Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино БалкарскоРеспублики
Местная администрация Терского муниципального района
МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2058480)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 1 классов

с.п. Новая Балкария, 2023 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания
и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,
«Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем
является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между
ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных
материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь
в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения
о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение
к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в
природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные
растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения):
корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в
условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила использования
электронных средств, оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми
плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).

Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы)
в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных
действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию
умений:
 сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой
природы;
 приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную
особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
 приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
 понимать, что информация может быть представлена в разной форме – текста, иллюстраций, видео, таблицы;
 соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от
носиться к разным мнениям;
 воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна
России;
 соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по
предложенному плану;
 описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям;
 сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима,
двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов);
 оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку;
 анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения
правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами.

Совместная деятельность способствует формированию умений:
 соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять
нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в
современном мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена
общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые
строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:

понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной
деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил
безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому
здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение
к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении
своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть
– целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного
алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения,
несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания;
природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и
др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и
связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной
задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа
её проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок,
схема, диаграмма).


Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
приводить доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни,
взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях
социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать
в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);






коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться
с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
 называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес
своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в
социуме и на природе;
 воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
 приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей
семьи, профессий;
 различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений
(корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
 описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких
и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
 применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
 проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за
сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру
воздуха) и опыты под руководством учителя;
 использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
 оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в
общественных местах;


















соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться
бытовыми электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.
знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе,
организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные
результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая
выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового
питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Школа. Школьная жизнь.

3

1.2

Семья. Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.

2

1.3

Россия - наша Родина.

11

Итого по разделу

16

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Природа - среда обитания человека.
Взаимосвязи между человеком и
природой.

13

2.2

Растительный мир. Растения
ближайшего окружения.

9

2.3

Мир животных. Разные группы
животных.

15

Итого по разделу

37

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Режим дня школьника.

3

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

3.2

Безопасность в быту, безопасность
пешехода, безопасность в сети Интернет

4

Итого по разделу

7

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

0

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

контрольны практиче
е работы
ские
работы

Раздел 1. Человек и общество.
1.1.

Школьные традиции и праздники.
Классный, школьный коллектив,
совместная деятельность.

1

0

1

52.09.2023

Экскурсия по школе, знакомство с
помещениями;

Устный опрос;

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3852708101108587136&fro
m=tabbar&parent-reqid=165590228612233217445092226280574675-sas3-0677-e01-sas-l7-balancer-8080-BAL3624&text=школьные+традиции+и+праздники+классный+школьн
ый+коллектив+совместная+деятельность+1+класс

1.2.

Одноклассники, взаимоотношения
между ними; ценность дружбы,
взаимной помощи.

1

0

1

08.09.2023

Обсуждение ситуаций по теме
«Правила поведения в классе и в школе»;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/

1.3.

Рабочее место школьника.
Правила безопасной работы на
учебном месте, режим труда и
отдыха.

1

0

1

119.09.2023

Беседа по теме
«Как содержать
порядке»;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/

1.4.

Россия Москва — столица России.
Народы России.

2

0

2

12.09.2023
15.09.2022

Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов
(по выбору) на темы
«Москва — столица России»,
«Экскурсия по Москве»;

Устный опрос;

/
https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5091/20190318163522/OEB
PS/objects/m_peace_1_1_1/5c6bbc558b141757fe1e9f16.png

1.5.

Первоначальные сведения о родном
крае. Название своего населённого
пункта (города, села), региона.

2

0

2

19.09.2023
22.09.2022

Экскурсии, целевые прогулки, просмотр
иллюстраций, видеофрагментов и других
материалов о родном крае, труде людей;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/

1.6.

Культурные объекты родного края.
Труд людей. Ценность и красота
рукотворного мира.

2

0

2

27.09.2023
30.09.2023

Экскурсии, целевые прогулки, просмотр
иллюстраций, видеофрагментов и других
материалов о родном крае, труде людей;
Рассматривание и описание изделий
народных промыслов родного края и
народов России;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14645230587587398372&fro
m=tabbar&parent-reqid=165590251447868712797302859624992213-sas3-0677-e01-sas-l7-balancer-8080-BAL7855&text=Культурные+объекты+родного+края.+Труд+людей.+Ц
енность+и+красота+рукотворного+мира.

рабочее

место

в

1.7.

Правила поведения в социуме.

2

0

2

04.10.2023
07.10.2023

Беседа по теме
«Правила поведения в учреждениях
культуры — в театре, музее,
библиотеке»;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4566091961889752790&from=tabbar&parentreqid=1655902571959964-3880002646950558235-sas3-0677-e01-sas-l7-balancer-8080-BAL4684&text=Правила+поведения+в+социуме.

1.8.

