Рабочая программа Культура народов КБР 10-11 классы 2023-2024 уч.год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки КБР
Местная администрация Терского муниципального района
МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария

Рабочая программа
учебного курса «Культура народов КБР»
для 10-11 классов

с.п. Новая Балкария 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по культуре народов КБР для 10-11 классов разработана в
соответствии:
 с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.№273 « Об
образовании в Российской Федерации»;
 с Законом КБР « Об образовании» № 23-РЗ от 24.04.2014г.;
 с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897);
 с основной образовательной программой среднего общего образования; МКОУ
СОШ с.п. Новая Балкария
 с
Положением о
рабочей программе учебного
предмета
МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария
 с Учебным планом МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария
 на 2023-2024 учебный год;
 с Программой и учебником по культуре народов КБР для 10 класса
общеобразовательных учреждений Г.Х.Мамбетов, -,Нальчик. Издательский центр
«Эль-фа», 2015 г..Рекомендовано МОН КБР.
Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются:
 воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно
связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру,
национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях
современной жизни;
 формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору,
самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и
поликонфессионального своеобразия.
Задачи реализации регионального компонента по Культура народов КБР:
 дать выпускникам
целостное
представление
об
культурном,
этнонациональном, своеобразии родного края, традициях духовной и
нравственной жизни, социальном опыте народа;
 сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с
культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов,
населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике,
планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и
возникающих региональных, общенациональных проблем;
 обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как
важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе
умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями
различных этносов, навыки бесконфликтного поведения;
 способствовать этнической идентификации и политической консолидации
населения;
 помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе,
передать им знания и умения для активного участия в ней,
способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной
трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
 пробуждать интерес к судьбам людей родного края,
к
истории
повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения,
институту семьи;
 развивать у обучающихся интерес к родной культуре, раскрывая сущность явлений
и процессов на близком ярком материале;

развивать творческие
способности обучающихся
на основе,
поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников
по истории и культуре края;
 создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству,
способам художественного самовыражения на примерах
творчества земляков
– известных деятелей культуры;
 формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и
событиям прошлого и настоящего.
В результате изучения культуры Кабардино-Балкарии формируется целостный и
своеобразный культурный и исторический образ родного края на основе комплексного
осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и
саморазвитии родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов
и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников.


Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «Культура народов Кабардино-Балкарской Республики»
ученик должен:
Знать:
 основные этапы и ключевые события истории культуры народов КабардиноБалкарской Республики, выдающихся деятелей этой истории;
 основные понятия и термины по изучаемому курсу;
 важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
 изученные виды исторических источников.
Уметь:
 рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
 составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической
личности; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности
отдельных людей в истории;
 проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации;
 анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, таблица, карта, схема);
 различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
 представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата.
 объяснять свое отношение к наиболее значимым историческим явлениям;
 использовать различные источники информации.
Использовать при обретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной
жизни для:
 определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,
исходя из их исторической обусловленности;
 использования навыков исторического анализа при критическом восприятии
получаемой извне социальной информации;
 для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни;
 высказывания собственных суждений об историческом наследии;




использования знаний о традициях и культуре народов КБР в общении с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения.

