Программа воспитания МКОУ СОШ сп Новая Балкария на 2023-2024 учебный год

Программа
развития воспитательной компоненты
в МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария
Актуальность программы
Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в
значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и
нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к
особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России.
Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не
только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к
содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в
общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития
личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному
самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и
обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в
федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная
деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом
общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной
системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и
индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в
современных условиях.
Таким образом, воспитательная компонента в деятельности в МКОУ СОШ с.п. Новая
Балкария становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде
принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей
среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.
Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить
им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в
государстве, в мире. Равноправное участие молодых граждан России в глобальных
цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной,
религиозной и национальной традиции призвано способствовать гармонизации интересов
личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышает осознание
ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия. Сегодня
воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой
составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации.
Необходимость Программы развития воспитательной компоненты в МКОУ СОШ с.п.
Новая Балкария (далее – Программа) обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в
современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического,
гражданско-патриотического,
культурно-эстетического
развития
приводит
к
возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и
межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению
детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным
проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной
среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о
необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных
институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и
гражданских установок. Для этого требуется разработка системы мер по формированию
воспитательной компоненты на межведомственной основе.
Основания для разработки Программы
- Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;

- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на
период до 2015 г.;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г.
№ 2148-р;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года,
раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №
36).
Цель Программы
Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве
Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного
образования.
Задачи Программы
1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты
в общеобразовательных учреждениях.
2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.
3. Разработка нормативной базы, обеспечивающей развитие воспитательной
компоненты в МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария с учетом региональной специфики
конфессионального и этнокультурного многообразия России в соответствии с
государственной политикой в области образования.
4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов
развития воспитательной компоненты в МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария.
5. Организация взаимодействия систем общего и дополнительного образования с
привлечением органов, осуществляющих управление в сферах образования, молодежной
политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и
спорта.
6. Разработка комплекса мер по развитию новых общественных организаций,
деятельность которых связана с интересами детей и молодёжи.
7. Развитие системы повышения квалификации и переподготовки педагогических
работников для реализации мероприятий Программы.
8. Обеспечение информационной поддержки Программы.
10. Укрепление материально-технического базы в МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария
для реализации Программы.
11. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию
воспитательной компоненты в МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария
Целевые группы Программы
Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются дети,
молодежь, работники образования и социальной сферы, представители общественных
объединений, государственные и муниципальные служащие, родители и члены семьи.
Основными разработчиками и участниками реализации перспективных программ и
проектов Программы являются:
- образовательные учреждения общего и дополнительного образования,
учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки

педагогических работников, психологи, социальные педагоги, организаторы
воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, органы государственной и
муниципальной власти, осуществляющие управление в сфере образования, методические
центры;
- общественные институты: органы общественного управления всех уровней,
детские и молодёжные организации и объединения, объединения родительской
общественности, профессиональные сообщества, попечительские советы;
- структуры различной ведомственной принадлежности, отвечающие за работу с
детьми и молодёжью.
Основные принципы реализации Программы
Программа:
- осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении
воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей,
достижений современного опыта;
- включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование
разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности
взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание
баланса государственного, семейного и общественного воспитания;
учитывает
принцип
гуманистической
направленности
воспитания,
обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам
собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении
взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками
образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи
учащимся в процессе социализации;
- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого
субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;
- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на
общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической
культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям,
предусматривает
построение
воспитательного
процесса
в
соответствии
с
поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;
- основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающий
участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных;
формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными
установками;
- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во
взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по
формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и
культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении
социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
- учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации
детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями;
проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с
детьми-инвалидами,
детьми-мигрантами,
обеспечение
их
полноценной
жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом.
- опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает
научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание
обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий
для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;
- опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность,
преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей,

содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания;
установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в
реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных
мероприятий;
- основывается на принципе вариативности воспитательных систем, направленном
на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально-ориентированных
моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на
формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в
сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных
ситуациях;
- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности
процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии
необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и
традиций своего народа;
-осуществляется
на
основе
государственно-общественного
управления
воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий;
органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в
решении проблем воспитания молодого поколения;
- соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от
системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъекта
воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех
участников образовательного процесса;
- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений,
терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни,
поведения в различных сферах жизни;
- учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в
формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным
установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм
гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;
- определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации,
самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы
других людей, установившихся норм и традиций;
- предполагает применение воспитывающего обучения как использовани\яе
воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных,
так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития
школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также
ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
- основывается на принципе социальности как ориентации на социальные
установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;
- предполагает принцип «социального закаливания» как включения школьников в
ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного
воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления,
приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции;
Сроки и этапы реализации Программы
1 этап: 2013-2015 годы.
Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов
межведомственного взаимодействия для реализации Программы.
Проведение форумов, конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных
массовых мероприятий, организация работы летних лагерей.
2 этап: 2016-2018 годы.
Повышение квалификации и переподготовка кадров.
3 этап: 2019-2020 годы.

Информационно-аналитическая деятельность.
Мониторинг эффективности Программы.
Современное состояние воспитания
В настоящее время благодаря государственной политике в сфере образования
наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную
сферу, обеспечивающую человеческий ресурс социально-экономического развития
страны. Разрабатываются законодательная база развития образования в стране и регионах,
федеральные и региональные программы и проекты по воспитанию детей и молодежи.
За последние годы в МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария особенно усилилось
внимание к разработке и реализации системы гражданского, патриотического и
физического воспитания, к профилактике социального сиротства, к преодолению
проявлений асоциального поведения обучающихся и молодежи, к защите прав детей.
Основной акцент в воспитательной работе сделан на организацию социальной практики,
профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность.
В деятельности в МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария наблюдаются следующие
позитивные тенденции:
– реализуются инновационные проекты культурно-исторической направленности и
духовно-нравственного содержания, основанные на ценностях традиционных религий;
– получает дальнейшее развитие система защиты прав детей;
– совершенствуются социально-педагогическая и психологическая служба
общеобразовательных учреждений, развивается многофункциональный механизм их
деятельности;
– наблюдается повышение социального статуса педагога-воспитателя, классного
руководителя, педагога дополнительного образования;
– осознается необходимость сохранения преемственности ценностей и целей
воспитания в определении фундаментального ядра содержания образования.
Наряду с проявлением позитивных тенденций в решении задач воспитания
обнаруживаются и социальные проблемы, которые нельзя оставлять без внимания:
– потребность в высоком качестве человеческого ресурса социальноэкономического развития и отсутствие действенных механизмов решения этой задачи;
– становление гражданского общества и несформированность гражданской
позиции взрослых относительно среды взросления подрастающего поколения;
– необходимость интеграции субъектов образования, консолидации действий
представителей экономической, политической и культурной сфер региона и отсутствие
необходимых условий для их взаимодействия в решении практических проблем;
– потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания в
обеспечении целостности педагогического процесса и отсутствие соответствующих
четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через
качество не только обучения, но и воспитания;
– потребность в педагоге как активном носителе провозглашаемой системы
ценностей, актуальной для укрепления современного российского государства, и
несовершенство подготовки таких специалистов на этапе вузовского и послевузовского
образования.
Основные направления реализации Программы
Нормативно-правовое - разработка нормативной базы МКОУ СОШ с.п. Новая
Балкария, определяющей механизмы реализации Программы с учетом региональной
специфики и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной
политикой в области образования.
Организационно- управленческое - организация межведомственного сетевого
взаимодействия МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария и учреждений дополнительного
образования детей , обеспечение занятости обучающихся через формирование заданий на