Моя семья в прошлом и настоящем.
Имена и фамилии членов семьи, их
профессии.

2

0

2

18.10.2023
21.10.2023

Работа с иллюстративным материалом:
рассматривание фото, репродукций на
тему «Семья»;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/

1.9.

Взаимоотношения и взаимопомощь в
семье.
Совместный труд и отдых.

2

0

2

25.10.20223
28.10.2023

Учебный диалог по теме «Что такое
семья»;

Устный опрос;

.
/

1.10.

Домашний адрес.

1

0

1

01.11.2023

Работа с иллюстративным материалом:
рассматривание фото, репродукций на
тему «Семья»; Учебный диалог по теме
"Домашний адрес";

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

16

Раздел 2. Человек и природа.
2.1.

Природа и предметы, созданные
человеком. Природные материалы.
Бережное отношение к пред метам,
вещам, уход за ними.

4

1

3

04.11.2023
15.11.2023

Учебный диалог по теме «Почему люди
должны оберегать и охранять природу»;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5573865310299217614&from=tabbar&parentreqid=1655902707790203-6272813152945307915-sas3-0677-e01-sas-l7-balancer-8080-BAL4632&text=Природа+и+предметы%2C+созданные+человеком.+Природные+материалы.+Бер
ежное+отношение+к+пред+метам%2C+вещам%2C+уход+за+ними.

2.2.

Неживая и живая природа.

3

0

3

18.11.2023
02.12.2023

Работа с иллюстративным материалом:
«Живая и неживая природа»;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3962697601220665834&from=tabbar&parentreqid=1655902782615391-2271065586237395022-sas3-0677-e01-sas-l7-balancer-8080-BAL8057&text=Неживая+и+живая+природа.1+класс

2.3.

Погода и термометр. Наблюдение за
погодой своего края. Сезонные
изменения в природе.

3

0

3

06.12.2023
13.12.2023

Экскурсии по теме «Сезонные
изменения в природе, наблюдение за
погодой»;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/
https://yandex.ru/video/preview/?text=погода%20и%20термометр%201%20класс%20окру
жающий%20мир&path=yandex_search&parent-reqid=165590282234125413611790164619602834-sas30677-e01-sas-l7-balancer-8080-BAL6301&from_type=vast&filmId=1643930575745998356

2.4.

Взаимосвязи между человеком и
природой.
Правила нравственного и безопасного
поведения в природе.

3

0

3

16.12.2023
23.12.2023

Учебный диалог по теме «Почему люди
должны оберегать и охранять природу»;
Учебный диалог о нравственном и
безнравственном поведении в природе;

Устный опрос;

Р
Э
Ш
.
/

2.5.

Растения ближайшего окружения
(узнавание, называние, краткое
описание).

4

1

3

27.12.2023
13.01.2024

Сравнение внешнего вида деревьев,
кустарников, трав;

Устный опрос;

Р
Э
Ш
/

2.6.

Лиственные и хвойные растения.
Дикорастущие и культурные растения.

3

0

3

17.01.2024
24.01.2024

Определение названия по внешнему
виду дерева;
Работа с иллюстративным материалом:
деление растений на две группы —
дикорастущие и культурные; Учебный
диалог по теме «Чем различаются
дикорастущие и культурные растения?»;

Устный опрос;

Р
Э
Ш

2.7.

Части растения (называние, краткая
характеристика значения для жизни
растения): корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя.

3

0

3

27.01.2024
03.02.2024

Рассматривание и зарисовка
разнообразия частей растения: разные
листья, разные цветки и плоды, разные
корни (по выбору);

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3610/start/154046/
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11084719687936588904&f
rom=tabbar&text=части+растения+1+класс+окружающий+мир

2.8.

Комнатные растения, правила
содержания и ухода.

3

0

3

07.02.2024
21.02.2024

Практическая работа по теме
«Учимся ухаживать за растениями
уголка природы»;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9194583400745506806&from=tabbar&parentreqid=1655902866135343-5426707309417175744-sas3-0677-e01-sas-l7-balancer-8080-BAL8159&text=комнатные+растения+правила+содержания+и+ухода+1+класс

24.02.2024
10.03.2024

Логическая задача: найди ошибку в
иллюстрациях — какое животное
попало в эту группу неправильно;

Устный опрос;

3

14.03.2024
21.03.2024

Наблюдения за поведением животных в
естественных условиях: повадки птиц,
движения зверей, условия обитаний
насекомых (во время экскурсий, целевых
прогулок, просмотра видеоматериалов);
Наблюдение за поведением животных в
домашних условиях;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5386325892969892177&from=tabbar&parentreqid=1655902915830620-1008174677412408761-sas3-0677-e01-sas-l7-balancer-8080-BAL9753&text=Домашние+и+дикие+животные+%28различия+в+условиях+жизни%29.+1+класс

0

3

24.03.2024
07.04.2024

Рассказы детей по теме «Мой домашний
питомец»;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3142666107211375283&from=tabbar&parentreqid=1655902953851996-5511024148711358613-sas3-0677-e01-sas-l7-balancer-8080-BAL8715&text=Забота+о+домашних+питомцах..+1+класс

Разные группы животных (звери,
насекомые, птицы, рыбы и др.).

