Аннотации к рабочим программам 5-9 классов

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Литература» в 5 -9 классах.
Рабочая программа составлена в соответствии:
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
– ПООП НОО (18.03.2022 Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- ООП основного общего образования МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария (в
соответствии с ФГОС ООО);
- Учебным планом МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария на 2023-2024 уч.г.
- «Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов,
курсов по ФГОС НОО, ООО МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария»;
- Авторской программы по литературе к предметной линии учебников
В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина 2020г.
Рабочая программа реализуется по УМК:
Литература. 5 класса. Учебник для общеобразовательной организации. В 2-х
частях. В.Я.Коровина, В.П. В.П.Журавлёва, В.И.Коровин – М.: Просвещение. 2023
2.Литература 6 класс, авторы В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлева–М.,
Просвещение.
3.Литература, 7 класс, автор-составитель В.Я. Коровина. – М., Просвещение.2020г.
4.Литература, 8 класс, авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. –М.,
Просвещение,2022г.
5.Литература, 9 класс, авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.,
Просвещение Журавлев, В.И. Коровин – 10-е изд., переработанное М.:
Просвещение, 2021г.

Место предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета
«Литература» на этапе основного общего образования:
5 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
6 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
7 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год
8 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год
9 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
Количество часов совпадает с количеством часов, предусмотренных Федеральным
базисным учебным планом.

Задачи реализации программы:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений
по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух
художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- овладение способами устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от
другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа,
сказки;
- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме
изучаемых произведений;
- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое,
характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
- способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенциями.
Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы
определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Цели:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение
возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном
тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного
текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать еѐ, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию
из различных источников, включая Интернет);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Разделы курса:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII века.
4. Русская литература ХIХ века.
5. Русская литература XХ века.
6. Литература народов России.
7. Зарубежная литература.
8. Обзоры.
9. Сведения по теории и истории литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
5 класс
Введение – 1 ч
Устное народное творчество – 10 ч
Из древнерусской литературы – 2 ч
Из русской литературы XVIII века – 2 ч
Из русской литературы XIX века – 41 ч
Из русской литературы XX века – 24 ч
Писатели и поэты XX века о Родине и родной природе – 5 ч
Из зарубежной литературы – 15 ч
Повторение – 2 ч
6 класс
Введение – 1 ч
Устное народное творчество – 4 ч
Из древнерусской литературы – 1 ч
Из литература XVIIIвека. И.И. Дмитриев – 1 ч
Из русской литературы XIX века – 49 ч
Из русской литературы XX века – 26 ч
Из литературы народов России – 2 ч
Из зарубежной литературы — 18 ч
7 класс
Ведение-1 час
Устное народное творчество – 6 ч
Из древнерусской литературы – 2 ч
Из литературы 18 века – 2 ч
Из литературы 19 века – 32 ч
Из литературы 20 века – 19 ч
Из зарубежной литературы – 5 ч
Повторение – 1 ч
8 класс
Русская литература и история – 1 ч
Из древнерусской литературы – 2 ч
Устное народное творчество – 2 ч
Из литературы XVIII века – 3 ч
Из литературы XIX века – 33 ч
Из литературы XX века – 20 ч

Из зарубежной литературы – 6 ч
Повторение- 1 ч
9 класс Введение – 1 ч
Из древнерусской литературы – 7 ч
Из русской литературы ХVIII века – 9 ч
Из русской литературы I половины ХIХ века – 43 ч
Из русской литературы второй половины ХIХ века – 6 ч
Из русской литературы ХХ века. Проза – 9 ч
Из русской литературы ХХ века. Поэзия- 18 ч
Из зарубежной литературы – 6 ч
Итоговое повторение и закрепление изученного за курс 9 класса- 3 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
При планировании предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий или
промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля: индивидуальный
и фронтальный опросы, домашние задания (задания по тексту изучаемого
произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов,
наблюдение над языком, самостоятельный анализ), — задания по учебнику (чтение
раздела, план параграфа, тегирование статьи, ответы на вопросы, определение
теоретического понятия), контрольные работы, сочинения домашние и классные.
Устно: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных
жанров, выразительное чтение художественного текста, различные виды
пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с
творческим заданием), ответы на вопросы, раскрывающие знание и
понимание текста произведения, заучивание наизусть стихотворных и
прозаических текстов, анализ и интерпретация произведения, составление
планов и написание отзывов о произведениях.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным
произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную
тему. Создание рассказа характеристики одного из героев или группы героев
(групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину,
художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения,
доклада (простого и сложного).
Контроль знаний, умений и навыков учащихся:
- Для выяснения роли контроля в процессе обучения предмета рассматривают его
наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую,
развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
- В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы
контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
- При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое
он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том
случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и
возможности отдельных учащихся.
- При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10
учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели

контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные
(проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики
выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой
учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения
конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля
применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного
материала.
- При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой
проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала,
качество словесного, графического предметного оформления, степень
закрепления в памяти.
Типы контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся,
взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития
учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается
правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и
предупреждение в дальнейшем.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Литература» в 10 классе.
Рабочая программа составлена в соответствии:
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
– ПООП НОО (18.03.2022 Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- ООП основного общего образования МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария (в
соответствии с ФГОС ООО);
- Учебным планом МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария на 2023-2024 уч.г.
- «Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов,
курсов по ФГОС НОО, ООО МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария»;
- Авторской программы по литературе к предметной линии учебников
В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина 2020г.
Рабочая программа реализуется по УМК: Учебник: Литература. 10класс.
Лебедев Ю. В. В.Я.Коровин. Литература: Учебник: в 2- частях. Москва:
Просвещение, 2020 г. Основания для разработки рабочей программы, Настоящая
рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на

Место предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета
«Литература» 10 кл.на этапе основного общего образования:
10 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
Количество часов совпадает с количеством часов, предусмотренных Федеральным
базисным учебным планом.

Цели реализации программы:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения
к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о
специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном
чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений
по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и
общечеловеческого содержания; грамотного использования русского
литературного языка при создании собственных устных и письменных
высказываний.
Задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и
ее месте в культуре страны и народа;
- сознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому
постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной
оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры,
совершенствования собственной устной и письменной речи.
Основные разделы:
Литература второй половины XIX века
Литература народов России
Зарубежная литература
Содержание:
Литература XIX века Русская литература XIX века в контексте мировой культуры –
(1)
Введение-(2)
Александр Сергеевич Пушкин (5)
Михаил Юрьевич Лермонтов (6)
Николай Васильевич Гоголь (3)
Литература второй половины XIX века (1)
Иван Александрович Гончаров. (5)
Александр Николаевич Островский. (5)
Иван Сергеевич Тургенев. (7)

Николай Алексеевич Некрасов (7)
Федор Иванович Тютчев. (2)
Афанасий Афанасьевич Фет. (2)
Николай Семенович Лесков. (2)
Николай Семенович Лесков. (2)
Федор Михайлович Достоевский. (5)
Антон Павлович Чехов. (6)
Контроль знаний, умений и навыков учащихся:
- Для выяснения роли контроля в процессе обучения предмета рассматривают его
наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую,
развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
- В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы
контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
- При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое
он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том
случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и
возможности отдельных учащихся.
- При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10
учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели
контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные
(проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики
выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой
учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения
конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля
применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного
материала.
-При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой
проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала,
качество словесного, графического предметного оформления, степень
закрепления в памяти.
Формы промежуточной аттестации:
- Основными методами и формами оценки результатов являются:
- сочинение на основе анализа текста литературного произведения;
- устный монологический ответ;
- творческая работа исследовательского характера (проект, реферат, доклад,
аннотация);
- проверочные работы, в т.ч. тестового характера по отдельны разделам и темам
курса;
- итоговый контроль в форме сочинения на основе проблемы (цитаты).
Типы контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся,
взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития
учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается
правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и
предупреждение в дальнейшем.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Литература» в 11 классе.
Рабочая программа составлена в соответствии:
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
– ПООП НОО (18.03.2022 Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- ООП основного общего образования МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария (в
соответствии с ФГОС ООО);
- Учебным планом МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария на 2023-2024 уч.г.
- «Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов,
курсов по ФГОС НОО, ООО МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария»;
- Авторской программы по литературе к предметной линии учебников,
В.П. Журавлева В.И. Коровина 2020г.
Рабочая программа реализуется по УМК: Учебник: Литература. 11класс. В.П.
Журавлева. В.Я.Коровин. Литература: Учебник: в 2- частях. Москва: Просвещение,
2020 г. Основания для разработки рабочей программы, Настоящая рабочая
программа по предмету «Литература» для 11 класса составлена на

Место предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета
«Литература» 11 кл.на этапе основного общего образования:
11 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
Количество часов совпадает с количеством часов, предусмотренных Федеральным
базисным учебным планом.