Содержание учебного предмета.
Тема 1. Что такое «культура»?
Предмет культурологии. Структура культурологии (философия, теория, история, прикладное
культуроведение). Онтология культуры (сущность культуры; обыденное, религиозное, научное
понимание сущности культуры).
Законы развития культуры (единства и разнообразия, преемственности, прерывности и непрерывности,
взаимодействия культур).
Способы
развития культуры
(саморазвитие, взаимодействие, заимствование).
Принципы изучения культуры (культурно-исторический подход, принцип целостности).
Основные элементы культуры (язык, знания, убеждения, ценности, идеология).
Функции культуры (гуманистическая, трансляция общественного опыта, социализации,
гносеологическая, нормативная, семиотическая, аксиологическая).
Типология культур (Ницше, Шпенглер, Сорокин, Ясперс; мировая культура; Запад и Восток;
субкультуры).
Признаки национальной культуры (географические условия,
язык, историческое, экономическое, культурное развитие).
Тема 2. Влияние географических условий на формирование культуры кабардинцев и балкарцев.
Климат, климатические зоны, реки, горы, степи, территория, экология; потребности и блага;
темперамент.
Тема 3. Языки кабардинцев и балкарце.
Языковая семья. Грамматика. Лексика. Диалектика. Перестройка и языки.
Тема 4. Основные этапы истории кабардинцев и балкарцев.
Теории происхождения балкарского народа. Происхождение
отдельных обществ и фамилий. История балкарцев в ХУ1 -XI > вв. Балкарцы в русской и иностранной
литературе.
Версии происхождения этнонима «кабардинцы» и происхождения кабардинского народа. История
кабардинцев и XVI-XIX вв. Кабардинцы в русской и иностранной литературе Советский период истории
кабардинцев и балкарцев( 1917-1991 гг.). Перестройка в КБР.
Тема 5. Образование.
Что такое «образование»?
Традиционное образование кабардинцев и балкарцев (трудовое, физическое, умственное, нравственное,
эстетическое). Советская школа.
Перестройка и школа в КБР. Высшая школа.
Тема 6. Этика и этикет кабардинцев и балкарцев.
Понятие «этика», «этикет», «общение», «обычай», «традиция», «манеры». Структура этикета. Этикет
кабардинцев. Этикет балкарцев. Современные правила общения. Национальный характер. Национальный
характер балкарцев. Национальный характер кабардинцев. Уставы общественных организаций
кабардинцев и балкарцев.
Тема 7. Традиционные общенародные обычаи
Гостеприимство. Куначество. Аталычество. Кровная месть. Взаимопомощь.
Как разрушались народные традиции и вводились советские традиции.
Тема 8. Культура семейно-брачных отношений
Традиционная и современная семья. Брак, его формы. Сватовство. Свадьба. Обычай избегания.
Развод. Имя. Положение женщин в КБР. Уставы женских общественных организаций в КБР.
Тема 9. Материальная культура
Что такое «материальная культура»? Земледелие (земли, посевы, посевные культуры, урожай,
земледельческая традиционная обрядность, земледельческие божества). Скотоводство (значение,

пастбища, породы скота). Охота. Пчеловодство. Ремесло. Поселения (къуажэ, жылэ, хьэблэ, эль,
журт, аул). Усадьбы и жилища. Средства коммуникации. Одежда. Пища. Застольный этикет.
Тема 10. Здравоохранение
Традиционное и современное здравоохранение. Здоровье школьников. Современные виды
спорта в КБР.
Тема 11. Политическая культура
Традиционная политическая культура кабардинцев. Внешние влияния в ХУ1-ХХ вв. Структура
традиционного кабардинского общества (князья, уорки, свободные, крепостные, рабы). Ветви
власти. Судебная система. Община. Народное собрание. Традиционная политическая культура
балкарцев. 5 горских обществ (Бал кар/Мал кар. Хулам. Безепги. Чегем. Урусби). Структура
традиционного балкарского общества (таубии. уздени, свободные, крепостные, рабы). Судебная
система. Тёре. Политическая культура кабардинцев и балкарцев в период перестройки (с 1985
года по 1990гг). Конституция КБР.
Тема 12. Художественная культура
Что такое «художественная культура»? Фольклор балкарцев (песни, предания, сказки, сказания.
Нартский эпос). Декоративно-прикладное искусство. Танцы и игры. Художественная
литература. Родоначальники и основоположники кабардинской и балкарской литератур.
Кабардинский и балкарский театры: основание, развитие, современное состояние. Музыка.
Традиционные музыкальные инструменты. Становление профессиональной музыки в КБР.
Изобразительное искусство (живопись, графика, архитектура). Эстрадное искусство в КБР.
Тема 13.Религия
Что такое «религия»? Корни религии (психологические, гносеологические, социальные).
Функции религии (иллюзорно-компенсаторная, мировоззренческая, регулятивная,
коммуникативная, интегрирующая, сегрегирующая). Традиционная доисламская религия
кабардинцев. Переход к исламу. Традиционная доисламская религия балкарцев. Переход к
исламу. Период атеизма в Кабардино-Балкарии. Возвращение кабардинцев и балкарцев к
религии. Ислам. Географическое распространение. Зарождение, становление, распространение
ислама. Течения. Учение. Обряды. Праздники. Пост. Пророк Мухаммад. Устав Духовного
управления мусульман КБР.