реализацию образовательных, физкультурно-спортивных, культурно - досуговых и других
программ..
Кадровое - повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров
Информационное - организация информационной поддержки мероприятий
Программы с привлечением федеральных и региональных ресурсов (СМИ, Интернетсайты или страницы сайта МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария , Интернет - конференции,
вебинары, форумы и иные).
Мониторинговое - направлено на создание системы организации и проведения
мониторинга и экспертизы эффективности реализации комплекса мер по реализации
Программы в МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария.
Финансовое – организация финансовой поддержки реализации Программы.
Материально-техническое - обеспечение оснащения, необходимого для развития
воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
Содержание Программы
МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария является центральным звеном всей системы
образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и
молодёжи. В данном контексте Программа содержит мероприятия, отражающие основные
направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и
инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.
В Программу включены мероприятия по разработке механизма и принципов
мониторинга эффективности реализации воспитательных программ в МКОУ СОШ с.п.
Новая Балкария, проведения анализа воспитательной компоненты учебно-воспитательных
комплексов и программ, изучения и обобщения передового опыта воспитательной
деятельности.
Программой предусмотрены мероприятия по подготовке, профессиональной
переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, владеющих
современными технологиями воспитания, по обеспечению педагогов методическим
сопровождением, набором средств для практической реализации воспитательных задач и
углубленными знаниями психологии.
Программой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня
компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия с
общеобразовательными учреждениями в организации и проведении воспитательной
деятельности (например, в рамках родительских комитетов и советов родительской
общественности, управляющих советов, школ ответственного родительства и т.п.).
Программой предусмотрены мероприятия информационно-просветительской
направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной
деятельности среди учащихся общеобразовательных учреждений.
Программой предусмотрено проведение мониторинга мероприятий, связанных с
обеспечением ОУ современным оборудованием, учебной и методической литературой,
оснащением кружков и секций художественно-эстетического, технического, экологобиологического, спортивного направлений, в т.ч. приобретение музыкальной аппаратуры,
спортивного оборудования и инвентаря, оборудования для школьной библиотеки.
Основные направления организации воспитания и социализации учащихся в
МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария
1. Гражданско-патриотическое:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской
Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству»,
«правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических
категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь»,
«совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др. ;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте
отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и
потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурноисторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и
культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научноисследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать
бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского
государства;
- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации
социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе
активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности
детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные
потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального
поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного
поведения среди учащейся молодёжи.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления
воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на развитие межпоколенного диалога
(например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами
семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций,
профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных
принципов);
- программы и проекты, направленные на исследование истории родного края,
природного и культурного наследия страны и отдельного региона;
- программы и проекты, направленные на развитие компетенций в сфере
межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности;
- программы и проекты, направленные на формирование уважительного отношения
к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на
развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого
гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социальноэкономическом развитии российского государства;
- программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к
воинскому прошлому своей страны (например, в рамках деятельности военноисторических клубов, школьных музеев воинской славы, детских и молодёжных военноспортивных центров и т.д.).
- программы и проекты, направленные на развитие общественного диалога,
гражданского мира и сохранения среды обитания (например, соучастие в проведении
общественно значимых мероприятий, профессиональных и региональных праздников,
экологических десантов и т.п.).
2. Нравственное и духовное воспитание:
- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных
понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость,
милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов
России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением
ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и

религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием
ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого
культурного пространства;
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на
представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности
личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального
пути развития и в социальной практике;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре
и языку своего народа и других народов России.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления
воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на увеличение объема учебной информации
по истории и культуре народов России (например, в контексте деятельности
национальных культурных центров и краеведческих клубов, детских и молодёжных
общественных объединений историко-культурной и философской направленности);
- программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры
обучающихся общеобразовательных учреждений (например, проведение «открытых
кафедр», тематических встреч в школах и высших учебных заведениях с приглашением
деятелей науки (например, педагогов, психологов, социологов, философов и др.),
культуры (например, актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов и др.),
религиозных и общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и
здравоохранения;
- программы и проекты, направленные на расширение пространства
взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного
формирования личности (в регионе, в стране, в мире).
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о
ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет
получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как
непременного условия экономического и социального бытия человека;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей
профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития
индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей,
умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой
трудовой и творческой деятельности;
- формирование дополнительных условий для психологической и практической
готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное
образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и
адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления
воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на формирование дополнительных условий
ознакомления обучающихся с содержанием и спецификой практической деятельности
различных профессий (например, экскурсии на предприятия и в организации, встречи с
представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых династий,
организация производственных и ознакомительных практик для учащихся старшей
школы, организация специальных профориентационных мероприятий);
- программы и проекты, направленные на развитие навыков и способностей
обучающихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности

(например, школьные кружки, детские центры творчества, разовые мероприятия – дни
труда, дни профессий, творческие конкурсы и фестивали и т.п.);
- программы и проекты, направленные на развитие у обучающихся представлений
о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах
их практического применения во взрослой жизни (например, мероприятия по повышению
мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в
образовательных областях и раскрывающих их прикладное значение);
- программы и проекты, направленные на повышение привлекательности
экономической жизни государства и общества, на развитие поиска своего места и роли в
производственной и творческой деятельности.
4. Интеллектуальное воспитание:
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений
о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального
развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных
сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития
детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения
предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);
- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности
современного информационного пространства (например, проведение специальных
занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с
научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности
учащихся и т.д.);
- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности,
выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному
овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению
личного успеха в жизни.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления
воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на организацию работы с одаренными
детьми и подростками, на развитие их научно-исследовательской и инженернотехнической деятельности в рамках специализированных кружков, центров, отделений
вузов, малых академий и т.д.;
- программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности
обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального
труда, представлений об ответственности за результаты научных открытий (например, в
рамках научно-исторических центров и клубов для детей и юношества, дискуссионных
клубов и т.п.).
- программы и проекты, направленные на создание системы олимпиад, конкурсов,
творческих лабораторий и проектов, направленных на развитие мотивации к обучению в
различных областях знаний для обучающихся, развитие системы ресурсных центров по
выявлению, поддержке и развитию способностей к различным направлениям творческой
деятельности подрастающих поколений.
5. Здоровьесберегающее воспитание:
- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных
представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья,
овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное
время;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и
спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на
процесс обучения и взрослой жизни.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления
воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к
состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных
форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье
человека (например, регулярное проведение профилактических мероприятий, лекций,
встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов,
детскими и подростковыми психологами, проведение дней здоровья, олимпиад и
конкурсов и т.п.);
- программы и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий
физической культурой и спортом (например, развитие спортивных школ, клубов, кружков,
увеличение числа оборудованных спортивных площадок, обеспечение спортивным
инвентарем детских оздоровительных лагерей, лагерей отдыха, трудовых лагерей,
санаториев и профилакториев, проведение разнообразных спортивных мероприятий,
состязаний, изучение истории спорта и олимпийских игр, развитие семейного спорта,
детского и юношеского туризма и т.д.);
- программы и проекты, направленные на формирование культуры здоровья
(например, историко-поисковая и научно-исследовательская деятельность учащихся по
теме здорового образа жизни, изучение в рамках деятельности кружков и клубов
положительных примеров здорового образа жизни в семье и регионе, создание школьных
музеев здоровья и спорта, проведение в общеобразовательных учреждениях научной
работы, связанной с проблемой сохранения здоровья всех участников образовательной
деятельности и т.д.);
- программы и проекты, направленные на обеспечение пропаганды здорового
образа жизни и физической культуры, в том числе и средствами социальной рекламы, по
следующим основным направлениям: информационное сопровождение спортивных
соревнований и мероприятий
-разработка и реализация информационно-пропагандистских мероприятий для
различных групп населения (детей, подростков, учащейся молодежи) направленных на
формирование и пропаганду здорового образа жизни; создание молодежных спортивных и
оздоровительных интернет-порталов информационно-пропагандистской направленности;
- программы и проекты, направленные на обеспечение нравственного и духовного
здоровья (например, научные сообщества учащихся, исследующие проблемы
психологического комфорта, коммуникативной компетентности, нравственного
поведения, дискуссионные клубы и молодежные центры, рассматривающие вопросы
социального партнерства, социальной и межкультурной коммуникации, проведение
форумов, лекций и круглых столов по проблемам духовного здоровья молодого
поколения, преодоления асоциального поведения, профилактики экстремизма,
радикализма, молодёжного нигилизма и т.д.).
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений
о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие»,
«социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как
«социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм»,
«фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной
почве);
- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации,
пропагандирующей
принципы
межкультурного
сотрудничества,
культурного
взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта
противостояния
контркультуре,
деструктивной
пропаганде
в
современном
информационном пространстве.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления
воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на обеспечение межпоколенного диалога, на
развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и
противоправной деятельности при использовании Интернета (например, при обучении
работе с информацией в рамках деятельности кружков информатики, в рамках проведения
тематических классных часов, деятельности школьных дискуссионных клубов, школы
юного педагога, юного социолога, юного психолога);
- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла
мероприятий), посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира, на
проведение в школах тематических круглых столов и «открытых кафедр» с участием
представителей родительской общественности, педагогов, социологов, культурологов,
психологов, на организацию школьных клубов интернациональной дружбы и т.д.).
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания,
направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и
национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве
культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих
способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных
эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных
культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области
культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на
основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к
мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и
кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления
воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на развитие деятельности школьных
кружков и творческих объединений, литературных и художественных салонов, на
организацию проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств, на
мероприятия по эстетическому оформлению школьного пространства;
- программ и проекты, связанные с музейной педагогикой, с детским и
молодёжным туризмом (например, деятельность кружков и школ юного экскурсовода,
проведение туристических походов и слётов, связанных с изучением истории и культуры,
организация дней и декад культуры в школе и т.д.).
8. Правовое воспитание и культура безопасности:
- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных
правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и
свободе личности, формирование электоральной культуры;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в
быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о
девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей
отдельных молодёжных субкультур.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления
воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности
обучающихся (например, в рамках деятельности школы юного правоведа), повышение