Цели:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения
к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о
специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном
чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
содержания, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и
общечеловеческого содержания; грамотного использования русского
литературного языка при создании собственных устных и письменных
высказываний.
Задачи:
Литература стоит в основании нравственного воспитания личности,
испытывающей массу негативных воздействий различного характера, является
советчиком подростку способствует, помогает обрести ориентиры в жизненном
лабиринте своевременных насущных проблем. Однако она не решит комплекса
личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и
жизненного опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и
косвенных советах писателя.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж,
формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее
специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится
понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы
идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим
воздействием эмоциональной силы художественного слова.
Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с
большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений,
встающих перед нашими современниками. Литература XX века несет в себе
комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом
истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при
изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход),
реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал
произведений.
Другой
особенностью
литературы
является
взаимозависимость
и
взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти
отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает
возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных

писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать
разностороннего читателя.
Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений,
реализующее интегрированный подход в преподавании предмета. Предлагается при
этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые
являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не
должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе
текста.
Содержание программы:
Введение Судьбы русской литературы на новом историческом этапе. Модернизм:
путь к новой гармонии.
И.А.Бунин Жизнь и творчество писателя. Традиции русской классики в поэзии и
лирической прозе Бунина. «Господин из Сан-Франциско». Тема любви («Чистый
понедельник», «Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Грамматика любви»).
А.И.Куприн Жизнь и творчество писателя. «Олеся», «Гранатовый браслет» Вн. чт.
«Поединок».
Литература Русского зарубежья Л.Н.Андреев, И.С.Шмелев, В.В.Набоков, Т.
Аверченко, ТЭФФИ (обзор)
Судьбы и голоса русских поэтов в годы новой смуты (обзор)
Л.Н. Андреев: русский экспрессионист. «Иуда Искариот» – парадоксальность
решения вечной темы.
Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.
Горький. Творческий путь писателя. Ранние романтические произведения
Горького.
Пьеса «На дне» (Ночлежка и ее обитатели). Жизненная философия Луки, суть его
правды. Авторская позиция, её неоднозначность. В поисках нравственной ценности
революции. Роман «Мать» (обзор). Горький в эмиграции.
А.А.Блок. Жизнь и творчество поэта. А. Блок и символизм. Лирика. Романтический
мир «Стихов о Прекрасной Даме»: «Вхожу я в темные храмы…», «Я, отрок, зажигаю
свечи…», «Мне страшно с тобой встречаться…», «Предчувствую тебя, Года
проходят мимо…», «Незнакомка», «В ресторане». «Страшный мир» в лирике А.
Блока. Чтение и осмысление стихотворений «Фабрика», «Ночь, улица, фонарь,
аптека…», «О доблестях, о подвиге, о славе…», «О, весна без конца и без краю…»
и др. Россия А. Блока («На железной дороге», «Русь», «Россия»). Цикл стихов «На
поле Куликовом» и др.
А.Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы,
художественное своеобразие. Образ Христа в поэме.
С.А.Есенин. Личность поэта. Ранняя лирика. Тема родины в лирике поэта («Там, где
капустные грядки…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь моя
родная…», «Русь» и др.). Революция в судьбе С. Есенина («Русь Советская»,
«Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…», «О Русь, взмахни крылами…»,
«Разбуди меня завтра рано…», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая
лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая» и др.). Художественно-философские
основы лирики С. Есенина.