Содержание программы
10кл.
Глава1.Культура жизнеобеспечения.( экономика и материальная культура)
Земледелие. Некоторые обычаи и традиции, связанные с земледелием.
Скотоводство. Охота. Пчеловодство. Крестьянские промыслы. Пути сообщения и
средства передвижения. Поселения кабардинцев. Поселения балкарцев. Усадьба и
жилище кабардинцев. Усадьба и жилище балкарцев. Традиции и обычаи ,
связанные со строительством. Внутреннее убранство жилищ. Хозяйственные
постройки. Одежда. Пища. Общественная взаимопомощь.
Глава2. Общественные институты.
Княжеские съезды- советы. Народные собрания – хасы. Съезд доверенных Кабарды
и Горских обществ. Сельские сходы. Судебные органы.
Глава
3. Гостеприимство.
Куначество.
Аталычество.
Другие
формы
родства.Кровная месть.
Глава 4. Большая и малая семья. Брачные запреты. Калым. Свадьба. Обычаи
избегания. Первое возвращение невесты домой. Развод. Ребенок и его имя.
Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их совершеннолетия.
11 кл.
Содержание программы

Введение. 1ч.
Глава1. Семейная культура-10ч.
Большая и малая семья. Брачные запреты. Калым. Свадьба. Обычаи избегания. Первое
возвращение невесты домой. Развод. Ребенок и его имя. Обрядовые игры, связанные с
рождением детей и их совершеннолетия.
Глава2. Культура воспитания -10ч.
Физическое, умственное , нравственное и эстетическое воспитание. Трудовое воспитание.
Военное воспитание. Адыгский этикет. Этикет балкарский. Уважительное отношение к
родителям. Уважительное отношение к старшим. Уважительное отношение к женщине.
Обычай приветствий и прощаний. Благопожелания. Тосты и немного о застольном
этикете.
Глава 3.Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев- 12ч.
Устное народное творчество. Нартский эпос. Музыкальное искусство. Танцы и
танцевальный этикет. Театральное искусство. Народные певцы. Прикладное искусство.
Религия. Похоронные обряды. Народная медицина.

№ темы

Учебно-тематическое планирование- 10 кл.
Название темы
Количест
воуроков

Зачеты1

1.
2.

Глава 1. Культура жизнеобеспечения.
Глава 2. Общественные институты.

19
5

1
1

3.
4

Глава 3. Некоторые обычаи и традиции.
Глава 4. Семейная культура.
Всего

5
6
34

1
1
4

Учебно-тематическое планирование- 11 класс
№ темы
1.

№

Название
темы

Количе
ство
Зачеты
уроков

Глава 1. Семейная культура

2.