правовой активности и ответственности (например, в рамках участия в школьных органах
самоуправления); распространения правовой информации (например, в рамках
тематических классных часов, лекций с приглашением специалистов и др.); проведение
олимпиад по правоведению и т.д.
- программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности обучающихся
общеобразовательных учреждений (например, в рамках деятельности клубов юных
инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных миротворцев, юных
спасателей, юных туристов и краеведов и пр.), проведение тематических классных часов,
учений и игр по основам безопасности, оказания первой медицинской помощи,
проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической
безопасности;
- проведение в общеобразовательных учреждениях всероссийских (единых)
мероприятий и акций, направленных на формирование правовой компетентности,
нетерпимости к антиобщественным проявлениям, недопущению жестокости и насилия по
отношению к личности, распространение и укрепление культуры мира, продвижение
идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности и т.д.
9. Воспитание семейных ценностей:
- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о
семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных
отношений.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления
воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных
отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (например, в
рамках деятельности школьных клубов «мам и пап», «бабушек и дедушек», в рамках
проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного
благоустройства школьного пространства и т.д.);
- программы и проекты, направленные на организацию лекций и семинаров для
обучающихся, проводимых специалистами (педагогами, психологами, социологами,
философами, правоведами, врачами и т.д.).
10. Формирование коммуникативной культуры:
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая
межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
- формирование у обучающихся знаний в области современных средств
коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его
особенностях и месте в мире.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления
воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на развитие речевых способностей
обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на
повышение риторической компетенции молодых граждан (например, в рамках
деятельности школьных кружков и клубов юного филолога, юного ритора, школьных
дискуссионных клубов для старшеклассников, использования технологии дебатов на
межпредметном уровне и т.д.);
- программы и проекты, направленные на развитие школьных средств массовой
информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле- и видеостудии);
- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла
мероприятий), связанных с проведением курсов, лекций и семинаров по проблемам
коммуникативной компетенции обучающихся с привлечением специалистов (например,

психологов, филологов и др.), проведение олимпиад, праздников родного и иностранных
языков и т.д.
11. Экологическое воспитание:
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде,
бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны,
планеты;
- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам
производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и
изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях,
формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и
техногенной среде;
- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия
учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение
окружающей среды.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления
воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на изучение региональных и
этнокультурных особенностей экологической культуры (например, в рамках программ и
курсов краеведения, природоведения, деятельности детских юннатских кружков и
центров, детских зооферм и заповедников, школьных живых уголков, биологических и
экологических лабораторий и музеев;
- программы и проекты, направленные на развитие международного детского
сотрудничества в сфере охраны природы (например, в рамках реализации международный
и региональных проектов – Балтийский проект BSP, система ассоциированных школ
ЮНЕСКО- ASP-net UNESCO и др.);
- программы и проекты, направленные на формирование благоприятной и
безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы.
Ожидаемые результаты реализации Программы
– создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации
обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные
структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование
установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
– выработка и реализация последовательной государственной политики в области
воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и
механизмов ее осуществления;
– закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм,
духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни
общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации,
ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и
т.п.;
- создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы
воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Показатели и индикаторы реализации Программы
В результате выполнения Программы будет обеспечено:
- создание и внедрение новых программ воспитания и социализации обучающихся
в МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария общеобразовательных учреждениях;
- внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов,
систем и технологий воспитания и социализации детей и молодежи;
- внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности ОУ и
процесса социализации обучающихся;
- рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания,
обучения и развития детей в образовательном учреждении.