5

2.10.

Домашние и дикие животные (различия в
условиях жизни).

3

0

2.11.

Забота о домашних питомцах.

3

2.9.

Итого по разделу

1

4

/

37

Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.

Необходимость соблюдения режима дня,
правил здорового питания и личной
гигиены.

2

0.25

1.75

11.04.2024
14.04.2024

Беседа по теме
«Что такое режим дня»: обсуждение
режима дня первоклассника;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5734730733409814491&from=tabbar&parentreqid=1655902997569209-15622548589831894859-sas3-0677-e01-sas-l7-balancer-8080-BAL8435&text=Необходимость+соблюдения+режима+дня%2C+правил+здорового+питания+и+л
ичной+гигиены.+1+класс

3.2.

Правила безопасности в быту:
пользование бытовыми электро
приборами, газовыми плитами.

1

0.25

0.75

18.04.2024

Беседа по теме "Правила безопасности
в быту";

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9518022798697459927&from=tabbar&parentreqid=1655903050021675-991667279587974411-sas3-0677-e01-sas-l7-balancer-8080-BAL8900&text=Правила+безопасности+в+быту%3A+пользование+бытовыми+электроприборами
%2C+газовыми+плитами.ы.+1+класс

3.3.

Дорога от дома до школы. Правила
безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка,
дорожные сигналы).

2

0.25

1.75

21.04.2024
25.04.20234

Беседа по теме "Безопасный маршрут";

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1300515807379604777&from=tabbar&parentreqid=1655903155207538-1051174595139842402-sas3-0677-e01-sas-l7-balancer-8080-BAL1890&text=Дорога+от+дома+до+школы.+Правила+безопасного+поведения+пешехода+%28д
орожные+знаки%2C+дорожная+разметка%2C+дорожные+сигналы%29.окружающий+мир+
1+класс

3.4.

Безопасность в сети Интернет
(электронный дневник и электронные
ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.

2

0.25

1.75

28.04.2024
05.05.2024

Беседа на тему "Безопасность в сети
Интернет";

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1198001674674131861&from=tabbar&parentreqid=1655903242598150-15644485857521489756-sas3-0677-e01-sas-l7-balancer-8080-BAL2859&text=безопасность+в+сети+интернет+1+класс+окружающий+мир

4

56

Итого по разделу

7

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

66

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды, формы
контроля

1.

Вводный урок.
Задавайте вопросы.

1

0

1

05.09.2023 Устный опрос;

2.

Что такое Родина?

1

0

1

08.09.2023 Устный опрос;

3.

Что мы знаем о народах
России?

1

0

1

12.09.2023 Устный опрос;

4.

Что мы знаем о Москве? 1

0

1

15.09.2023 Устный опрос;

5

Что относится к
природе?

1

0

1

19.09.2023

5.

Что у нас над головой?

1

0

1

22.09.2023 Устный опрос;

6.

Что у нас под ногами?

1

0

1

26.09.2023 Устный опрос;

7.

Что общего у разных
растений?

1

0

1

29.09.2023 Устный опрос;

8.

Что растёт на
подоконнике?

1

0

1

03.10.2023 Устный опрос;

9.

Что растёт на клумбе?

1

0

1

06.10.2023 Устный опрос;

10. Что это за листья?

1

0

1

10.10.2023 Практическая
работа;

11. Что такое хвоинки?

1

0

1

13.10.2023 Практическая
работа;

12. Что такое насекомые?

1

0

1

17.10.2023 Практическая
работа;

13. Что такое рыбы?

1

0

1

20.10.2023 Устный опрос;

14. Кто такие птицы?

1

0

1

24.10.2023 Устный опрос;

15. Кто такие звери?

1

0

1

27.10.2023 Устный опрос;

17. Что умеет компьютер?

1

0

1

07.11.2023 Устный опрос;

18. Что вокруг нас может
быть опасным?

1

0

1

10.11.2023 Устный опрос;

19. На что похожа наша
планета?

1

0

1

14.11.2023 Устный опрос;

20. Проверим себя и оценим 1
свои достижения по
разделу "Кто и что?"

0.75

0.25

17.11.2023 Устный опрос;

21. Как живёт семья?

0

1

21.11.2023 Устный опрос;

1

Устный опрос;

22. Откуда в наш дом
приходит вода и куда
она уходит?

1

0

1

24.11.2023 Устный опрос;

23. Откуда в наш дом
приходит
электричество?

1

0

1

28.11.2023 Устный опрос;

24. Куда текут реки?

1

0

1

01.12.2023 Практическая
работа;

25. Как измеряют
температуру?

