Методическая разработка Учебная экологическая тропа

МКОУ СОШ с.п. Новая Балкария Терского муниципального района
Кабардино-Балкарской Республики
Методическая разработка

Учебная экологическая тропа
Автор разработки
Беппаева Хаулат Сафарбиевна
учитель географии

сп Новая Балкария
21-22 уч.г

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------3
Физико-географический обзор территории---------------------4
Учебная

экологическая тропа -----------------------------------6

Паспорт учебной экологической тропы---------------------------8
Исследовательская работа на экологической тропе-------------9
Экскурсионная деятельность на экологической тропе---------10
Заключение--------------------------------------------------------------11
Список использованной литературы------------------------------- 12
Правила поведения на экологической тропе-----------------------13

Введение
Важнейшим средством экологического образования является организация
разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире
природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная
экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная
территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих
и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во
время экскурсий.
Актуальность. Создание учебно-экологической тропы является актуальной и
востребованной потребностью в наше время, так как, природные комплексы на территории села
сильно изменены человеком и требуют изучения и охраны.
Экскурсии на экологической тропе и учебная работа на ней должны использоваться для
формирования правил поведения на природе, выработке навыков экологической культуры.
На учебной тропе во время уроков, экскурсий учащиеся знакомятся не только с
природными достопримечательностями, но также изучают рельеф, флору, фауну родного края,
наблюдают за растениями, животными, дают оценку различным проявлениям деятельности
человека в природе.
Цель методической разработки: Изучение природных комплексов на территории села
Новая Балкария и создание условий для развития познавательных и интеллектуальных
способностей учащихся через различные формы исследовательской деятельности на уроках
и во внеурочное время по географии.
Задачи:
Образовательные: углубить, обобщить и закрепить знания по географии, биологии,
экологии, краеведению; сформировать положительный образа региона, через инновационный
краеведческий подход при обучении географии; расширить элементарные сведения об объектах,
процессах и явлениях окружающей среды.
Развивающие: развивать умения видеть, замечать различные проявления
антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы;
уметь комплексно оценивать среду; развивать навыки исследовательской работы;
Воспитательные: создать условия для самореализации подростков и повышения
их экологического сознания, а также социальной активности.
Гипотеза. Тр.оп.а по.зв.ол.ит.ь по.вы.си.ть эк.ол.ог.ич.ес.ку.ю ку.ль.ту.ру де.те.й, ра.сш.ир.ит.ь их
кр.уг.оз.ор.
Кл.юч.ев.ые сл.ов.а.
Эк.ол.ог.ич.ес.ка.я тр.оп.а, ма.рш.ру.т, ст.оя.нк.а, эк.ол.ог.ич.ес.ка.я ку.ль.ту.ра.
Це.ле.ва.я ау.ди.то.ри.я эк.ол.ог.ич.ес.ко.й тр.опы
Уч.еб.на.я эк.ол.ог.ич.ес.ка.я тр.оп.а ра.сс.чи.та.на на уч.еб.ны.е гр.уп.пы пе.да.го.го.в и уч.ащ.их.ся
1-11 кл.ас.со.в. Уч.ит.ел.я, на та.ко.й тр.оп.е, пр.ио.бр.ет.аю.т оп.ыт об.ра.зо.ва.те.ль.но-во.сп.ит.ат.ел.ьн.ой
ра.бо.ты с де.ть.ми в пр.ир.од.ны.х ус.ло.ви.ях.
Фо.рм.ы ра.бо.ты на уч.еб.но- эк.ол.ог.ич.ес.ко.й тр.опе
 Ин.те.гр.ир.ов.ан.ны.е ур.ок.и ге.ог.ра.фи .и, би.ол.ог.ии, эк.ол.ог.ии, ис.то.ри.и, ИЗО.
 Эк.ск.ур.си.и;
 Ур.ок.и-по.хо.ды;
 Пр.ак.ти.че.ск.ие за.ня.ти.я;
 Эк.ол.ог.ич.ес.ки.е ак.ци.и.

Об.ра.зо.ва.те.ль.ны.е те.хн.ол.ог.ии
Вся ра.бо.та по ис.по.ль.зо.ва.ни.ю тр.оп.ы ст.ро.ит.ся на ос.но.ве со.че.та.ни.я ин.ди.ви.ду.ал.ьн.ой,
гр.уп.по.во.й и ма.сс.ов.ой фо.рм ор.га.ни.за.ци.и де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я.
Пр.им.ен.яю.тс.я:
 иг.ро.вы.е те.хн.ол.ог.ии,
 те.хн.ол.ог.ии со.тр.уд.ни.че.ст.ва и зд.ор.ов.ье.сб.ер.еж.ен.ия.
 Ши.ро.ко ис.по.ль.зу.ет.ся пр.об.ле.мн.ый и ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ки.й ме.то.ды об.уч.ен.ия.
Ожидаемые результаты.
 Повысится научный уровень образования, так как знания, которые учащиеся получают на тропе,
тесно связаны с программным материалом, особенно в 5-6 классах и на уроках географии КБР в 8
классе.
 Обучающиеся получат развитие таких важнейших
компетенций, как:
общенаучная,
информационная, познавательная,
коммуникативная,
ценностно-смысловая,
социальная,
стремления личностного самосовершенствования.