- повсеместная доступность для детей различных видов социальнопсихологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.
В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на
инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в МКОУ
СОШ с.п. Новая Балкария.
Будут обеспечены:
-поддержка региональных комплексных программ воспитания и социализации,
направленных на достижение стратегических целей формирования личности гражданина
России и стимулирование взаимодействия системы образования и культуры в целом,
высшего, среднего и начального профессионального образования, базового общего и
дополнительного образования в рамках совместных проектов и программ развития с
активным привлечением родителей учащихся и представителей общественности;
-подготовка и переподготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания
и социализации детей и молодежи;
-повышение показателей активности всех целевых групп, позволяющей обеспечить
новые уровни взаимодействия их друг с другом, привлечение к сотрудничеству
специалистов из учреждений культуры, спорта и др.;
-кооперирование ОУ
с внешней средой для формирования устойчивых
двухсторонних связей в целях стабильного функционирования воспитательной
компоненты;
-внедрение
механизмов
государственной
поддержки,
обеспечивающей
эффективное финансирование воспитательной компоненты в образовании;
-внедрение и поддержка механизмов и моделей социального партнерства,
обеспечивающих эффективность системы воспитания и социализации подрастающего
поколения;
- воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творческой,
компетентной личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических
традиций и основ государственности современной России;
- интеграция усилий заинтересованных социальных институтов (семьи,
общественных организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта,
бизнеса, религиозных организаций) во взглядах и позициях на воспитание, как
неотъемлемое
условие
общественного,
культурного
развития
посредством
воспитательного пространства;
- обеспечение качества воспитательного процесса на основе развития
воспитательного потенциала основного и дополнительного образования, расширения
возможностей для удовлетворения культурно-образовательных потребностей детей и
молодёжи на основе укрепления и развития ресурсов дополнительного образования детей,
а также посредством развития спектра дополнительных образовательных услуг, в том
числе и дистанционных;
развитие социальной
активности и
гражданской ответственности
несовершеннолетних
посредством
профилактики
отклонений
в
поведении
несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально востребованные сферы
деятельности и актуальные для региона и страны проекты;
- обеспечение роста социальной зрелости учащихся, проявляющегося в осознанном
выборе здорового образа жизни, развитии талантов и способностей, в сознательном
профессиональном
самоопределении,
ориентации
на
саморазвитие
и
самосовершенствование во благо современного российского общества и государства.
Управление реализацией Программы
1. Формирование экспертного совета.
2. Мониторинг реализации Программы.
3. Корректировка при необходимости направлений и механизмов реализации
Программы.

Ресурсное обеспечение Программы
1.Разработка нормативно-правовой базы в сфере воспитания 2. Развитие
действующей инфраструктуры воспитания (направления, формы, механизмы, сетевое
взаимодействие).
3.Подготовка кадрового потенциала в сфере воспитания.
4.Развитие научного, информационного, программно-методического обеспечения
воспитания.
5. Обоснование объемов и механизмов финансирования воспитания.
Система мероприятий Программы
Реализация Программы и ее эффективность обеспечивается реализацией
следующих мероприятий:
- повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;
- развитием системы дополнительного образования учащихся;
- повышением педагогической культуры родителей;
- взаимодействием школы с общественными и традиционными религиозными
организациями
- готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;
- укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с
социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;
- организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в
этот процесс учащихся.
Эффективность реализации Программы
Реализация Программы и ее эффективность детерминируются рядом условий:
- готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;
- повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;
- развитием системы дополнительного образования учащихся;
- повышением педагогической культуры родителей;
- взаимодействием школы с общественными и традиционными религиозными
организациями;
- укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с
социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;
- организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в
этот процесс подрастающего поколения
Основными результатами развития Программы должны стать:
- результаты личностных воспитательно-образовательных достижений учащихся;
- результаты деятельности образовательных учреждений систем общего и
дополнительного образования детей;
- результаты деятельности педагогических кадров систем общего и
дополнительного образования детей;
- результаты межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного
образования с государственными и общественными институтами.

Письмо Минобрнауки РФ
от 12.07.2013 г. № 09-879

Рекомендации
по формированию перечня мер и мероприятий по реализации
Программы развития воспитательной компоненты в МКОУ СОШ с.п.
Новая Балкария
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования (далее - ФГОС) в основную образовательную программу
школы в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и
социализации обучающихся, построенная на основе базовых национальных ценностей
российского
общества,
таких,
как
патриотизм,
социальная
солидарность,
гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество,
образование.
Указанная
программа должна
быть направлена на:
-освоение обучающимися норм и правил общественного поведения;
- обеспечение
усвоения
обучающимися
нравственных
ценностей;
- приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой
деятельности;
- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для
конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых
норм, установленных российским законодательством;
- приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе;
формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов
самореализации;
- формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной
среды;
- выбор варианта
поведения.
Министерством образования и науки Российской Федерации разработана
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе (далее Воспитательная компонента), являющейся составной и неотъемлемой частью программы
воспитания и социализации обучающихся и предусматривающей расширение и
конкретизацию
ее
содержания.
Конкретизируя положения Воспитательной компоненты, считаем возможным
предусмотреть реализацию на уровне общеобразовательного учреждения ряда мер и
мероприятий.