1

0

1

05.12.2023 Практическая
работа;

26. Откуда берётся снег и
лёд?

1

0

1

08.12.2023 Устный опрос;

27. Откуда в снежках грязь? 1

0

1

12.12.2023 Устный опрос;

28. Как живут растения?

1

0

1

15.12.2023 Устный опрос;

29. Как живут животные?

1

0

1

19.12.2023 Устный опрос;

30. Как зимой помочь
птицам?

1

0

1

22.12.2023 Практическая
работа;

31. Откуда берётся и куда
девается мусор?

1

0

1

26.12.2023 Практическая
работа;

32. Проверим себя и оценим 1
свои достижения по
разделу "Как, откуда и
куда?"

0.75

0.25

29.12.2024 Устный опрос;

33. Презентация проектов
"Моя малая Родина",
"Моя семья"

1

0

1

09.01.2024 Проект;

34. Когда учиться
интересно?

1

0

1

12.01.2024 Устный опрос;

35. Когда придёт суббота?

1

0

1

16.01.2024 Устный опрос;

36. Когда приходит лето?

1

0

1

19.01.2024 Устный опрос;

37. Где живут белые
медведи?

1

0

1

23.01.2024 Устный опрос;

38. Где живут слоны?

1

0

1

26.01.2024 Устный опрос;

39. Где зимуют птицы?

1

0

1

30.01.2024 Устный опрос;

40. Когда появилась
одежда?

1

0

1

02.02.2024 Устный опрос;

41. Когда изобрели
велосипед?

1

0

1

06.02.2024 Устный опрос;

42. Когда мы станем

1

0

1

09.02.2024 Устный опрос;

взрослыми?
0.75

0.25

23.02.2024 Устный опрос;

1

0

1

27.02.2024 Устный опрос;

45. Почему Луна бывает
разной?

1

0

1

01.03.2024 Устный опрос;

46. Почему идёт дождь и
дует ветер?

1

0

1

05.03.2024 Устный опрос;

47. Почему звенит звонок?

1

0

1

08.03.2024 Устный опрос;

48. Почему радуга
разноцветная?

1

0

1

12.03.2024 Устный опрос;

49. Поему мы любим кошек
и собак?

1

0

1

15.03.2024 Устный опрос;

50. Почему мы не будем
рвать цветы и ловить
бабочек?

1

0

1

19.03.2024 Устный опрос;

51. Зачем нужно соблюдать
правила безопасного
поведения в природе?

1

0

1

22.03.2024 Устный опрос;

52. Зачем нужна
вежливость?

1

0

1

02.04.2024 Устный опрос;

53. Зачем нужен режим дня? 1

0

1

05.04.2024 Устный опрос;

54. Почему полезно есть
овощи и фрукты?

1

0

1

09.04.2024

55. Почему нужно чистить
зубы и мыть руки?

1

0

1

12.04.2024 Устный опрос;

56. Зачем нужны
автомобили?

1

0

1

16.04.2024 Устный опрос;

57. Зачем нужны поезда?

1

0

1

19.04.2024 Устный опрос;

58. Зачем строят корабли?

1

0

1

23.04.2024 Устный опрос;

59. Зачем строят самолёты?

1

0

1

26.04.2043 Устный опрос;

60. Почему в автомобиле и 1
поезде нужно соблюдать
правила безопасности?

0

1

30.04.2024 Устный опрос;

61. Почему на корабле и в
самолёте нужно
соблюдать правила
безопасности?

0

1

03.05.2023 Устный опрос;

43. Проверим себя и оценим 1
свои достижения по
разделу "Где и когда?"
44.

Почему Солнце светит
днём, а звёзды - ночью?

1

Устный опрос;

62. Зачем люди осваивают
космос?

1

0

1

07.05.2023 Устный опрос;

63. Почему мы часто
слышим слово
"экология"?

1

0

1

10.05.2023 Устный опрос;

64. Проверим себя и оценим 1
свои достижения по
разделу "Почему и
зачем?"

0.75

0.25

14.05.2023 Тестирование;

65. Презентация проектов
"Мой класс и моя
школа", "Мои домашние
питомцы".

1

0

1

21.05.2023 Проект;

66. Проверим себя и оценим 1
свои достижения по
итогам года.

1

0

23.05.2023 Интеллектуальная
игра;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

4

62

66

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
О.И.Дмитриева Поурочные разработки по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР к УМК "Школа России"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/
Инфоурок
Учи.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Мы – школьники. Адрес школы.
Знакомство со школьными
помещениями

1

2

Наша страна – Россия, Российская
Федерация. Что такое Родина?

1

3

Наша Родина: от края и до края.
Символы России

1

4

Народы России. Народов дружная семья

1

5

Путешествие по родному краю

1

6

Отражение в предметах декоративного
искусства природных условий жизни и
традиций народов РФ

1

7

Столица России ‒ Москва.
Достопримечательности Москвы

1

8

Что такое окружающий мир? Что
природа даёт человеку?

