Описание образовательной программы НОО

Описание ООП НОО
в соответствии с ФГОС 2021, с учетом Федеральной образовательной программой
начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской
Федерацииот 18 мая 2023 г. № 372.
(Данная программа для обучающихся 1-4 классов 2023-2024 уч. год)

ФОП НОО является основным документом, определяющим содержание общего
образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации
в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС НОО
соотношения
обязательной
части
программы
и части, формируемой участниками
образовательного процесса.
Целями реализации ФОП НОО являются:
• обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской
Федерации на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и вос
питание каждого обучающегося;
• развитие единого образовательного пространства Российской Федерации на основе об
щих принципов формирования содержания обучения и воспитания, организации образовател
ьного процесса;
• организация образовательного процесса с учётом целей, содержания и планируемых ре
зультатов начального общего образования, отражённых в ФГОС НОО;
• создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учётом его
потребностей, возможностей и стремления к самореализации;
• организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных
программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для детей социа
льных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ФОП НОО предусматривает решение следу
ющих основных задач:
• формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное
воспитание, интеллектуальное развитие, становление творческих способностей, сохранение
и укрепление здоровья;
• обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимися целевых установо
к, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общест
венными, государственными
потребностями
и
возможностями
обучающегося,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальност
и и неповторимости;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО всеми обучающимися, в
том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с
ОВЗ);
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общ
ественно полезной деятельности;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического
творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации.
ФОП НОО учитывает следующие принципы:

1) принцип учёта ФГОС НОО: ФОП НОО базируется на требованиях, предъявляемых
ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне
начального общего образования;
2) принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательно
йорганизации ФОП НОО характеризует право получения образования на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного
принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
3) принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: программа обеспечивает конст
руирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает
механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
4) принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с
особыми
способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представ
ителей) обучающегося;
5) принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает связь и д
инамику в формировании знаний, умений и способов деятельности, а также успешную
адаптацию обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего
образования,
единые
подходы
между
их обучением и развитием на
уровнях
начального общего и основного общего образования;
6) принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь уроч
ной ивнеурочной деятельности, разработку мероприятий, направленных на обогащение
знаний,
воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственноценностного отношения к действительности;
7) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому
здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических тех
нологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны
соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами Сан
ПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредно
сти для человека факторов среды обитания», утверждёнными постановлением Главного госу
дарственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2
(зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 6229
6), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного вр
ача Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный № 72558), действующими
до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи»,
утверждёнными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее Санитарно-эпидемиологические требования).
ФОП НОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Наибол
ее адаптивным сроком освоения ООП НОО является четыре года. Общий объём аудиторной
работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академиче
ских часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной

неделе,
предусмотренными
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в
пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном
локальными нормативными актами образовательной организации. При формировании инди
видуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения, объём дневной и недель
ной учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий, расписание занятий
, объём домашних заданий должны соответствовать требованиям, предусмотренным
Гигиеническими нормативами и Санитарно- эпидемиологическими требованиями.
Планируемые результаты освоения ФОП НОО.
Планируемые результаты освоения ФОП НОО соответствуют современным целям начал
ьного общего образования, представленным во ФГОС НОО как система личностных, метапре
дметных и предметных достижений обучающегося.
Личностные результаты освоения ФОП НОО достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционным
и российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и спос
обствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренн
ей позиции личности.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые
обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к
самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания программы начально
го общего образования обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а так
же различными знаков символическими средствами, которые помогают обучающимся приме
нять знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных учебныхситуациях.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП НОО.
Основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательно
й деятельности и подготовки обучающихся, освоивших ООП НОО, является ФГОС НОО
независимо от формы получения начального общего образования и формы обучения. Таким
образом, ФГОС НОО определяет основные требования к образовательным результатам
обучающихся и средствам оценки их достижения.
Система оценки достижения планируемых результатов (далее
система оценки)
является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной
организации
и
служит
основой при разработке
образовательной организацией
соответствующего локального акта.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образова
ния, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными фун
кциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых
результатов
освоения ФОП НОО и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлят
ь управление образовательным процессом.
Основными направлениями
и целями
оценочной деятельности
в
образовательной организации являются:
• оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как
основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего монит
оринга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регион
ального и федерального уровней;
• оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационн
ых процедур;

•
оценка результатов
аккредитационных процедур.

деятельности

образовательной

организации

как

основа

Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступа
ют требования ФГОС НОО, которые конкретизируются в планируемых результатах освоени
я обучающимися ФОП НОО.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает: стартовую диагностику; текущую и тематическую оценк
и; итоговую оценку; промежуточную аттестацию; психолого-педагогическое наблюдение;
Внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Внешняя оценка включает:
Независимую оценку качества подготовки обучающихся;
В соответствии с ФГОС НОО система оценки образовательной организации реализует
системно- деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных
достижений.
Системно- деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся
проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и
учебно-практических задач, а также
в оценке уровня функциональной грамотности
обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых
выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся служит основой
для организации индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется как по отношени
ю к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся реализуется за с
чёт фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов. Дос
тижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учеб
ные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного проц
есса, выступает достаточным для
продолжения обучения и
усвоения последующего
учебного материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
·- оценку предметных и метапредметных результатов;
·- использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки;
-использование контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и
процессе обучения и другие) для интерпретации полученных результатов в целях управления
качеством образования;
·- использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг
друга, в том числе оценок творческих работ, наблюдения;
·- использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся
в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
·- использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в
том числе формируемых с использованием информационно коммуникационных (цифровых)
технологий.
Целью оценки личностных достижений обучающихся является получение общего
представления о воспитательной деятельности образовательной организации и её влиянии на
коллектив обучающихся.
При оценке личностных результатов необходимо соблюдение этических норм и правил
взаимодействия с обучающимся с учётом его индивидуально психологических особенностей
развития.
Личностные достижения обучающихся, освоивших ФОП НОО, включают две группы
результатов:

-основы российской гражданской идентичности, ценностные установки и социально
значимые качества личности;
·-готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению,
активное участие в социально значимой деятельности.
Учитывая особенности групп личностных результатов, учитель может осуществлять
оценку только следующих качеств:
- наличие и характеристика мотива познания и учения;
-наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные
действия;
·-способность осуществлять самоконтроль и самооценку.
Диагностические задания, устанавливающие уровень этих качеств, целесообразно
интегрировать с заданиями по оценке метапредметных регулятивных универсальных
учебных действий.
Оценка метапредметных результатов осуществляется через оценку достижения
планируемых результатов освоения ФОП НОО, которые отражают совокупность
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения
программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
Оценка
метапредметных
результатов
проводится
с
целью
определения
сформированности:
·- познавательных универсальных учебных действий;
·-коммуникативных универсальных учебных действий;
·-регулятивных универсальных учебных действий.
Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает
формирование и оценку у обучающихся базовых логических действий, базовых
исследовательских действий, умений работать с информацией.
Овладение базовыми логическими действиями обеспечивает формирование у обучающи
хся умений:
·
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналог
ии;
·
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
·
определять существенный признак для классификации, классифицировать предло
женныеобъекты;
·
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и на
блюденияхна основе предложенного учителем алгоритма;
·
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на ос
нове предложенного алгоритма;
·
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственномунаблюдению или знако
мых по опыту, делать выводы.
Овладение
базовыми
исследовательскими
действиями
обеспечивает
формирование уобучающихся умений:
·
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации
) на основе предложенных учителем вопросов;
·
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
·
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
·
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлен
ию особенностей объекта изучения и связей
между объектами (часть
- целое, причина следствие);

·
формулировать выводы
и
подкреплять
их
доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
классификации, сравнения, исследования);
·
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в анало
гичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией как одно из познавательных универсальных учебных действий о
беспечивает сформированность у обучающихся умений:
·
выбирать источник получения информации;
·
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, п
редставленную в явном виде;
·
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
·
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасност
и при поиске в информацинно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Интернет);
·
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
·
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает
формирование
и оценку у обучающихся
таких групп умений,
как
общение
и
совместная деятельность.
Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает
сформированность у обучающихся умений:
·
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с цел
ями и условиями общения в знакомой среде;
·
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диа
лога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;
·
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
·
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
·
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
·
подготавливать небольшие публичные выступления;
·
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступлени
я.
Совместная деятельность как одно из коммуникативных универсальных учебных дейс
твийобеспечивает сформированность у обучающихся умений:
·
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом уча
стия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного ф
ормата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
·
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
·
ответственно выполнять свою часть работы;
·
оценивать свой вклад в общий результат;
·
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцо
в.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями согласно ФГОС НОО
предполагает формирование и оценку у обучающихся умений самоорганизации
(планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать
последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха
(неудач)
в
учебной деятельности, корректировать свои
учебные
действия для
преодоления ошибок).

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как учителем в ходе
текущей и промежуточной оценки по учебному предмету, так и администрацией
образовательной организации в ходе мониторинга. В текущем учебном процессе
отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные
задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными действ
иями, реализуемыми в предметном преподавании.
В ходе мониторинга проводится оценка сформированности универсальных учебных
действий. Содержание и периодичность мониторинга устанавливаются решением педагогиче
ского совета образовательной организации. Инструментарий для оценки сформированности
универсальных учебных действий строится на межпредметной основе и может включать
диагностические материалы по оценке функциональной грамотности, сформированности
регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметн
ых областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных
условиях, а также на успешное обучение.
Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется через оценку
достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
Основным предметом оценки результатов освоения ООП НОО в соответствии с
требованиями ФГОС НОО является способность к решению учебно-познавательных и
учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале и способах
действий, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных)
действий.
Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется учителем в ходе
процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету
фиксируются в приложении к ООП НОО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету должно вк
лючать:
·
список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования
и способовоценки (например, текущая (тематическая); устно (письменно), практика);
·
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необход
имости - с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
·
график контрольных мероприятий.
Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с ц
елью оценки готовности к обучению на уровне начального общего образования.
Стартовая диагностика проводится в начале 1 класса и выступает как основа (точка
отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом
оценки в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной
деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счётом.
Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью оценк
и готовности к изучению отдельных учебных предметов (разделов). Результаты стартовой
диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализаци
и учебного процесса.
Текущая оценка направлена на оценку индивидуального продвижения обучающегося в
освоении программы учебного предмета.
Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия
обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и диагностиче
ской, способствующей выявлению и осознанию учителем и обучающимся существующих пр
облем в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освое
ния которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.

В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и
письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые
формы, рефлексия, листы продвижения и другие) с учётом особенностей учебного
предмета.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса.
Тематическая оценка направлена на оценку уровня достижения обучающимися темати
ческих планируемых результатов по учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная со 2 класса, в конце
каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленн
ой оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ
и фиксируется в классном журнале.
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результа
тов и универсальных учебных действий, является основанием для перевода обучающихся в с
ледующий класс.
Итоговая оценка является процедурой внутренней оценки образовательной организации
и складывается из результатов накопленной оценки и
итоговой работы по
учебному предмету.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебнопознавательные
и учебно-практические
задачи,
построенные
на
основном содержании учебного предмета с учётом формируемых метапредметных действий.


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».