Глава 2. Культура воспитания

3

Глава3.Из духовной культуры кабардинцев и
балкарцев

1
1
11
0
13
2

Календарно-тематическое планирование
по Культуре народов Кабардино-Балкарской республики
10 класс, 34ч.
Дата Зачеты
колво
Тема
час.
Введение
1
Глава1. Культура жизнеобеспечения.(18ч)
0 6/

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Земледелие
1
3.
Глава 3. .Из духовной культуры кабардинцев и
балкарцев.
Некоторые обычаи и традиции,
1
В связанные с
земледелием.
с
Скотоводство.
1
е
г
Охота
1
о
Пчеловодство.
1
Крестьянские промыслы.
1
Пути сообщения и средства передвижения.
1
Поселения кабардинцев.
1
Поселения балкарцев.
1
Усадьба и жилище кабардинцев.
1
Усадьба и жилище балкарцев.
1
Традиции и обычаи, связанные со строительством 1
жилища.
Внутреннее убранство жилищ.
1
Хозяйственные постройки.
1
Одежда.
1
Пища.
1
Общественная взаимопомощь.
1
Глава 2. Общественные институты.(5ч)

19.
20.
21.
22.
23.

Княжеские съезды – советы.
1
Народные собрания – хасы.
1
Съезд доверенных Кабарды и Горских обществ.
1
Сельские сходы.
1
Судебные органы.
1
Глава 3. Некоторые обычаи и традиции.(5ч)

24.
25.

Гостеприимство.
Куначество.

1
1

1
2
3
4

1

21/03

26.
27.
28.

Аталычество.
Другие формы искусственного родства.
Кровная месть.

1
1
1

1

Глава 4. Семейная культура.(6ч)
16/ 02/ 25/ 04

29.

Большая и малая семья.

1

30.
31.
32.
33.
34.

Брачные запреты.
Сватание.
Калым. Свадьба. Обычаи избегания.
Повторение курса
Повторение курса.

1
1
1
1

1

11 класс (34ч.)
№

Тема уроков

Кол-во
часов

1.

Введение

1

2.

Глава 1. Семейная культура (11ч)
Большая и малая семья.

1

3.

Брачные запреты.

1

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Сватание
Свадьба
Обычаи избегания
Первое возвращение невесты домой.
Развод
Ребенок и его имя.
Обрядовые игры, связанные с
рождением детей и их
совершеннолетием.
Физическое, умственное, нравственное и
эстетическоевоспитание.

1
1
1
1
1
1
1

11.

1

Глава 2. Культура воспитания (10ч)
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Трудовое воспитание
Военное воспитание
Адыгский этикет. Этикет балкарцев
Уважительное отношение к родителям.
Уважительное отношение к старшим.
Уважительное отношение к женщине.
Обычаи приветствий и прощаний.
Благопожелания. Тосты и немного о застольном
этикете

1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

1

За
че
т

06

20.
21
22

23
24
25
2627
2829
3031
32
33

Зачет по главе «Культура воспитания»
1
Устное народное творчество.
1
Нартский эпос.
1
Глава 3. .Из духовной культуры кабардинцев и
балкарцев(12ч)
Музыкальное искусство.
1
Театральное искусство.
1
Народные певцы.
1
Прикладное искусство.
2
Религия

2

Похоронные обряды.

2

Народная медицина
Повторение всего курса

1
1

Литература
- для учителя:
1.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014
2.Карданова М.М. и др. Контрольно-измерительные и тестовые задания по истории и
культуре народов КБР. 8-11 кл. Нальчик, 2013.
3.Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2013г.
4.Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик,
1992г.
5. Золотарева И.С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и ответах.
Нальчик, 2014.
6. Золотарева И.С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР»
Нальчик 2014г.
- для учащихся:
1. Учебник.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик,
2014
2. Образовательный стандарт по региональной истории.
3. М.Д. Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9 классы». Нальчик: Эльбрус, 2008.
4.М.Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004.
5.М.Д. Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2008.
6.Электронные издания с материалами по истории КБР: «История адыгов»,
7.«Материальная и духовная культура народов КБР».
-перечень WEB-cайтов для дополнительного образования по предмету:
http://museum-kbrglav.ru/Сайт Национального музея КБР http://www.muzey-kbr.ru/ Сайт Музея ИЗО
www.memorialbnkbr.com Сайт Мемориала
Сайт Адыги.ru/Сабанчиев Х.
Сайт КБР. Рубрика «Истории КБР»


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».