Фи.зи.ко-ге.ог.ра.фи.че.ск.ий об.зо.р те.рр.ит.ор.ии
Ге.ог.ра.фи.че.ск.ое по.ло.же.ние
Се.ло Но.ва.я Ба.лк.ар.ия ра.сп.ол.ож.ен.о в во.ст.оч.но.й ча.ст.и КБР на пр.ав.ом бе.ре.гу ре.ки Те.ре.к и
вх.од.ит в со.ст.ав Те.рс.ко.го ра.йо.на. Эта ча.сть республи.ки им.ее.т ис.то.ри.че.ск.ое на.зв.ан.ие
Ма.ла.я Ка.ба.рда.
Ма.ла.я Ка.ба.рда ра.сп.ол.ож.ен.а в се.ве.ро-во.ст.оч.но.й ча.ст.и Ка.ба.рд.ин.ск.ой ра.вн.ин.ы.
Се.ло во.зн.ик.ло на ме.ст.е Ур.ож.ай.не.нс.кой ма.ши.нн.о-тр.ак.то.рн.ой ст.ан.ци.и (МТС) в 1958
го.ду и за.ни.ма.ет те.рр.ит.ор.ию пл.ощ.адью 1422ге.кт.ар.а. В се.ле 254 дв.ор.ов, чи.сл.ен.но.ст.ь
на.се.ле.ни.я –1300 че.ло.ве.к.
С ра.йо.нн.ым це.нт.ро.м и с На.ль.чи.ко.м се.ло св.яз.ан.о ав.то.до.ро.га.ми.
Ре.ль.еф
Аб.со.лю.тн.ая вы.со.та над ур.ов.не.м мо.ря 250 ме.тр.ов. На во.ст.оке от се.ла в ши.ро.тн.ом
на.пр.ав .ле.ни.и пр.ос.ти.рается Те.рс.ки.й хр.еб.ет (400-600м.)
Кл.им.ат
На те.рр.ит.ор.ии се.ла кл.им.ат ко.нт.ин.ен.та.ль.ны.й. Аб.со.лю.тн.ый ма.кс.им.ум +42С⁰.
Аб.со.лю.тн.ый ми.ни.мум -32С⁰. Ос.ад.ко.в вы.па.да.ет ме.не.е 300мм в год.
Для на.шей те.рр.ит.ор.ии ха.ра.кт.ер.ны ли.вн.ев.ые до.жд.и из ку.че.во до.жд.ев.ых об.ла.ко.в.
В та.ких об.ла.ка.х вы.со.ка ве.ро.ят.но.ст.ь об.ра.зо.ва.ни.я гр.ада.
По.чва
В со.ст.аве по.чв.ен.но.го по.кр.ов.а ст.еп.но.й зо.ны в по.йм.е ре.ки Те.ре.к пр.ео.бл.ад.аю.т
ал.лю.ви.ал.ьн.ые по.чв.ы на су.пе.сч.ан.ых, ле.гк.ос.уг .ли.ни.ст.ых ры.хл.ых по.ро.да.х. По.чв.ы
оп.ыт.но.го уч.ас.тк.а пр.ед.ст.ав.ле.ны ка.рб.он.ат.ны.ми че.рн.оз.ём.ам.и – в зо.не де.ят.ел.ьн.ос.ти Ма.лоКа.ба.рд.ин.ск.ой ор.ос.ит.ел.ьн.ой си.ст.емы. Со.де.рж.ан.ие в них гу.му.са 3-4%, по ме.ха.ни.че.ск.ом.у
со.ст.ав.у эти по.чв.ы от.но.ся.тс.я к ср.ед.не и ле.гко-су.гл.ин.ис.ты.м. Гр.ун.то.вы.е во.ды за.ле.га.ют
гл.уб.же 15 м.
Ра.ст.ит.ел.ьн.ос.ть
На.ша ме.ст.но.сть им.ее.т ст.еп.но.й ла.нд.ша.фт, ко.то.ры.й ха.ра.кт.ер.из.уе.тс.я бе.зл.ес.ье.м,
ра.ст.ит.ел.ьн.ос.тью.Вся пр.ил.ег.аю.ща.я те.рр.ит.ор.ия се.ла ра.сп.ах.аныа. Не.бо.ль.ши.е уч.ас.тки
ес.те.ст.ве.нн.ой ра.ст.ит.ел.ьн.ос.ти со.хр.ан.ил.ис.ь на от.ро.га.х Те.рс.ко.го хр.еб.та.
Тр.ав.ян.ис.та.я ра.ст.ит.ел.ьн.ос.ть в ос.но.вн.ом пр.ед.ст.ав.ле.на по.лы.нь.ю, ко.вы.лё.м, зл.ак.ам.и. На
бо.лее ув.ла.жн.ён.ны.х уч.ас.тк.ах ра.ст.ут со.чн.ые тр.ав.ы: кл.ев.ер, ти.мо.фе.ев.ка, ов.ся.ни.ца. На
за.бо.ло.че.нн.ых уч.ас.тк.ах ра.ст.ут ро.го.з, ос.ок.а, ка.мы.ш. Из со.рн.як.ов ос.об.ен.но
ра.сп.ро.ст.ра.не.ны: ам.бр.оз.ия, гу.май, ду.рм.ан.
Ле.ка.рс.тв.ен.ны.е ра.ст.ен.ия : ты.ся.чели.ст.ни.к, ло.пу.х, кр.ап.ив.а, од.ув.ан.чи.к, по.до.ро.жн.ик,
пу.ст.ыр.ни.к. че.ре.да, мо.кр.иц.а.