1

9

Объекты живой природы. Сравнение
объектов неживой и живой природы:
выделение различий

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

10

Дикорастущие и культурные растения
вокруг нас. Сходство и различия
дикорастущих и культурных растений

1

11

Явления и объекты неживой природы

1

12

Природа и человек. Природные
материалы и изделия из них. Наше
творчество

1

13

Что мы знаем о растениях? Что общего
у разных растений?

1

14

Части растения. Название, краткая
характеристика значения для жизни
растения

1

15

Комнатные растения. Растения в твоём
доме: краткое описание

1

16

Как мы ухаживаем за растениями
(практическая работа)

1

17

Разнообразие растений: узнавание,
называние, краткое описание

1

18

Особенности лиственных растений:
узнавание, краткое описание.
Лиственные растения нашего края

1

19

Особенности хвойных растений:
узнавание, краткое описание. Хвойные
растения нашего края

1

20

Мир животных: насекомые (узнавание,
называние). Главная особенность этой
группы животных

1

1

21

Насекомые: сравнение, краткое
описание внешнего вида

1

22

Какие звери живут в морях и океанах?
Морские звери: узнавание, называние,
краткое описание

1

23

Мир животных: рыбы пресных и
солёных водоёмов (сравнение, краткое
описание)

1

24

Мир животных: птицы (узнавание,
называние). Главная особенность этой
группы животных

1

25

Где обитают птицы, чем они питаются.
Птицы: сравнение места обитания,
способа питания

1

26

Мир животных: звери (узнавание,
называние, сравнение, краткое
описание)

1

27

Мир животных: чем похожи все звери:
главная особенность этой группы
животных. Забота зверей о своих
детёнышах

1

28

Знакомься: электронные ресурсы школы

1

29

Ты – пешеход!

1

30

Знаки дорожного движения

1

31

Родной край – малая Родина.
Первоначальные сведения о родном
крае: название. Моя малая родина

1

32

Культурные объекты родного края

1

33

Домашние и дикие животные. Различия
в условиях жизни

1

34

Резервный урок. Повторение
изученного по разделу "Человек и
общество"

1

35

Семья – коллектив. Права и обязанности
членов семьи

1

36

Значение природы в жизни людей

1

37

Бытовые электрические и газовые
приборы: правила безопасного
использования. Поведение в
экстремальных ситуациях. Номера
телефонов экстренных служб

1

38

Наблюдение за погодой. Анализ
результатов наблюдений

1

39

Что такое термометр. Измерение
температуры воздуха и воды как
способы определения состояния погоды

1

40

Практические занятия: измерение
температуры воздуха и воды в разных
условиях (в комнате, на улице)

1

41

Резервный урок. Откуда в снежках
грязь?

1

42

Как живут растения?

1

43

Многообразие мира животных. Какие
животные живут в нашем регионе?

1

44

Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью

1

1

растительного и животного мира
осенью
45

Резервный урок. Откуда берётся и куда
девается мусор?

1

46

Классный коллектив. Мои друзья –
одноклассники. Правила совместной
деятельности

1

47

Учебный класс. Рабочее место
школьника. Режим учебного труда,
отдыха

1

48

Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира зимой

1

49

Мир животных. Где живут белые
медведи?

1

50

Мир животных. Где живут слоны?

1

51

Мир животных. Перелётные и
зимующие птицы. Где зимуют птицы?

1

52

Декоративное творчество народов,
которое воплотилось в одежде,
предметах быта, игрушках

1

53

Труд людей родного края

1

54

Семейные поколения. Моя семья в
прошлом и настоящем

1

55

Резервный урок. Повторение
изученного по разделу "Человек и
природа"

1

56

Мир животных. Почему мы любим
кошек и собак?

1

57

Прогулки на природе. Правила
поведения в природе

1

58

Зачем нужна вежливость?

1

59

Режим дня первоклассника. Правильное
сочетание труда и отдыха в режиме
первоклассника

1

60

Правила здорового питания. Состав
пищи, обеспечивающий рост и развитие
ребенка 6-7 лет. Правила поведения за
столом

1

61

Предметы личной гигиены. Закаливание
организма солнцем, воздухом, водой.
Условия и правила закаливания

1

62

Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира весной

1

63

Резервный урок. Зачем люди осваивают
космос?

1

64

Труд и быт людей в разные времена
года

1

65

Кто заботится о домашних животных
Профессии людей, которые заботятся о
животных. Мои домашние питомцы

1

66

Резервный урок. Повторение
изученного в 1 классе

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

66

0

2

2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Наша Родина ‒ Россия, Российская
Федерация

1

2

Народы России. Родная страна

1

3

Родной край, его природные
достопримечательности. Город и село

1

4

Значимые события истории родного
края. Исторические памятники,
старинные постройки. Природа и
предметы, созданные человеком

1

5

Заповедники России (Остров Врангеля,
Большой Арктический заповедник).
Охрана природы

1

6

Заповедники России

1

7

Заповедники России. Охрана природы

1

8

Народы Поволжья и других территорий
РФ: традиции, обычаи, праздники.
Родной край, город (село)

1

9

Резервный урок. Тематическая
проверочная работа по разделу "Где мы
живём?"