С. Есенин о любви: «О красном вечере задумалась дорога…», «Мы теперь уходим
понемногу…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Пушкину», «Гори, звезда моя, не
падай…», «Синий туман. Снеговое раздолье…», «Отговорила роща золотая…»,
«В этом мире я только прохожий…», «Запели тесаные дроги…», «Песнь о собаке»,
«Цветы мне говорят-прощай…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…»,
«Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Заметался пожар голубой…» и
др.).
Поэма «Анна Сенягина» (обзор)
В.В.Маяковский. Очерк жизни и творчества В.В.Маяковского. Маяковский и
футуризм. Образ лирического героя в ранних произведениях поэта («Нате!»,
«Скрипка и немножко нервно», «Дешевая распродажа», «Послушайте!», «А вы
могли бы?» и др. Идейно-художественное своеобразие поэмы В.В.Маяковского
«Облако в штанах».
Поэт и революция. Образ Родины в поэзии В.В.Маяковского. Тема любви в поэзии
Маяковского. Сатирические произведения Маяковского.
Литературный процесс 20-х годов (обзор).
И.Э.Бабель. Своеобразие цикла «Конармия». Тема Гражданской войны в цикле.
Е.И.Замятин. Личность и своеобразие его художественного мира. «Мы» - романантиутопия. Судьба человека в бесчеловечном мире.
Литературный процесс 30-х годов (обзор).
А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Вн. чт. Своеобразие рассказа
«Сокровенный человек».
Идейно-художественное своеобразие повести А.П.Платонова «Котлован».
М.А.Булгаков. Жизнь и творчество писателя. История создания, жанровое и
композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита». Образ Дома и его роль
в образной системе произведения. Драматические переплетения человеческих судеб
в романе. Судьба творческой личности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
Тема любви в романе. Мастер и Маргарита. Сатирические страницы в романе.
Библейские мотивы и образы в романе.
М.И.Цветаева. Жизнь и творчество поэта, яркая индивидуальность поэтического
мира Цветаевой. Бесприютность поэта в мире, тоска по надежному пристанищу,
душевному теплу, родной земле в стихотворениях разных лет. Особенности
любовной лирики.
О.Э.Мандельштам. Лирика. Судьба и личность поэта. Хрупкая красота жизни в
изображении О. Мандельштама. Попытка увидеть свое время сквозь призму иных
эпох. Трагический опыт современного поэта.
Б.Л.Пастернак. «Давай ронять слова»: жизнь и творчество Пастернака. Лирика
поэта. Вн. чт. Б.Л.Пастернак. «Доктор Живаго».
А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественный мир поэтессы. Тема
творчества и любви. Ахматова и революция. Образ родины. «Реквием». История
создания и публикация поэмы. Образ лирической героини в поэме.
М.А.Шолохов. «Тихий Дон». Жизнь и творчество писателя. Судьба романа «Тихий
Дон». «Чудовищная нелепица войны» в изображении автора. Судьба Григория
Мелихова как путь поиска правды жизни. Роль любовной коллизии, женские образы
в романе.
А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество поэта. Тема памяти в лирике Твардовского.
Исповедальный характер. Поэма «По праву памяти»

Лагерная тема в прозе 50-60-х годов 20 века
В.Т.Шаламов. Биография писателя. История создания книги «Колымские
рассказы». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах»
(«Последний замер», «Шоковая терапия»).
Жизнь и творчество А.И.Солженицына. «Один день Ивана Денисовича»
(изображение русского национального характера). Судьба праведницы.
А.И.Солженицын «Матренин двор». «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий.
Обзор. Тема Великой Отечественной войны в прозе 20 века.
Эволюция темы от созданных в годы войны произведений к «лейтенантской прозе»
60-70-х годов. Анализ произведений «лейтенантской прозы» (В. Кондратьев
«Сашка», В.П.Некрасов «В окопах Сталинграда», К. Воробьёв «Убиты под
Москвой»). Повести В. Быкова и Б.Л.Васильева о Великой Отечественной войне.
Отражение времени в повести Б. Васильева «А завтра была война». Тема чести и
бесчестия в повести В. Быкова «Сотников».
Русская проза в 50-90-е годы.
Жизнь и творчество Василия Шукшина. Вн.чт. Герои рассказов Шукшина («Как
помирал старик», «Чудик», «Микроскоп»). Художественное своеобразие прозы
Шукшина.
В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой». Матера как символический образ России.
Судьбы материнских старух и их детей-коллективный образ трех поколений русских
людей. Смысл финала повести и её названия.
Полвека русской поэзии (обзор). Время «поэтического бума».
Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Николай Рубцов, И.А.Бродский. Личность
и судьба поэтов «поэтического бума». Обращение к вечным темам и образам в
лирике поэтов «поэтического бума».
Драматургия второй половины 20 века.
Розов-драматург. Драма «Вечно живые». Вампилов. «Утиная охота».
Литература последнего десятилетия. Основные тенденции современного
литературного процесса. Постмодернизм как кризисный феномен искусства второй
половины 20 века.
Виды контроля:
Промежуточный:
 пересказ
 выразительное чтение (в том числе наизусть)
 развёрнутый ответ на вопрос
 викторины, тесты
 анализ эпизода
 анализ стихотворения
 комментирование художественного текста
 характеристика героя
 конспектирование (лекции учителя, статьи учебника)
 презентация проектов
Итоговый:
 анализ стихотворения
 письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос
написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

404802855474637294615845180588164683728956522366
Боташева Шарипа Магамудовна
С 08.12.2022 по 08.12.2023


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».