Уч.еб.на.я эко.ло.ги.че.ск.ая тр.опа
Ма.рш.ру.т уч.еб.но- эк.ол.ог.ич.ес.ко.й тр.оп.ы вы.бр.ан та.ки.м об.ра.зо.м, чт.об.ы в нем бы.ли
пр.ед.ст.ав.ле.ны не то.ль.ко уч.ас.тк.и не.тр.он.ут.ой «ди.ко.й» пр.ир.од.ы, но и ан.тр.оп.ог.ен.ны.й
ла.нд.ша.фт. Это по.зв.ол.яет пр.ов.од.ит.ь ср.ав.ни.те.ль.но.е из.уч.ен.ие ес.те.ст.ве.нн.ой и
пр.ео.бр.аз.ов.ан.но.й ср.ед.ы, из.уч.ат.ь ха.ра.кт.ер пр.ир.од.оп.ре.об.ра.зу.ющ.ей де.ят.ел.ьн.ос.ти
че.ло.ве.ка, уч.ит.ьс.я пр.ог.но.зи.ро.ва.ть вс.ев.оз.мо.жн.ые по.сл.ед.ст.ви.я та.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти.
Ма.рш.ру.т уч.еб.но.й тр.оп.ы об.ус.ло.вл.ив.ае.тс.я вр.ем.ен.ем, в те.че.ни.е ко.то.ро.го

мо.жет пр.ов.од.ит.ьс.я эк.ск.ур.си.я. Для вз.ро.сл.ых (ст.ар.ше.кл.ас.сн.ик.ов) — это два, два с
по.ло.ви.но.й ча.са — со.от.ве.тс.тв.ен.но дл.ин.а ма.рш.ру.та со.ст.ав.ля.ет ок.ол.о 1500 ме.тр.ов. Для
ма.лы.ше.й
пр.ов.од.ят.ся
оз.на.ко.ми.те.ль.ны.е
эк.ск.ур.си.и
на
от.ре.зк.е
ма.рш.ру.та
пр.од.ол.жи.те.ль.но.ст.ью в 30-40 мин.
На тр.оп.ах, ко.то.ры.е по.лу.чи.ли на.зв.ан.ие уч.еб.ны.х эк.ол.ог.ич.ес.ки.х, ос.но.вн.ое вн.им.ан.ие
об.ра.ща.ют не ст.ол.ьк.о на зн.ак.ом.ст.во с пр.ир.од.ны.ми об.ъе.кт.ам.и, ск.ол.ьк.о на оц.ен.к у
де.ят.ел.ьн.ос.ти че.ло.ве.ка в ок.ру.жа.ющ .ей ср.ед.е, как ес.те.ст.ве.нн.ой, так и пр.ео.бр.аз.ов.ан.ной
Эк.ол.ог.ич.ес.ка.я тр.оп.а со.от.ве.тс.тв.уе.т ос.но.вн.ым кр.ит.ер.ия.м:
 На.хо.ди.тс.я в че.рт.е се.ла и ле.гк.од.ос.ту.пн.а для уч.ащ.их.ся
 Ма.рш .ру.т тр.оп.ы пр.ол.ож.ен по сл.ож.ив.ше.йс.я до.ро.ге.
 Тр.оп.а не мо.но.то.нн.ая, об.ъе.кт.ы пр.ир.од.ы ча.ст.о ме.ня.ют.ся .
Дв.иж.ен.ие по ма.рш.ру.ту ор.га.ни.зу.ет.ся пр.еи.му.ще.ст.ве.нн.о под ру.ко.во.дс.тв.ом пе.да.го.га или
эк.ск.ур.со.во.да из чи.сл.а уч.ащ.их.ся. По св.ое.му со.де.рж .ан.ию тр.оп.ы та.ко.го ти.па компл.ек.сн.ые.
Пр.ох.ож.де.ни.е по ним на.пр.ав.ле.но на из.уч.ен.ие об.ъе.кт.ов и яв.ле.ни.й пр.ир.од.ы, на зн.ак.ом.ст.во
с ку.ль.ту.ро.й пр.ир.од.оп.ол.ьз.ов.ан.ия и ра.зв.ит.ие на.вы.ко.в эк.ол.ог.ич.ес.ко.й оц.ен.ки его
ре.зу.ль.та.то.в, а та.кж.е на во.сп.ит.ан.ие у об.уч.аю.щи.хс.я эк.ол.ог.ич.ес.ко.й эт.ик.и.
ПА.СП.ОРТ

