Аннотация к рабочей программе по предмету «ОДНКНР» Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями, утверждёнными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся с РАС разработана на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов: закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287); федерального перечня учебников (Приказ Министерства просвещения России от 20.05.2020 № 254 « Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность») представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по ОДНКНР под ред. Н.Ф. Виноградовой. Учебника Н.Ф. Виноградовой «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-6 клас0в издательства «Просвещение» 2021г. Изучение «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе направлено на достижение основных целей и задач: • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид могут благополучно существовать и развиваться, если стремятся к нравственному самосовершенствованию, проявляют готовность к духовному саморазвитию; • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования; • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.; • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим её, к их культуре и традициям. Задачами учебного предмета является: 1. Расширение и систематизация знаний и представлений, обучающихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; 2. Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества; 3. Формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной; 4. Воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, уважительное отношение к людям другой культуры; 5. Развитие информационной культуры обучающихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности. В программе отражается реализация воспитательного потенциала урока, который предполагает использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся: В программе отражается реализация воспитательного потенциала урока истории, который предполагает использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся. Для обучающихся с РАС, осваивающих АООП, характерны следующие специфические образовательные потребности: потребность в адаптации и дифференцированном подходе к отбору содержания программного материала учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и возможностей детей с РАСР на уровне основного общего образования; применение специальных методов и приемов, средств обучения с учетом особенностей усвоения обучающимся с РАС системы знаний, умений, навыков, компетенций (использование «пошаговости» при предъявлении учебного материала, при решении практико-ориентированных задач и жизненных ситуаций; применение алгоритмов, дополнительной визуальной поддержки, опорных схем при решении учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; разносторонняя проработка учебного материала, закрепление навыков и компетенций применительно к различным жизненным ситуациям; увеличение доли практико-ориентированного материала, связанного с жизненным опытом подростка; разнообразие и вариативность предъявления и объяснения учебного материала при трудностях усвоения и переработки информации и т.д.); организация образовательного пространства, рабочего места, временной организации образовательной среды с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающегося с РАС (индивидуальное проектирование образовательной среды с учетом повышенной истощаемости и быстрой утомляемости в процессе интеллектуальной деятельности, сниженной работоспособности, сниженной произвольной регуляции, неустойчивости произвольного внимания, сниженного объема памяти и пониженной точности воспроизведения); специальная помощь в развитии осознанной саморегуляции деятельности и поведения, в осознании возникающих трудностей в коммуникативных ситуациях, использовании приемов эмоциональной саморегуляции, в побуждении запрашивать помощь взрослого в затруднительных социальных ситуациях; целенаправленное развитие социального взаимодействия обучающихся с РАС; учет функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с РАС (замедленного темпа переработки информации, пониженного общего тонуса, склонности к аффективной дезорганизации деятельности, «органической» деконцентрации внимания и др.); стимулирование к осознанию и осмыслению, упорядочиванию усваиваемых на уроках знаний и умений, к применению усвоенных компетенций в повседневной жизни; применение специального подхода к оценке образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) с учетом психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС; использование специального инструментария оценивания достижений и выявления трудностей усвоения образовательной программы; формирование социально активной позиции, интереса к социальному миру с позиций личностного становления и профессионального самоопределения; развитие и расширение средств коммуникации, навыков конструктивного общения и социального взаимодействия (со сверстниками, со взрослыми), максимальное расширение социальных контактов, помощь подростку с РАС в осознании социально приемлемого и одобряемого поведения, в избирательности в установлении социальных контактов (профилактика негативного влияния, противостояние вовлечению в антисоциальную среду); профилактика асоциального поведения. Учебным планом на изучение «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отводится 68 часов Программа реализуется: -для 5 класса из расчёта 1 часа в неделю, 35 часов в год; -для 6 класса из расчёта 1 часа в неделю, 34 часов в год; Данная программа реализуется на основе УМК по предмету: 1. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 5 класса. Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В. Поляков, М.: Просвещение. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями • осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников; • осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми; • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму; • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов; Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.); • сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями • принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности; • правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми; • проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы; • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации). Предметные результаты • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.