1

10

Связи в природе: зависимость
изменений в живой природе от

1

Контрольные
работы

1

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

изменений в неживой природе. Неживая
и живая природа. Явления природы
11

Годовой ход изменений в жизни
животных. Жизнь животных осенью и
зимой. Явления природы

1

12

Зачем человек трудится? Ценность
труда и трудолюбия. Профессии. Все
профессии важны

1

13

Зависимость жизни растений от
состояния неживой природы. Жизнь
растений осенью и зимой. Невидимые
нити природы

1

14

Мир животных: птицы. Особенности
внешнего вида, передвижения, питания:
узнавание, называние, описание

1

15

Звёздное небо: звёзды и созвездия.
Солнечная система: планеты (название,
расположение от Солнца, краткая
характеристика)

1

16

Как человек познаёт окружающую
природу? Особенности разных методов
познания окружающего мира

1

17

Земля - живая планета Солнечной
системы

1

18

Почему на Земле есть жизнь? Условия
жизни на Земле. Водные богатства
Земли

1

19

Деревья, кустарники, травы родного
края (узнавание, называние, краткое
описание). Какие бывают растения

1

20

Деревья лиственные и хвойные.
Сравнение лиственных и хвойных
деревьев: общее и различия

1

21

Многообразие животных родного края и
разных территорий России. Какие
бывают животные

1

22

Мир животных: насекомые.
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания: узнавание,
называние, описание

1

23

Мир животных: рыбы. Особенности
внешнего вида, условия жизни,
передвижения, питания: узнавание,
называние, описание

1

24

Зависимость жизни растений от
состояния неживой природы. Жизнь
растений весной и летом. Невидимые
нити. Впереди лето

1

25

Растения дикорастущие и культурные:
общее и различия

1

26

Мир животных: земноводные и
пресмыкающиеся. Особенности
внешнего вида, условия жизни,
передвижения, питания: узнавание,
называние, описание

1

27

Многообразие растений по месту
обитания, внешнему виду. Сравнение
растений разных климатических
условий. Комнатные растения

1

28

Многообразие животных. Дикие и
домашние животные

1

29

Мир животных: звери
(млекопитающие). Особенности
внешнего вида, передвижения, питания:
узнавание, называние, описание

1

30

Отдельные представители растений
Красной книги России (включая
представителей растительного мира
региона): узнавание, называние и
описание

1

31

Отдельные представители животных
Красной книги России (включая
представителей животного мира
региона): узнавание, называние и
описание

1

32

Красная книга России. Её значение в
сохранении и охране редких растений и
животных

1

33

Какие задачи решают сотрудники
заповедника. Правила поведения на
территории заповедника

1

34

Заповедники: значение для охраны
природы

1

35

Резервный урок. Тематическая
проверочная работа по разделу "Человек
и природа"

1

36

Мир профессий жителей нашего
региона

1

37

Резервный урок. Из чего что сделано

1

38

Наш регион, какой он? Культура
родного края. Родной край, его
культурные достопримечательности

1

39

Здоровый образ жизни. Режим дня:
чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности. Если хочешь
быть здоров

1

40

Рациональное питание: количество
приёмов пищи и рацион питания.
Витамины и здоровье ребёнка

1

41

Правила безопасности в школе:
маршрут до школы, поведение на
занятиях, переменах, при приеме пищи;
на пришкольной территории

1

42

Правила безопасного поведения в быту.
Безопасное пользование
электроприборами, газовой плитой.
Безопасность при разогреве пищи.
Номера телефонов экстренной помощи.
Домашние опасности

1

1

1

43

Физическая культура, игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления
здоровья

1

44

Безопасное поведение на прогулках:
правила поведения на игровых
площадках; езда на велосипедах (санках,
самокатах) и качелях. На воде и в лесу.
Опасные незнакомцы

1

45

Правила культурного поведения в
общественных местах. Что такое этикет

1

46

Подробнее о лесных опасностях

1

47

Семейные ценности и традиции. Труд,
досуг, занятия членов семьи. Наша
дружная семья

1

48

Главные правила взаимоотношений
членов общества: доброта,
справедливость, честность, уважение к
чужому мнению

1

49

Безопасное пользование Интернетом.
Ты и твои друзья

1

50

Правила поведения при пользовании
компьютером: посадка, время отдыха,
обязательность отдыха и другие