уч.еб.ной эк.ол.ог.ич.ес.ко.й тр.опы
Ме.ст.он.ахожд.ен.ие:
Пр.ое.зд
Зе.мл.еп.ольз.ов.ат.ел.и :

сп Но.ва.я Ба.лк.ар.ия Те.рс.ко.го ра.йо.на КБР.
Ав.то.до.ро.га Те.ре.к-Ов.це.со.вх.оз .
Ме.ст.на.я ад.ми.ни.ст.ра.ци.я СП Но.ва.я Ба.лк.ар.ия
Те.рс.ко.го ра.йо.на КБР и Те.рс.ки.й Го.сс.ор.ту.ча.ст.ок
Вр.ем.я создания2018-2020гг.
На.зн.ач.ен.ие эк.ол.ог.и1. фо.рм.ир.ов.ан.ие эк.ол.ог.ич.ес.ко.й ку.ль.ту.ры
че.ск.ой тр.опы
2.эк.ск.ур.си.он.на.я де.ят.ел.ьн.ос.ть,
3.эк.ол.ог.ич.ес.ки.й мо.ни.то.ри.нг.
Оп.ис.ан.ие гр.ан.ицма.рш.ру.та - На.ча.ло - МКОУ СОШ сп. Но.ва.я Ба.лк.ар.ия
до пр.уд.а в Те.рс.ко.м Го.сс.ор.ту.ча.ст.ке.
Пр.ов.ед.ён.ны.е ме.ро.пр.ия.тия: 1 .По.дг.от.ов.ле.ны эк.ск.ур.со.во.ды и пр.ов.од.ят.ся
эк.ск.ур.сии.
2.0пи.са.ны ст.оя.нк.и;
3.За.ло.же.ны ге.об.от.ан.ич.ес.ки.е пл.ощ.ад.ки.
4.Со.ст.ав.ле.н ге.рб.ар.ий ра.ст.ен.ий.
5. Со.бр.ан.ы об.ра.зц.ы по.чв
Пр.от.яж.ен.но.ст.ь ма.рш.ру.та
1500 ме.тр.ов.
Ко.ли.че.ст.во ст.оя.но.к:
1. Ис.то.ри.я се.ла.
2. Ор.ос.ит.ел.ьн.ый ка.на.л МК.ОО.С.
3 Па.ст.би.ще. Ре.ль.еф.
4. Ле.со.за.щи.тн.ая по.ло.са.
5. По.чв.ы.
6. Те.рс.ки.й Го.сс.ор.то.уч.ас.ток
7. Пр.уд.

Ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ка.я ра.бо.та на эк.ол.ог.ич.ес.ко.й тр.опе
1. Ги.др.ол.ог.ич.ес.ки.е ис.сл.ед.ов.ан.ия:
Ме.ст.о пр.ов.ед.ен.ия: Ст.оя.нк.а № 2- Ор.ос.ит.ел.ьн.ый ка.нал
Об.ор.уд.ов.ан.ие: се.ку.нд.ом.ер, по.пл.ав.ки, ру.ле.тк.а, ре.йк.а, ди.ск Се.кка
Пл.ан ис.сл.ед.ов.ан.ий:
1 .1. Оп.ре.де.ле.ни.е ск.ор.ос.ти те.че.ни.я во.ды в ка.на.ле
1.2. Оп.ре.де.ле.ни.е гл.уб.ины
1.3. Оп.ре.де.ле.ни.е по.пе.ре.чн.ог.о се.че.ния
1.4. Оп.ре.де.ле.ни.е ра.сх.од.а во.ды
1.5. Оп.ре.де.ле.ни.е пр.оз.ра.чн.ос.ти во.ды
1.6. Эк.ол.ог.ич.ес.ко.е со.ст.оя.ни.е ор.ос.ит.ел.ьн.ог.о ка.на.ла.
2. Ис.сл.ед.ов.ан.ия ле.сн.ой ра.ст.ит.ел.ьн.ос.ти.
Ме.ст.о пр.ов.ед.ен.ия: ст.оя.нк.а №4 — Ле.со.за.щи.тн.ая по.ло.са
Об.ор.уд.ов.ан.ие: те.рм.ом.ет.р, фо.то.ап.па.ра.т, оп.ре.де.ли.те.ль ра.ст.ен.ий, ру.ле.тк.а, цв.ет.ные
ка.ра.нд.аши, ал.ьб.ом для ри.со.ва.ни.я.
Пл.ан ис.сл.ед.ов.ан.ий:
2.1 .Вы.яв.ле.ние ти.пи.чн.ых ра.ст.ен.ий ле.со.по.ло.сы.
2.2. Оп.ре.де.ле.ни.е вы.со.ты де.ре.вь.ев, то.лщ.ин.ы ст.во.ло.в, ра.сс.то.ян.ий ме.жд.у де.ре.вь.ям.и.
2.3. Оп.ре.де.ле.ни.е ви.до.в ку.ст.ар.ни.ко.в, ко.то.ры.ми пр.ед.ст.ав.ле.н по.дл.ес.ок.
2.4. Со.ст.ав.ле.ни.е сх.ем.ат.ич.ес.ко.го ри.су.нк.а ос.но.вн.ых ви.до.в др.ев.ес.но.й и ку.ст.ар.ни.ко.вой
ра.ст.ит.ел.ьн.ос.ти.
2.5. Из.ме.ре.ни.е те.мп.ер.ат.ур.ы во.зд.ух.а под по.ло.го.м ле.са и на от.кр.ыт.ом пр.ос.тр.ан.ст.ве.
2.6. Оц.ен.ив.ан.ие эк.ол.ог.ич.ес.ко.го со.ст.оя.ни.я ле.са.
3.Бо.та.ни.че.ск.ие ис.сл.ед.ов.ан.ия ст.еп.но.й ра.ст.ит.ел.ьн.ос.ти.
Ме.ст.о пр.ов.ед.ен.ия: ст.оя.нк.а №3.- па.ст.би.ще на юго- за.па.дн.ой ок.ра.ин.е се.ла. Об.ор.уд.ов.ание:
фо.то.ап.па.ра.т, ге.рб.ар.на.я па.пк.а.
4. Ис.сл.ед.ов.ан.ия по.чв
Ме.ст.о пр.ов.ед.ен.ия ст.оя.нк.а № З.
Об.ор.уд.ов.ан.ие: ме.тр, ме.шо.чк.и для об.ра.зц.ов, цв.ет.ны.е ка.ра.нд.аш.и, ал.ьб.ом для
ри.со.ва.ния, фо.то.ап.па.ра.т.
4.1. За.ри.со.ва.ть по.чв.ен.ны.й ра.зр.ез или сф.от.ог.ра.фи.ро.ва.ть.
4.2. Вз.ят.ь об.ра.зц.ы по.чв с ка.жд.ог.о по.чв.ен.но.го го.ри.зо.нт.а.
4.3. Из.ме.ри.ть вы.со.ту ка.жд.ог.о го.ри.зо.нт.а.
4.4. Оп.ре.де.ли.ть вл.аж.но.ст.ь по.чв.
4.5. Ка.ки.е ви.ды ме.ли.ор.ат.ив.ны.х ра.бо.т вы на.бл.юд.ае.те?

Эк.ск.ур.си.он.на.я де.ятел.ьн.ос.ть на эк.ол.ог.ич.ес.ко.й тр.опе
Ст.оя.нк.а №1. Мое се.ло.
Се.ло Но.ва.я Ба.лк.ар.ия ра.сп.ол.ож.ен.о на пр.ав.ом бе.ре.гу ре.ки Те.ре.к, вх.од.ит в со.ст.ав
Те.рс.ко.го ра.йо.на КБР. Ис.то.ри.че.ск.ое на.зв.ан.ие эт.ог.о ме.ст.а - Ма.ла.я Ка.ба.рда. Се.ло
ос.но.ва.но в 1958 го.ду. До ос.но.ва.ни.я се.ла зд.ес.ь бы.ла Ур.ож.ай.не.нс.кая ма.ши.но- тр.ак.то.рн.ая
ст.ан.ци.я (МТС). В се.ле пр.ож.ив.ае.т 1300 жи.те.ле.й. Се.ло мн.ог.он.ац.ио.на.ль.но.е, зд.ес.ь жи.ву.т и
тр.уд.ят.ся ба.лк.ар.цы, ка.ба.рд.ин.цы, ру.сс.ки.е, ту.рк.и — ме.сх.ет.ин.цы.

