Содержательная линия «Патриотические чувства и любовь к Родине в мирное и военное
время», предполагающая изучение литературы адыгского народа, посвященной героям
Великой
Отечественной войны, патриотизму и любви к Родине в мирное время, нравственному
совершенству и внутренней красоте человека XX века, красоте и щедрости природы
родного
края.
Содержательная линия «Балкарская литература о внутреннем мире человека»,
направленная на изучение современной балкарской литературы, отражающей внутренние
переживания человека в условиях информационного общества, нравственные и духовные
трансформации, связанные с глобальными изменениями в жизни общества.
Место учебного предмета «Родная (балкарская) литература» в учебном плане
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (балкарской) литературы –
170 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7
классе
– 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час
в
неделю).
Образовательная организация вправе самостоятельно увеличить количество часов,
отводимых для изучения учебного предмета, за счет часов части учебного плана,
формируемой
участниками образовательных отношений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ
(БАЛКАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В результате изучения предмета «Родная (балкарская) литература» у обучающегося на
уровне основного общего образования будут сформированы следующие личностные

результаты:
Личностные результаты
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в
литературных
произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и много
конфессиональном
обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы, активное участие в
школьном
самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней);
патриотического воспитания:
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в
художественных
произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, в особенности
балкарского
народа, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в
литературе;
духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде
в процессе школьного литературного образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека с оценкой поступков литературных героев;
трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев
на
страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность
адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное __________неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том
числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об

основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с
природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики
школьного литературного образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми
из
другой культурной среды;
изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
способность действовать в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
навык выявления и связывания образов, необходимость в формировании новых знаний,
в
том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
свое
развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия
примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Родная (балкарская) литература» в 5–9 классах
обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и

учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений,
этапов
историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные
объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и
сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и
процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учетом
самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных
связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности
полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях;
работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и
другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой
информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами,
диаграммами,

иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность литературной и другой информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
В результате изучения предмета «Родная (балкарская) литература» в 5–9 классах
обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями
и целями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в
литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание
благожелательности общения
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной
работы;
планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной
учебной деятельности, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей
всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчета
перед группой.
В результате изучения предмета «Родная (балкарская) литература» в 5–9 классах
обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями:

самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя
ситуации, изображенные в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
литературном объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном
литературном образовании;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и
эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты
Изучение учебного предмета «Родная (балкарская) литература» в 5–9 классах
обеспечивает:
осознание значимости чтения и изучения балкарской литературы для своего
дальнейшего развития, формирование потребности в систематическом чтении как
средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизация отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
понимание специфики родной литературы как вида искусства, принципиальных отличий
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей балкарского языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры
своего народа, российской и мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,

способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и формулировать вопросы к тексту;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от текстов
других
функциональных стилей, формирование умений воспринимать, анализировать,
критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия,
но и интеллектуального осмысления;
формирование умения участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с
приобретением опыта публичного представления полученных результатов);
овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в
библиотечных
фондах, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов для выполнения
учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.__

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

404802855474637294615845180588164683728956522366

Владелец

Боташева Шарипа Магамудовна

Действителен

С 08.12.2022 по 08.12.2023


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».