1

51

Правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта. Мы —
пассажиры

1

52

Знаки безопасности на общественном
транспорте

1

53

Правила безопасного поведения
пассажира метро. Знаки безопасности в
метро

1

54

Родословная. Родословное древо,
история семьи. Предшествующие
поколения

1

55

Модели Земли - глобус, карта, план.
Практическая работа

1

1

56

Карта мира. Материки и океаны.
Практическая работа

1

1

57

Ориентирование на местности по
местным природным признакам и с
использованием компаса. Практическая
работа

1

1

58

Резервный урок. Формы земной
поверхности

1

59

Животные и их потомство. Размножение
животных. Стадии развития насекомого,
земноводных

1

60

Москва ‒ столица России. Герб Москвы

1

61

Достопримечательности Москвы:
Большой театр, МГУ, Московский цирк,
Театр кукол имени С.В. Образцова.
Путешествие по Москве

1

62

Строительство Московского Кремля.
Московский Кремль и Красная площадь

1

63

Санкт-Петербург ‒ северная столица.
Достопримечательности города

1

64

Кустарники нашего края: узнавание,
название, краткое описание

1

65

Травы нашего края: многообразие.
Внешний вид, условия жизни
(называние, краткое описание)

1

66

Годовой ход изменений в жизни
животных. Жизнь животных весной и
летом. Явления природы. В гости к
весне. Впереди лето

1

67

Резервный урок. Древние кремлёвские
города: Нижний Новгород, Псков,
Смоленск. Города России

1

68

Резервный урок. Тематическая
проверочная работа по итогам 2 класса

1

1

68

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

4

3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Безопасная информационная среда

1

2

Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения, измерения,
опыты и эксперименты. Материки
и океаны, части света: картины
природы

1

3

Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа

1

4

Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоём

1

5

Искусственные природные
сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород

1

6

Природные сообщества родного
края – два-три примера на основе
наблюдения

1

7

Культура, традиции народов
России. Уважение к культуре,
традициям, истории разных
народов и своего народа

1

8

Что такое общество?

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123aa

9

Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам России

1

10

Родной край – малая родина.
Российская Федерация

1

11

Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло,
пища (среда обитания) –
обобщение на основе результатов
наблюдений и работы с
информацией

1

12

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры

1

13

Твёрдые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых
веществ, жидкостей и газов

1

14

Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар,
вода, природный газ): узнавание,
называние, краткая характеристика

1

15

Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха

1

16

Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической
работы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c7ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c392

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d328

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cb62

17

Распространение воды в природе:
водоёмы, реки. Круговорот воды в
природе

1

18

Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды

1

19

Почва, её состав. Значение для
живой природы

1

20

Разнообразие растений:
зависимость внешнего вида от
условий и места обитания

1

21

Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения)

1

22

Растение как живой организм

1

23

Как растения размножаются?

1

24

Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)

1

25

Условия роста и развития растения
(по результатам наблюдений).
Бережное отношение человека к
растениям

1

26

Жизнь животных в разные времена
года. Разнообразие животных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840da26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840df26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e0de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16

27

Особенности питания животных.
Цепи питания

1

28

Размножение и развитие рыб, птиц,
зверей

1

29

Роль животных в природе и жизни
людей

1

30

Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России

1

31

Животные родного края:
узнавание, называние, краткая
характеристика

1

32

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Многообразие
растений и животных"

1

33

Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание

1

34

Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как показатели
здоровья человека

1

35

Резервный урок. Органы чувств их
роль в жизни человека

1

36

Опорно-двигательная система и её
роль в жизни человека

1

37

Пищеварительная система и её
роль в жизни человека

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410f78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4

38

Дыхательная система и её роль в
жизни человека

1

39

Кровеносная и нервная система и
их роль в жизни человека

1

40

Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья
растущего организма

1

41

Роль двигательной активности:
утренней гимнастики,
динамических пауз

1

42

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Человек - часть
природы. Строение тела человека"

1

43

Знаки безопасности во дворе
жилого дома.Безопасность в доме

1

44

Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта.
Знаки безопасности

1

45

Безопасное поведение пассажира
авиа и водного транспорта

1

46

Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части. Знаки
безопасности во дворе жилого
дома

1

47

Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410654

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c0

48

Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в
культуре народов России

1

49

Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
минералов

1

50

Полезные ископаемые – богатство
земных недр

1

51

Полезные ископаемые родного
края: характеристика,
использование в хозяйственной
деятельности региона

1

52

Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности

1

53

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на
производстве, в сельском хозяйстве

1

54

Резервный урок. Семья: традиции,
праздники. Государственный
бюджет

1

55

Семья – первый и главный
коллектив в жизни человека
Повседневные заботы семьи

1

56

Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы семьи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841254e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412706

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4

57

Города Золотого кольца России:
Сергиев Посад, ПереславльЗалесский

1

58

Города Золотого кольца России:
Ростов, Углич, Ярославль

1

59

Памятники природы и культуры
стран Европы (по выбору)

1

60

Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)

1

61

Памятники природы и культуры
Китая (по выбору)

1

62

Памятники природы и культуры
стран Азии (по выбору)

1

63

Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь, Кремль

1

64

Уникальные памятники культуры
России: исторический центр СанктПетербурга

1

65

Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники
Великого Новгорода

1

66

Достопримечательности родного
края: памятники природы и
культуры региона

1

67

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Наша Родина Российская Федерация"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413c3c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e

1

68

Резервный урок. Проверочная
работа по итогам обучения в 3
классе

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

68

4

2

4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Как человек изучает окружающую
природу?