В се.ле 254 дв.ор.ов. Им.ею.тс.я шк.ол.а, дом ку.ль.ту.ры, вр.ач.еб.на.я ам.бу.ла.то.ри.я, сп.ор.ти.вн.ая
шк.ол.а, ма.га.зи.ны, ме.че.ть.
Че.ре.з се.ло пр.от.ек.ае.т ра.сп.ре.де.ли.те.ль.ны.й ка.на.л МК.ОО.С, так как эта те.рр.ит.ор.ия
на.хо.ди.тс.я в са.мо.й за.су.шл.ив.ой ча.ст.и ре.сп.уб.ли.ки и ну.жд.ае.тс.я в ис.ку.сс.тв.ен.но.м
ор.ош.ен.ии.
Жи.те.ли се.ла в ос.но.вн.ом за.ни.ма.ют.ся ра.ст.ен.ие.во.дс.тв.ом и жи.во.тн.ов.од.ст.во.м.
Шк.ол.а. Зд.ан.ие шк.ол.ы по.ст.ро.ен.о в 1993 го.ду, и ра.ссчит.ан.о на 417 уч.ен.ич.ес.ки.х ме.ст.
Ра.нь.ше шк.ол.а ра.сп.ол.аг.ал.ась в ст.ар.ом зд.ан.ии ба.ра.чн.ог.о ти.па.
Ст.оя.нк.а №2. Ор.ос.ит.ел.ьн.ый ка.на.л МК.ОО.С.
Ма.ло- Ка.ба.рд.ин.ск.ая ор.ос.ит.ел.ьн.ая си.ст.ем.а по.ст.ро.ен.а в 1929 го.ду для ор.ош.ен.ия
за.су.шл.ив.ой ча.ст.и КБР. За.бо.р во.ды ве.де.тс.я с
ре.ки Те.ре.к . Го.ло.вн.ое уп.ра.вл.ен.ие МК.ОО.С на.хо.ди.тс.я в по.се.лк.е Дж.ул.ат. Дл.ин.а
ма.ги.ст.ра.ль.но.го ка.на.ла 56 км. От не.го от.хо.дя.т ра.сп.ре.де.ли.те.ль.ны.е ка.на.лы на мн.ог.ие по.ля
Те.рс.ко.го ра.йо.на.
Ст.оя.нк.а № 3. Па.ст.би.ще.
На юго- за.па.дн.ой ок.ра.ин.е се.ла на.хо.ди.тс.я не.бо.ль.шо.й уч.ас.то.к не.ра.сп.ах.ан.но.й зе.мл.и, где в
ос.но.вн.ом па.се.тс.я ли.чн.ый ск.от. Пл.ощ.ад.ь па.ст.би.ща ок.ол.о 10 га. Ле.то.м па.ст.би.ще
ис.пы.ты.ва.ет си.ль.ну.ю на.гр.уз.ку, так как ск.от бо.ль.ше не.гд.е па.ст.и, по.ед.аю.тс.я тр.ав.ы, си.ль.но
уп.ло.тн.яе.тс.я по.чв.а. Ча.ст.о па.ст.би.ще за.ра.ст.ае.т не.по.ед.ае.мы.ми жи.во.тн.ым.и ви.да.ми
ра.ст.ен.ий. Че.ре.з па.ст.би.ще пр.ох.од.ит ож.ив.ле.нн.ая ав.то.мо.би.ль.на.я до.ро.га, по.эт.ом.у ес.ть
ве.ро.ят.но.ст.ь за.гр.яз.не.ни.я по.чв.ы вр.ед.ны.ми ве.ще.ст.ва.ми, ос.об.ен.но тя.же.лы.ми ме.та.лл.ам.и.
Ст.оя.нк.а № 4. Ле.со.за.щи.тн.ая по.ло.са.
В от.кр.ыт.ых бе.зл.ес.ных ме.ст.но.ст.ях ве.те.р, не вс.тр.еч.ая пр.ег.ра.д, не.ре.дк.о
ду.ет с бо.ль.шо.й си.ло.й и ск.ор.ос.ть.ю. Он за.хв.ат.ыв.ает ме.ль.ча.йш.ие ча.ст.ич.ки
ра.сп.ыл.ен.но.й
по.чв.ы и пе.ре.но.си.т их на да.ле.ки.е ра.сс.то.ян.ия.
Ве.те.р ра.зв.ев.ает по.чв.у ин.ог.да на зн.ач.ит.ел.ьн.ую гл.уб.ин.у (до 25 см).
В1892 го.ду До.ку.ча.ев ра.зр.аб.от.ал си.ст.ем.у ме.ро.пр.ия.ти.й для бо.рь.бы с за.су.хо.й в ст.еп.ны.х
ра.йо.на.х. В эту си.ст.ем.у вх.од.ил.о со.зд.ан.ие по.ле.за.щи.тн.ых по.ло.с. На по.лях Те.рс.ко.го
ра.йо.на
бы.ли со.зд.ан.ы ле.сн.ые по.ло.сы в 1930 го.ду. Ви.до.во.й со.ст.ав их ра.зн.оо.бр.аз.ен,
пр.ои.зр.ас.та.ют: гл.ед.ич.ия, дуб, ск.ум.пи.я, ак.ац.ия, ши.по.вн.ик и др.
Эти за.щи.тн.ые на.са.жд.ен.ия ра.сп.ол.аг.аю.т в ви.де по.ло.с по кр.ая.м па.хотных уг .од.ий.
Ра.зм.ер
ме.жп.ол.ос.ных ра.зл.ич.ны.й: в на.ше.й зо.не со.ст.ав.ля.ет от 60 до 70 ге.кт.ар.ов.
(400-500х1500ме.тр.ов).
До га.зи.фи.ка.ции на.ше.го се.ла, по.ле.за.щ и.тн.ые по.ло.сы по.дв.ер.га.ли.сь ча.ст.ой вы.ру.бк.е, что
пр.ив.ел.о к ос.ла.бл.ен.ию их пр.ям.ой фу.нк.ци.и. В ле.сн.ой по.ло.се сн.ег за.де.рж.ив.ае.тс.я ме.жд.у
де.ре.вь.ям.и, а по.ля, ра.сп.ол.ож.ен.ны.е ср.ед.и
ле.сн.ых по.лос, им.ею.т ро.вн.ый ус.то.йч.ив.ый сн.ег.ов.ой по.кр.ов, ко.то.ры.й ве.сн.ой та.ет
ме.дл.ен.но, а сн.ег.ов.ая вода вп.ит.ыв.ае.тс.я по.ст.еп.ен.но в по.чв.у.
Ле.са не то.ль.ко ум.ер.яют си.лу ве.тр.а, см.яг.ча.ют де.йс.тв.ие су.хо.ве.ев, сб.ер.ег.аю.т по.чв.ен-ную
вл.аг.у, но и пр.ед.охраня.ют по.чв.у от ра.зр.уш .ен.ия и ут.ра.ты её пл.од.ор.од.ия.
Вид.ов.ой со.ст.ав ле.со.по.ло.с:
Ле.со.по.ло.са ме.жду сп Кр.ас.но.ар.ме.йс.ко.е и сп Но.ва.я Ба.лк.ар.ия:

гл.ав.ны.е по.ро.ды: дуб, то.по.ль, вяз, кл.ен, гл.ед.ич.ия и др.уг .ие.
 соп.ут.ст.в у.ющ.им.и по.ро.да.ми яв.ля.ют.ся ива, ск.ум.пи.я, ак.ац.ия.
В ле.сн.ых по.ло.сах та.кж.е вс.тр.еч.аю.тс.я ра.зл.ич.ны.е ку.ст.ар.ни.ки:
та.та.рс.ки.й лох, та.ма.ри.ск, ак.ац.ия, и др.уг.ие.
Ст.оя.нк.а № 5. Ре.ль.еф ме.ст.но.ст.и.
Ре.ль.еф ме.ст.но.ст.и - пл.ос.ка.я ра.вн.ин.а, на юго- во.ст.ок.е пр.от.ян.ул.ис.ь от.ро.ги Те.рс.ко.г о
хр.еб.та с вы.со.та.ми 300-400 ме.тр.ов над ур.ов.не.м мо.ря. Эта те.рр.ит.ор.ия яв.ля.ет.ся ча.ст.ью
Ка.ба.рд.ин.ск.ой ра.вн.ин.ы.
Ст.оя.нк.а №6. Те.рс.ки.й го.сс.ор.ту.ча.ст.ок.
Го.сс.ор.ту.ча.ст.ок со.зд.ан в 50-ые го.ды с це.ль.ю пр.ов.ед.ен.ия со.рт.ои.сп.ыт.ан.ий и
ра.йо.ни.ро.ва.ни.я се.ль.хо.зк.ул.ьт.ур по те.рр.ит.ор.ии ст.ра.ны. До 90 -х го.до.в зд.ес.ь пр.ох.од.ил.и
ис.пы.та.ни.я но.вы.х со.рт.ов ви.но.гр.ад.а, гр.еч.их.и, сои, бы.ли по.пы.тк.и ра.йо.ни.ро.ва.ть рис и
хл.оп.ча.тн.ик. В на.ст.оя.ще.е вр.ем.я ис.пы.ты.ва.ют.ся со.рт.а зе.рн.ов.ых ку.ль.ту.р - ку.ку.ру.зы,
по.дс.ол.не.чн.ик.а, пш.ен.иц.ы, яч.ме.ня, ов.са и го.ро.ха.
Ст.оя.нк.а № 7. Пр.уд.
Пр.уд со.зд.ан ок.ол.о 30 лет на.за.д. За эт.от пе.ри.од во.кр.уг не.го по.яв.ил.ис.ь вл.аг.ол.юб.ив.ые
ра.ст.ен.ия и ок.ол.ов.од.ны.е жи.во.тн.ые. В пр.уд.у ра.зв.од.ят ры.бу, в ос.но.вн.ом ка.рп.а
зе.рк.ал.ьн.ог.о и ок.ун.я. Пл.ощ.ад.ь пр.уд.а 800 кв.м. Гл.уб.ин.а 1, 5 ме.тра