Меры
1.
Организация расширенного общественно-педагогического обсуждения
Воспитательной компоненты в общеобразовательной школе, в том числе с участием
социальных
партнеров,
органов
местного
самоуправления.
2.
Разработка содержания направлений, обеспечивающих реализацию
Воспитательной компоненты, по различным аспектам воспитательной деятельности с
учетом региональной специфики и его утверждение на заседании коллегиального органа
управления.
3.
Включение Воспитательной компоненты в основную образовательную
программу
общеобразовательной
школы
на
текущий
год.
4.
Разработка локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность
общеобразовательной
школы
по
реализации
Воспитательной
компоненты.
5.
Разработка и утверждение детализированных планов мероприятий по
различным направлениям реализации Воспитательной компоненты, в том числе с учетом
памятных
дат,
традиционных
мероприятий.
6.
Размещение основной образовательной программы, включающей
Воспитательную компоненту и детализированные планы мероприятий на сайте
общеобразовательной
школы.
7.
Разработка механизмов реализации и оценки Воспитательной компоненты с
использованием механизмов сетевого взаимодействия и принципов социального
партнерства.
8.
Разработка системы оценки планируемых результатов Воспитательной
компоненты (через систему учета индивидуальных достижений обучающихся, участие
обучающихся в проектной деятельности, практических и творческих работах).
9.
Обеспечение
проведения
внешних
неперсоннфнцированных
мониторинговых
исследований
для
оценки
эффективности
воспитательнообразовательной
деятельности
общеобразовательного
учреждения.
10. Разработка системы мер, направленных на профессиональную подготовку
всех субъектов реализации Воспитательной компоненты (включая участие педагогов,
родителей, представителей органов ученического самоуправления, детских общественных
объединений) посредством организации мастер-классов, круглых столов, обучающих
семинаров.
11. Рассмотрение хода реализации программы воспитания и социализации
обучающихся на заседании коллегиального органа управления, внесение последующей
корректировки.
Мероприятия
1. В сфере гражданско-патриотического
воспитания:
- организация межпоколенческого взаимодействия;
- организация
краеведческойдеятельности;
- организация профориентационной
работы;
- развитие
эстетического воспитания;
- организациятуристско-экскурсионной деятельности;
- организация работы школьных музеев;
- организация экологического всеобуча.
2. В сфере нравственного и духовного воспитания:
- организациянравственного просвещения;
- организацияприобщения к культурам народов Российской Федерации;
- организация
формирования
культуры
толерантности;
- организация формирования активной жизненной позиции обучающихся.

3. В сфере воспитания
положительного отношения к труду и творчеству:
- организация знакомства со спецификой различных профессий;
- организация повышения мотивации к обучению;
- организация дополнительного образования детей в контексте внеурочной
деятельности.
4. В сфере интеллектуального воспитания:
- организация развития техносферы в образовательных учреждениях;
- организация повышения мотивации к научным исследованиям;
- организация выявления, поддержки и развития творческих способностей
обучающихся.
5. В сфере здоровьесберегающего воспитания:
- организация профилактики вредных привычек и различных форм асоциального
поведения;
- развитие здорового образа жизни и социального здоровья обучающихся;
- развитие условий для занятий физической культурой и спортом.
6. В сфере социокультурного и медиакультурного воспитания:
- организация предупреждения социальной агрессии и противоправной
деятельности;
- организация интернационального воспитания;
- организация профилактики экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и
др.
7. В сфере культуротворческого и эстетического воспитания:
- организация деятельности творческих объединений, проведение творческих
конкурсов;
- развитие эстетического воспитания;
- создание условий для посещения музеев, выставок и др.
8. В сфере
правового
воспитания и
культуры
безопасности:
- организация повышения правовой
грамотности обучающихся;
-создание условий деятельности органов ученического самоуправления;
-обеспечение физической, информационной и психологической безопасности
обучающихся.
9. В сфере формирования
коммуникативной культуры:
- организацияповышения уровня
межкультурной
коммуникации;
- создание
условий
для
безопасной коммуникации;
- организацияриторической
компетентности
обучающихся;
-создание условий для развития школьных средств массовой информации.
10. В сфере экологического
воспитания:
- организация повышения уровня экологической культуры обучающихся;
- создание условий для развития школьных живых уголков, биологических и
экологических
лабораторий;
- созданий условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания.


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».