1

2

Солнце - звезда

1

3

Планеты Солнечной системы. Луна
– спутник Земли

1

4

Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты
вокруг своей оси (практические
работы с моделями и схемами)

1

1

5

Обращение Земли вокруг Солнца
как причина смены сезонов
(практические работы с моделями
и схемами). Общая характеристика
времён года

1

1

6

Историческое время. Что такое
«лента времени»?

1

7

Экологические проблемы
взаимодействия человека и
природы

1

8

Всемирное культурное наследие
России

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a

9

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия в России

1

10

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом

1

11

Знакомство с Международной
Красной книгой

1

12

Всемирное культурное наследие

1

13

Охрана историко-культурного
наследия

1

14

О вредных для здоровья привычках

1

15

Правила цифровой грамотности
при использовании Интернет

1

16

Планирование маршрутов с учётом
транспортной инфраструктуры
населённого пункта

1

17

Правила поведения в
общественных местах: зонах
отдыха, учреждениях культуры и
торговых центрах

1

18

Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные
знаки

1

19

Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская
(название, общая характеристика,
нахождение на карте)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415da2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84164be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416996

20

Горные системы России: Урал,
Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные вершины,
место нахождения на карте)

1

21

Водоёмы Земли, их разнообразие.
Естественные водоёмы: океан,
море, озеро, болото. Примеры
водоёмов в России

1

22

Река как водный поток

1

23

Крупнейшие реки России:
название, нахождение на карте

1

24

Характеристика природных зон
России: арктическая пустыня.
Связи в природной зоне

1

25

Характеристика природных зон
России: тундра. Связи в природной
зоне

1

26

Характеристика природных зон
России: тайга. Связи в природной
зоне

1

27

Характеристика природных зон
России: смешанный лес. Связи в
природной зоне

1

28

Характеристика природных зон
России: степь и полупустыня.
Связи в природной зоне

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d1e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f08

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84185ac

29

Формы земной поверхности (на
примере родного края)

1

30

Водоёмы и реки родного края

1

31

Использование рек и водоёмов
человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана рек и
водоёмов

1

32

Защита и охрана природных
богатств (воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и фауны)

1

33

Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)

1

34

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Формы земной
поверхности и водоёмы"

1

1

35

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Природные зоны"

1

1

36

Человек - творец культурных
ценностей

1

37

Труд и быт людей в разные
исторические времена

1

38

Резервный урок. Новое время

1

39

Резервный урок. Новейшее время:
история продолжается сегодня

1

40

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417526

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894

41

Города России. Древние города
России. Страницы истории

1

42

Государство Русь. Человек защитник своего Отечества

1

43

Московское государство.
Страницы общественной и
культурной жизни в Московском
государстве

1

44

Образование и культура в
Московском государстве

1

45

Страницы истории Российской
империи. Пётр I

1

46

Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке,
быту

1

47

Образование в Российской
империи

1

48

Развитие культуры в Российской
империи Российская империя:
развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр)

1

49

«Золотой век» русской культуры.
Великие поэты и писатели,
композиторы и художники XIX
века

1

50

Первая Отечественная война: 1812
год. Защита Родины от
французских завоевателей

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa

51

Страницы истории России ХХ века

1

52

Великая Отечественная война
1941-1945 гг: как все начиналось…

1

53

Великая Отечественная война
1941-1945 гг: главные сражения

1

54

Всё для фронта – всё для победы

1

55

Взятие Берлина. Парад Победы

1

56

Мы живём в Российской
Федерации

1

57

Государственное устройство РФ
(общее представление).
Конституция РФ. Президент РФ.
Политико-административная карта
России

1

58

Родной край. Знаменитые люди
родного края

1

59

Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и гуманизм,
справедливость и уважение

1

60

Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права
ребёнка

1

61

Государственные праздники
России

1

62

Праздник в жизни общества и
человека

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d188

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50

63

Праздники и памятные даты своего
региона

1

64

Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного
края

1

65

Наша малая Родина: главный город

1

66

Города России. Города-герои.
Страницы истории

1

67

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "История
Отечества"

1

1

68

Резервный урок. Проверочная
работа по итогам обучения в 4
классе

1

1

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Плешаков А.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Вариант 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические пособия для окружающего мира 1 класс, поурочные
разработки по окружающему миру, атлас " От земли до неба" . Моя первая
энциклопедия.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Учу ру


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».