За.кл.юч.ен.ие
Со.зд.ан.ие уч.еб.ны.х эк.ол.ог.ич.ес.ки.х тр.оп сп.ос.об.ст.ву.ет по.вы.ше.ни.ю на.уч.но.го ур.ов.ня
шк.ол.ьн.ог.о об.ра.зо.ва.ни.я. Зн.ан.ия, ко.то.ры.е уч.ащ.ие.ся по.лу.ча.ют на тр.оп.е, те.сн.о св.яз.ан.ы с
пр.ог.ра.мм.ны.м ма.те.ри.ал.ом; они по.мо.га.ют ра.сш.ир.ят.ь и уг.лу.бл.ят.ь зн.ан.ия, по.лу.че.нн.ые
на ур.ок.ах.
Во вр.ем.я эк.ск.ур.си.й пр.ов.од.ят.ся и ис.сл.ед.ов.ан.ия пр.ир.од.ны.х ко.мп.ле.кс.ов на
те.рр.ит.ор.ии на.ше.го се.ла. В ре.зу.ль.та.те ра.бо.ты на эк.ол.ог.ич.ес.ко.й тр.оп.е: со.ст.ав.ле.н па.сп.ор.т
эк.ол.ог.ич.ес.ко.й тр.оп.ы, тр.оп.а ма.рк.ир.ов.ан.а, то ес.ть, на ка.жд.ой ст.оя.нк.е им.ею.тс.я но.ме.ра
ст.оя.но.к.
 Со.ст.ав.ле.ны оп.ис.ан.ия ст.оя.но.к.
 За.ло.же.ны ге.об.от.ан.ич.ес.ки.е пл.ощ.ад.ки.
 Со.ст.ав.ле.н ге.рб.ар.ий ра.ст.ен.ий.
 Со.бр.ан.ы об.ра.зц.ы по.чв.
 По.дг.от.ов.ле.ны эк.ск.ур.со.во.ды из чи.сл.а уч.ен.ик.ов 7 – 8 кл.ас.со.в, ко.то.ры.е пр.ов.од.ят
эк.ск.ур.си.и с мл.ад.ши.ми шк.ол.ьн.ик.ами
На уч.еб.но.й тр.оп.е об.уч.ен.ие и во.сп.ит.ан.ие сл.ив.аю.тс.я в ед.ин.ый пр.оц.ес.с.
Шк.ол.ьн.ик.и ус.ва.ив.аю.т зд.ес.ь не то.ль.ко на.уч.ны.е зн.ан.ия о пр.ир.од.но.й среде, но и
эт.ич.ес.ки.е и пр.ав.ов.ые но.рм.ы св.яз.ан.ны.е но.рм.ы, св.яз.ан.ны.е с
пр.ир.од.оп.ол.ьз.ов.ан.ием.
Ра.бо.та на тр.оп.е по.мо.га.ет ре.ал.из.ов.ат.ь св.яз.ь об.уч.ен.ия с жи.зн.ью, с тр.уд.ом лю.де.й,
во.сп.ит.ыв.ае.т у школь.ни.ка тр.уд.ол.юб.ие и ув.аж.ен.ие к тру.ду. Шк.ол.ьн.ик.и не то.ль.ко
ра.сш.ир.яю.т св.ои ес.те.ст.ве.нн.он.ау.чн.ые зн.ан.ия, но по.ст.иг.аю.т от.но.ше.ни.я че.ло.ве.ка к
ок.ру.жа.ющ.ей ср.ед.е в пр.оц.ес.се тр.уд.а и от.ды.ха. Они уч.ат.ся ко.мп.ле.кс.но оц.ен.ив.ат.ь
ре.зу.ль.та.ты тр.уд.а, пр.ог.но.зи.ро.ва.ть эк.ол.ог.ич.ес.ки.е сл.ед.ст.ви.я де.ят.ел.ьн.ос.ти че.ло.ве.ка.
Пр.ак.ти.че.ск.ая зн.ач.им.ос.ть.
Тр.оп.а де.йс.тв.ит.ел.ьн.о уч.еб.на.я и эк.ол.ог.ич.ес.ка.я. Она ис.по.ль.зу.ет.ся для пр.ов.ед.ен.ия
эк.ск.ур.си.й и за.ня.ти.й по ох.ра.не пр.ир.од.ы на ур.ок.ах ге.ог.ра.фи.и, би.ол.ог.ии и в на.ча.ль.ны.х
кл.ас.са.х на ур.ок.ах ок.ру.жа.ющ .ег.о ми.ра.

Правила поведения на «Учебной экологической тропе»
1. Ни в коем случае не сходить с тропы!
2. Не мешайте жить лесным обитателям — проходите без лишнего шума.
3. Нельзя срывать без надобности любые растения.
4. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотоснимки.
5. На тропе разрешена охота только на комаров и мух.
6. Разводить костры категорически запрещено.

Сп.ис.ок ис.по.ль.зо.ва.нн.ой ли.те.ра.ту.ры
1. Ак.се.но.ва З.Ф. Во.йд.и в пр.ир.од.у др.уг.ом. – М.: ТЦ Сф.ер.а, 2008. – 128 с.
2. Ре.ми.зо.ва Н.И. Уч.еб.на.я эк.ол.ог.ич.ес.ка.я тр.оп.а на пр.иш.ко.ль.но.м уч.ас.тк.е //
3. Сл.ас.те.ни.на Е.С. Эк.ол.ог.ич.ес.ко.е об.ра.зо.ва.ни.е в по.дг.от.ов.ке уч.ит.ел.я. –
М.: Пр.ос.ве.ще.ни.е,1984.
4.Тр.оп.а в га.рм.он.ии с пр.ир.од.ой: Сб.ор.ни.к ро.сс.ий.ск.ог.о и за.ру.бе.жн.ого опыта по созданию экологических троп. - М.: «Р.Валент», 2007. - с.176.
5. Чижова В.П., Петрова Е.Г., Рыбаков А.В. Экологическое образование
(учебные тропы) // Общество и природа. – 2000. – с. 21-33.


Наверх

Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Распоряжение Минпросвещения Российской Федераций № Р-23 от 01.03.2019 г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».